авани-деванвайа-видхум
нумо бхушо-ратнам бхува ива вибхор асйа дайитам
йада сйад унмилан-нирава-кара-вриндавана-рахах
катхасвадам лабдхва джагати на джанах ко’пи рамате
Мы приносим свои почтительные поклоны Шринатхе Чакраварти, нашему духовному учителю, который очень дорог всемогущей Личности Бога. Наш духовный учитель - словно драгоценный камень, украшающий Землю, он – словно роскошная луна, сияющая в обществе брахманов. Его рассказы о сокровенных играх Господа Кришны во Вриндаване подобны нектару, и только редкие, возвышенные души в этом мире способны понять их и наслаждаться ими.
4
питарам шри-шиванандам сена-вамша-прадипакам
ванде’хам парайа бхактйа паршадагрйам махапрабхох
С великой преданностью я приношу почтительные поклоны своему отцу, Шри Шивананде, сияющему, словно бриллиантовый светильник, в династии Сены, одному из самых выдающихся спутников Господа Махапрабху.
5
йе викхйатах париварах шри-чайтанйа-махапрабхох
нитйанандадваитайош ча тешам апи махийашам
гопаланам ча пурвани намани йани каничит
сва-сва-грантхе сварупадйаир даршитанй ади-сурибхих
вилокйанйани садхунам матхураудра-нивасинам
гаудийанам апи мукхан нишамйа сва-манишайа
вивичйамредитах каишчит каишчит тани ликхамй ахам
намна шри-парамананда-дасах севита-шашанах
Шрила Сварупа Дамодара Госвами и другие великие писатели-вайшнавы посвятили немало слов великим спутникам Господа Чайтаньи Махапрабху, Господа Нитьянанды и Господа Адвайты. Эти писатели объяснили, что спутники Господа Чайтаньи были во время прихода Господа Кришны вриндаванскими пастухами, и рассказали нам, как звали прежде каждого из спутников Господа. Я тщательно изучил все эти работы, слышал я также и доводы преданных из Бенгалии, Ориссы и Матхуры. Собрав все эти свидетельства, я, Парамананда даса, пишу эту книгу, посвященную предыдущим
воплощениям спутников Господа Чайтаньи Махапрабху.
6
йадват пура кришна-чандрах панча-таттватмако’пи сан
йатах пракататам тадват гаурах пракататам ийам
Как явился когда-то в этом мире не отличающийся от Панча-таттвы Господь Кришначандра, так явился в этом мире и Господь Гаура.
7
свабхиннена йатах таттвам панча-таттвам ихочйате
анйатха тад-асамбандхат тат таттвам сйач чатуштайам
Представители Панча-таттвы не отличаются от Господа Чайтаньи Махапрабху. Будь они отличны от Него, их звали бы “чатуштаям таттвам (четыре истины)”.
8
тад-бхиннам йат тад эватра тад абхиннам вибхавйатам
йатах свайеччхайа шактйа кришнас тадришатам гатах
Представители Панча-таттвы отличаются от Господа Кришны, но опять-таки - они не отличаются от Него. Воспользовавшись своей внутренней энергией, Господь сделал так, что представители Панча-таттвы одновременно и отличаются от Него, и не отличаются.
9-10
атах сварупа-чаранаир уктам таттва-нирупане
упадхи-бхедат панчатвам таттвасйеха прадаршйате
панча-таттватмакам кришнам бхакта-рупа-сварупакам
бхактаватарам бхактакхйам намами бхакти-шактикам
Шрила Сварупа Дамодара Госвами описал пятерых представителей Панча-таттвы следующим образом. “Я приношу почтительные поклоны Верховному Господу Кришне, который не отличается от своих ипостасей: преданного, воплощения преданности, проявления преданности, чистого преданного и энергии преданности”.
