Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 13 ------

Джаяпатака Свами - Ответы на вопросы - Страница 13

необходимость в большей помощи, он также может предлагать поклоны и молитвы, чтобы получить эту помощь.

Конечно, мы не должны все свое время тратить только на поклоны. Это называется «преданный дандаватов». Вместо того чтобы предложить Духовному Учителю какое-то практическое служение, он способен лишь предлагать поклоны. Но все же это лучше, чем вообще ничего не делать, так же как практическая помощь Духовному Учителю в расширении движения сознания Кришны ценится больше, чем одни поклоны. Иначе говоря, по-другому взаимность проявляется через служение, предание и другую деятельность. Однако если человек вообще не кланяется, это может привести к оскорбительности и фамильярности в поведении.

Шикша- или дикша-гуру?

Шридхари деви даси:

Вопрос 1: Если по каким-либо причинам у преданного нет личной связи с его дикша-гуру, и он просит разрешения принять шикшу у другого гуру, то через кого он должен предлагать пищу, через дикша-гуру или через шикша-гуру?

Ответ: Понятно, что связь с дикша-гуру должна присутствовать постоянно. Но вопрос в том, почему эта связь стала слабой. В зависимости от причин, уменьшивших эту связь, шастры дают разные советы. Если дикша-гуру не совершает больших ошибок и компетентен в вопросах философии, то почему ученик должен думать, что у него нет личной связи с гуру, и искать убежища у шикша-гуру? Этот вопрос очень личный и должен обсуждаться между учеником и дикша-гуру. Но ученик может принять шикша-гуру и через него осуществлять свое преданное служение. Это особый случай, и обычно этого не происходит, если духовный учитель находится в добром здравии.

Для прогресса в сознании Кришны рекомендуется относиться к дикша-гуру с почтением. У человека может быть много шикша-гуру, и общение с одним из них может быть более значимым для него, но, следуя правилам, формальное поклонение нужно совершать через дикша-гуру. Согласно шастрам, дикша-гуру несет ответственность за деятельность ученика.

В современном мире Кали-юги эти отношения так слабы, что ученик может решить, что его отношения с гуру разорваны только потому, что духовный учитель не отвечает на письмо или не дает печенье после своего даршана. Если человек слушает критику или же сам измышляет по поводу чего-то, то его вера в гуру утрачивается. Подобные ситуации в действительности ничего не показывают, и такие отношения не являются духовными. Ученику следует приложить все усилия, чтобы восстановить отношения с дикша-гуру. После искренних попыток, сделанных в этом направлении, и чистосердечного разговора с духовным учителем могут быть вынесены заключения о том, что является наиболее благоприятным и способствующим продвижению ученика.

Вопрос 2: Кому такой преданный должен продолжать читать пранаму: дикша-гуру, шикша гуру, или же он должен читать пранаму обоим?

Ответ: Преданный может приносить свои поклоны любому вайшнаву, гуру или предыдущему ачарье. Обязательны только пранамы дикша-гуру и Шриле Прабхупаде. Я не нахожу в шастрах никаких ограничений относительно того, сколько пранам вы можете читать духовным учителям, кроме учета времени и обстоятельств.

Если вы прочтете новую книгу Шиварамы Свами «Шикша-Гуру», то найдете там ответ на этот вопрос. Также недавняя резолюция Джи-Би-Си о шикша-гуру дает некоторое разъяснение этой темы.

Существуют обстоятельства, в которых шикша-гуру принимается как дикша-гуру, и тогда нужно читать пранаму ему. Но такие обстоятельства не обычны, и необходимо предпринять некоторые действия, прежде чем совершить это. Преданный должен детально обсудить подобные вещи со своим духовным учителем.

Отношения с шикша- и дикша-гуру

Вопрос: Что значит правильные отношения между шикша- или дикша-гуру и его учеником?

Ответ: Дикша-гуру - главный, и он ответственен за продвижение ученика в сознании Кришны. Остальные лишь помогают ему в освобождении ученика. Шикша-гуру должны давать ученику свою заботу, помощь и руководство, и их нужно видеть неотличными от дикша-гуру и Господа Кришны, если их наставления не идут вразрез с наставлениями дикша-гуру. Шикша-гуру обязан вдохновлять ученика на служение его дикша-гуру в сознании Кришны. В каком-то смысле все вайшнавы являются гуру (шикша), если они помогают, дают свое общение, показывают хороший пример. Нарахари Тхакур в «Кришна Бхаджанамрите» утверждает, что среди всех этих гуру дикша- и шикша-гуру особенные. Итак, существует еще и формальный шикша-гуру, принимающий ученика, он же дает ему указания и поддерживает его, как это объяснялось выше.

Отношения с другими гуру

Вопрос 1: Какие отношения должны быть с другими гуру-санньяси или учителями, вдохновляющими в духовной жизни?

Ответ: Ученик должен почитать их и черпать вдохновение. Если у вас есть вера в кого-то как в представителя Шри Кришны Чайтаньи, вы можете принять его своим шикша-гуру.

Вопрос 2: Что необходимо сделать, если мы видим, что эти люди поступают неправильно?

Ответ: Есть правила этикета, в них все сказано. Гуру в каждом крупном городе На проповеднической программе в Южной Африке:

Вопрос: Почему в каждом крупном городе нет своего гуру (взрыв смеха)?

Ответ: Мы хотим этого! Именно поэтому в будущем все должны стать гуру. Сейчас проблема в том, что у нас очень мало гуру, не так ли? Сейчас в ИСККОН есть всего около шестидесяти гуру, но мы хотим, чтобы в будущем были тысячи гуру, многие из нас должны стать гуру. В будущем преданные должны стать очень серьезными и квалифицированными, чтобы они также могли продолжать ученическую преемственность. Конечно, в каком-то смысле, в каждом крупном городе есть гуру, поскольку все вайшнавы

Навигация:

Страница 15
Страница 14
-- Страница 13 --
Страница 12
Страница 11