гопи), они предпочитают оставаться под Её покровительством. Точно так же, хотя уттама-бхагавата-вайшнавы могут быть гуру для многих учеников, они остаются последователями Шри Рупы Госвами. Наш Шрила Прабхупада является тому ярчайшим примером.
йутхадхипатве `пй аучитйам дадхана лалитадайах
свешта-радхади-бхавасйа лобхат сакхйа-ручим дадхух
Хотя Лалита и другие главные сакхи вполне могут быть йутхешвари, лидерами групп гопи, они страстно желают доставить удовольствие своей любимой подруге Шри Радхе и потому предпочитают оставаться в положении Её помощниц, находящихся под Её покровительством. Они не хотят становится независимыми йутхешвари-найиками (т.е. составлять Ей конкуренцию в отношениях с Кришной).
(Шрила Рупа Госвами, Уджджвала-ниламани, Хари-прийа-пракарана 3.61)
Текст 37
премна йе парибантанена калитах севах садаивотшуках
курванах парамадарена сататам даса вайасйопамах
вамши-дарпана-дутйа-виласат-тамбула-винадибхих
пранешам паритошайанти париташ тан патри-мукхйан бхадже
Я поклоняюсь слугам Кришны, возглавляемым Патри, которые окружают Его любовью и заботой, делая Его счастливым. Они служат Ему, - подавая флейту, предлагая зеркало, воду и орехи бетеля, принося Ему записки и сообщения, а также услаждая Его слух игрой на вине. Совершая так много видов служения, они вечно поклоняются Пранешу, Господу своих жизней, умом, телом и словами.
Преданные, которые нашли прибежище в дасйа-расе, делятся на четыре категории:
1. адхикрита – уполномоченные или назначенные слуги. К ним относятся полубоги, такие как Брахма, Индра и другие.
2. ашрита – обрётшие прибежище или находящиеся под защитой Господа.
Ашрита делятся ещё на три категории:
А. шаранагата – предавшиеся души. Змей Калия и цари пленённые Джарасандхой относятся к этой категории.
Б. гйаничара – просветлённые мудрые философы. Шаунака Риши и другие мудрецы, отказавшиеся от стремления к имперсональному освобождению.
В. сева-ништха – привязанные к преданному служению. Господь Шива, Шрутадева и Пундарика относятся к этой категории.
3. паришада – слуги из ближайшего окружения Господа. Уддхава, Дарука, Сатьяки, Бхишма и Видура относятся к этой категории.
4. анугата – близкие спутники Кришны. В основном это жители Враджи, такие как Патри, Рактака и Патрака.
Давайте склонимся в почтении перед неразлучными спутниками сына Нанды Махараджи. Они никогда не покидают Вриндаваны, их украшают нитки жемчуга и золотые браслеты. Цветом кожи они напоминают чёрных пчёл и золотую луну. Одежды на них подчёркивают особенности их внешности. Некоторых из них, называемых дхурья, привлекает служение возлюбленным Кришны, гопи.
Слуги Господа Шри Кришны бывают вечно свободные (нитйа-сиддха), достигшие совершенства чистого преданного служения (сиддха) и практикующие преданное служение в обусловленном состоянии сознания (садхаки).
Текст 38
тамбуларпана-пада-мардана-пайо-данабхисарадибхир-
вриндаранйа-махешварим прийатайа йаш тошайанти прийах
прана-прештха-сакхи-кулад апи киласанкочита бхумиках
кели-бхумишу рупа-манджари-мукхас та дасиках самшрайе
Предлагая Радхе орехи бетеля, массируя Её стопы, поднося Ей воду, устраивая Её тайные свидания с Кришной и выполняя прочие поручения, множество служанок-гопи с любовью служат великой царице Вриндавана. Божественные возлюбленные наслаждаются обществом гопи, которым лотосоокая Шри Радха дороже самой жизни, а я стремлюсь обрести покровительство этих гопи, во главе которых стоит Шримати Рупа манджари.
Есть разные категории гопи: кришна-снехадхика – те, которые больше любят Кришну; сама-снехадхика – те, кто одинаково любят Радху и Кришну; и радха-снехадхика – те, кто больше любят Радху. Эти особые гопи известны как манджари, и именно о них говорит Шри Рагхунатха даса Госвами в этом стихе. Следует заметить, что Махапрабху – Господь Чайтанйа, принёс в этот мир именно такую любовь к Господу – унната-уджджвала-раса, которые испытывают гопи возглавляемые Рупой манджари. Рупа Госвами и есть эта Рупа манджари. И поэтому наша сампрадайа называется – Рупануга-сампрадайа. Мы последователи Рупы Госвами и нашим идеалом любви к Богу является то, что принёс Чайтанйа Махапрабху. Все Ачарйи нашей сампрадайи в духовном мире являются манджари – юными невинными девочками, служащими Шри Радхе, под руководством Шри Рупы манджари.
Текст 39
трини-критйа спхаратам сукха-джаладхи-сарам спхутам апи
свакийам премнам йе бхара-никара-намра мура-рипох
сукхабхашам шашват пратхайитум алам праудха-кутукад-
йаташ те тан дханйан парам иха бхадже мадхава-ганан
Я поклоняюсь, исполненным блаженства, преданным Господа Мадхавы, которые считают обильный нектар своего счастья любви незначительнее стебелька травинки. Они всегда с любовью и смирением стараются доставить удовольствие Господу своей жизни Мура-рипу.
Шри Бхагавата аштака
(Шри Расикананда)
1.
шри-говинда-падаравинда мадхупан анйабхилаштхо-уджджхитан
пурна премарасотсаво `джджвала мановритти-прасанна-ананан
шашват кришна-катхамрита пайорасоу муда кхелато
ванде бхагаватан иман анулавам мурдхна нипатйакхитан
Я постоянно возношу молитвы и предлагаю свои поклоны всем бхагаватам, слугам Господа, которые подобны пчёлам, пьют нектар с лотосных стоп Шри Говинды. Наслаждаясь этим нектаром самой возвышенной любви к Кришне, они отреклись от материального мира и погрузились в беспримесную преданность Господу. Блаженство и умиротворение заполняют их чистые умы. Према освещает их лица. Они вечно наслаждаются, плавая в океане нектара, вспахтанного слушанием повествований о Господе Кришне.
2.
падабдже-крита-сат критавапи-чатур-варге грихинам курвато
дрикпате-пи-гатавйатхан-враджапати премамрита-свадкан
маннанан атидуштарам бхавамаха патхонидхим гошпадам
ванде бхагаватан иман анулавам мурдхна нипатйакхитан
Хотя даже дхарма, артха, кама и мокша припадают к их лотосным стопам, предлагая своё служение, слуги Кришны отвергают и их. Они просто не обращают внимания на эти приманки майи. Страдания неизвестны им. Вкушая нектар любви к Господу, они воспринимают гигантский, полный беспокойств океан материального существования, как лужицу в следе от телячьего копытца. Я постоянно возношу молитвы и предлагаю поклоны всем бхагаватам, слугам Господа.
3.
мригйам брахмабхавадибхи враджавадху-натхангхри канджадваим
сватантрайат пранайору раджджубхирхо баддха
сваччханандам пибата стадасава-расам прашйандаманам муда
ванде бхагаватан иман анулавам мурдхна нипатйакхитан
Без чьей-либо помощи,