11
асйартхо вивритас таир йах са санкшипйа виликхйате
бхакта-рупо гаурачандро йато’сау нанда-нанданах
бхакта-сварупо нитйанандо врадже йах шри-халайудхах
бхактаватара ачарйо’дваито йах шри-садашива
бхактакхйах шринивасадйа йатас те бхакта-рупинах
бхакта-шактир двиджагранйах шри-гададхара-пандитах
Сейчас я объясню вкратце значение этих слов. В Панча-таттве бхакта-рупа (облик преданного) - это Господь Гаурачандра, явившийся когда-то как Господь Кришна, сын Нанды Махараджи. Бхакта-сварупа (воплощение преданности) - это Господь Нитьянанда, явившийся раньше во Враджабхуми как Господь Баларама. Бхакта-аватара (проявление преданности) - это Господь Адвайта Ачарья, не отличающийся от Господа Садашивы. Бхактакхья (чистый преданный) - это Шриниваса, а также другие великие преданные. Бхакта-шакти (энергия преданности) - это Гададхара Пандит, величайший из брахманов.
12
шри-вишвамбхарадваита-нитйанандавадхутаках
атра трайах самуннейа виграхах прабхаваш ча те
эко махапрабхур гйейа шри-чайтанйа-дайамбудхих
прабху двау шри-йутау нитйанандадваита-махашайау
госвамино виграхаш ча те двиджаш ча гададхарах
панча-таттватмака эте шринивасаш ча пандитах
Господь Вишвамбхара, Господь Нитьянанда Авадхута и Господь Адвайта - все они воплощения в величайшей степени благородной Личности Бога, и всех Их величают титулом Прабху (господин). Из них Господа Чайтанью, океан милости, величают Махапрабху (великим господином), а таких великих личностей, как Господь Нитьянанда и Господь Адвайта - просто Прабху (господами). Все трое известны также как Госвами (владыки чувств). Титул Гададхары – Двиджа (брахман), а титул Шринивасы - Пандит (ученый). Таковы титулы представителей Панча-таттвы.
йад уктам татра госвами-шри-сварупа-падамбуджаих –
Шрила Сварупа Дамодара Госвами объяснял в связи с этим:
13
трайо’тра виграха гйейах прабхаваш чатра те трайах
эко махапрабхур гйейо двау прабху самматау сатам
Титул “Махапрабху” следует употреблять лишь по отношению к Господу Чайтанье, хотя титул “Прабху” можно употреблять по отношению к Господу Чайтанье, Господу Нитьянанде и Господу Адвайте. Поэтому, преданные обращаются к Господу Чайтанье как к Махапрабху, а к Господу Нитьянанде и Господу Адвайте - как к Прабху.
14
эшам паршада-варга йе махантах парикиртитах
нитйананда-ганах сарве гопала гопа-вешинах
эшам самбандха-сампаркад упа-гопала-саттамах
Все спутники Господа Чайтаньи, Господа Нитьянанды и Господа Адвайты - очень возвышенные личности. Во время пришествия Господа Кришны все спутники Господа Нитьянанды были мальчиками-пастушками.
15
татра шриман-навадвипе вишвамбхара-самипатах
виласанти сма те гйейа ваишнава хи махаттамах
Самыми возвышенными личностями считаются спутники Господа Чайтаньи в Навадвипе.
16
дакшинади-дишам йане йаих санго махапрабхох
те те маханто мантавйах паре гйейах свайогйатах
За ними следуют спутники Господа в Джаганнатха Пури, а за ними - великие души, с которыми Господь Махапрабху встречался во время своего путешествия по Южной Индии и другим местам.
17
атах сварупа-чаранаир уктам гаура-нирупане
панча-таттвасйа сампаркат йе йе кхйата махаттамах
те те маханто гопалах стханач чхраиштхйади-вачаках
Рассказывая о Господе Гауре, Шрила Сварупа Дамодара Госвами объяснил, что среди благородных спутников Панча-таттвы есть преданные, которые раньше были мальчиками-пастушками, игравшими с Господом Кришной.
18
расагйах шри-вриндаванам ити йам ахур баху-видо
йам этам голокам катипайа-джанах прахур апаре
сита-двипам прахур парам апи пара-вйома джагадур
навадвипах со’йам джайати парамашчарйа магнам йатах
Некоторые ученые преданные говорят, что Навадвипа - это тот же самый Вриндаван. Другие говорят, что в действительности Навадвипа - это духовная планета Голока. Третьи утверждают, что Навадвипа - это планета Шветадвипа, а