стхапитам йена бху-тале
свайам рупа када махйам дадати сва-падантикам
Когда же Шри Рупа Госвами даст мне прибежище у своих лотосных стоп? Поняв сокровенное желание Шри Чайтанйи Махапрабху, он положил в этом мире начало Его миссии, и потому он очень дорог Господу.
(Шрила Нароттама дас Тхакур, Према-бхакти-чандрика)
Шрила Нароттама дас Тхакур, прославленный ученик Шри Локанатхи Госвами, последователь Кришна даса Кавираджа Госвами и Шри Даса Госвами. Перед уходом всеблагой Бхактисиддханта Сарасвати сказал: «…Тхакур Нароттам жил по принципам Рупы и Рагхунатхи. Лучше всего следовать этому пути».
Повторяя слова «Бхакти-ратнакары» я в своём сердце молюсь:
шри тхакура нароттама патита-павана
шрила нароттама-чарана-сароруха
бхаджана парайана бхувана-уджора
Шрила Нароттама даса Тхакур – спаситель падших душ. Поклоняясь его стопам-лотосам, я пересеку океан материального существования. /Бхакти-ратнакара. Нарахари Чакраварти/
Как же после всего написанного не выразить почтения сияющей нежностью и любовью Шри Рати манджари, самой близкой подруге Шри Рупы манджари. Сердце переполняется неизъяснимыми чувствами при мысли об этих, совершенных в своей любви к Радхе и Кришне, Богинях Враджа, чистых и невинных в своём служении, полностью бескорыстных. И снова слова молитвы подсказывает Шрила Дхйаначандра Госвами. Господь Чайтанйа попросил Даса Госвами описать внутренние чувства спонтанной любви, а Вакрешвару Госвами – внешнюю практику этого сокровенного процесса, поэтому я могу вознести молитву лотосным, маленьким, розовым стопам Шри Рати манджари, совершенной служанке Шри Радхарани деви.
тараливасо-йугалам васанам
тадит-самана-сватану ччхавим ча
шри радхикайа никате васантим
бхадже сурупам рати-манджарим там
ийам шри рагхунатхакхйам прапта гаура-расе калау
С величайшим почтением я кланяюсь прекрасной Шри Рати манджари, которая носит одежды, украшенные блестящими звёздами. Её тело сияет как молния, и она всегда находится рядом с Шри Радхикой. В игры Господа Гауры она пришла как Шри Рагхунатха дас Госвами. (Кишори-тантра)
Шрила Бхактивинода Тхакур, который в год явления Шрилы Прабхупады (1896 год) начал осуществлять миссию Махапрабху, отправил книгу о Господе Чайтанйе и Его философии на Запад, написал такую молитву:
садханаир дживане йасйа дришто бхаводайа-крамах
рагхунатхам ахам ванде даса-госвами нам прабхум
В низком поклоне я склоняюсь перед Шри Рагхунатхой дасом Госвами, чья жизнь – ярчайший пример, постепенного развития бхавы – ростка любви к Богу, в процессе преданного служения. (Бхагаватарка-маричи-мала 1.16)
Господа и Его милость, Его энергию Бхакти-деви, невозможно привлечь ничем, кроме преданности. Это и называется термином «бхава». Если в сердце есть хоть капля бхавы – жизнь становится совершенной, ибо такая жизнь имеет только одну цель – доставить удовольствие Кришне своим служением. А это счастье, которого так хочет душа, постоянно увеличивающийся океан блаженства, как сказал Махапрабху: «анандамбудхи-вардханам».
Поэтому моя жизнь накрепко связана с прайоджана-ачарйей Шри Дасом Госвами, с тем, кто учит, и прежде всего своим примером тому, в чём нуждается душа, в чём есть настоятельная, более важная чем воздух, вода и пища, потребность в любви духовной, неземной, без примеси корысти или расчёта.
махапрабху прийа бхритйа – рагхунатха даса
сарва тйаджи` койило прабхура пада-тале баса
прабху самарпила танре сварупере хате
прабхура гупта-себа коило сварупере сатхе
шодаша ватсара коило антаранга-себана
сварупера антардхане аила бриндабана
бриндабане дуи бхаира чарана декхийа
говардхане тйаджибо деха бхригупата корийа
эи та` нишчайа кори` аила бриндабане
аси` рупа-санатанера` бандило чаране
таде дуи бхаи танре марите на дило
ниджа тритийа бхаи коро` никате ракхило
махапрабхура лила йата бахира-антара
дуи бхаи танра мукхе шуне нирантара
анна-джала тйага коило анйа-катхана
пала дуи-тина матха корена бхакшана
сахасра дандават коре, лойа лакша нама
дуи сахасра баишнабере нитйа паранама
ратри-дине радха-кришнера манаса себана
прахарека махапрабхура чаритра-катхана
тина сандхйа радха-кунде апатита снана
бхаджа-баси байшнабе коре алингана мана
сардха сапта-прахара коре бхактира садхане
чари данда нидра, сеха нахе кона-дине
танхара садхана-рити шуните чаматкара
сеи рупа-рагхунатха прабху йе амара
Шрила Рагхунатха даса Госвами был одним из самых дорогих слуг Господа Чайтанйи Махапрабху, Он оставил всю свою материальную собственность, чтобы полностью предаться Господу и жить у Его лотосных стоп, Когда он пришёл к Господу в Джаганатха Пури, Махапрабху поручил его заботам Сварупы Дамодары, Своего секретаря. Так они вместе стали заниматься сокровенным служением Господу Гауре. Так он служил в Пури в течении шестнадцати лет, а после ухода Господа, Сварупы Дамодары и Гададхары Пандита покинул Пури и пришёл во Вриндаван. Он намеривался придти во Вриндаван, увидеть лотосные стопы Рупы и Санатаны, а затем покончить с собой, бросившись с Говардхана. С такими намерениями, придя во Вриндаван, он навестил Рупу и Санатану Госвами и поклонился им. Однако эти двое святых братьев не позволили ему умереть. Они приняли его, как своего третьего брата и держали рядом с собой. Поскольку Дас Госвами был помощником Сварупы Дамодары, он очень много знал о доступных всем и о сокровенных деяниях Махапрабху. Поэтому двое братьев, Рупа и Санатана, часто слушали, как он рассказывал об этом. Постепенно он прекратил есть и выпивал всего несколько капель пахты в день. Каждый день он неукоснительно тысячу раз кланялся Господу, повторял, по крайней мере, сто тысяч Имён и кланялся двум тысячам вайшнавов. День и ночь он служил в уме Радхе-Кришне и ежедневно по три часа рассказывал об играх Махапрабху. Трижды в день он совершал омовение в Радха-кунде. Встречая вайшнава, живущего во Вриндаване, он тут же обнимал его и выражал ему почтение, Он посвящал преданному служению более двадцати двух с половиной