всех направлениях. В настроении маха-бхавы Он то взрывался громким смехом, то неудержимым плачем, взывая «Кришна! Кришна!» Так, благодаря множествам положений Его игр, блеск Его красоты проявлялся все больше и больше. Я счастливо пою эту бесконечную славу моего золотого Господа Гаурасундара, прекрасной божественной обители чистой любви.
41
према-мугдха-нритйа-киртанакуларитантикам
снана-дханйа-вари-дханйа-бхуми-кунда-дешакам
према-кунда-радхикакхйа-шастра-ванданадарам
према-дхама-девам эва науми гаура-сундарам
Пребывая в экстазе божественной любви, танцуя и воспевая святые имена, Господь приблизился к священному пруду Шри Радха-кунде. Он благословил воды рисовых полей, омывшись в них, тем самым явив подлинное место Радха-кунды. Затем Он в молитвенном настроении спел стихи писаний, поклоняясь и прославляя это божественное озеро любви, названное именем супруги Всевышнего - Шри Радхи. Я счастливо пою эту бесконечную славу моего золотого Господа Гаурасундара, прекрасной божественной обители чистой любви.
42
тинтиди-таластха-йамунорми-бхаванаплутам
нирджанаика-радхикатма-бхава-ваибхававритам
шйама-радхикапта-гаура-таттва-бхиттикакарам
према-дхама-девам эва науми гаура-сундарам
Во время посещения различных мест божественных игр во Вриндаване, Господь приблизился к знаменитому тамариндовому дереву (которое существовало еще с Двапара-юги). Он сел под его ветвями и, смотря на танцующие воды Ямуны, внезапно вспомнил джала-кели, став опьяненным мыслями о сокровенных развлечениях Господа Кришны с гопи в этих водах. В этом уединенном месте, ничем не обеспокоенный, Он забылся в мыслях о Радхике, Ее красоте и Ее сладости. Это именно то место, где берет свое начало Гаура-таттва, ибо именно здесь Шьямасундара был полностью поглощен экстатической любовью к Шри Радхе. Шриман Махапрабху, Сам являющийся источником всего, вечно живет в этом месте. Я счастливо пою эту бесконечную славу моего золотого Господа Гаурасундара, прекрасной, божественной обители чистой любви.
43
шарика-шукокти-каутикадхйа-ласйа-лапитам
радхика-вйатита-камадева-кама-мохитам
према-вашйа-кришна-бхава-бхакта-хриччаматкарам
према-дхама-девам эва науми гаура-сундарам
Он был свидетелем остроумной и смешной беседы между попугаем и его супругой, в которой величайший Бог Любви, Шри Кришна, описывался как потерявший голову от любовных желаний в отсутствии Шри Радхики. Этим диалогом Господь наполнил сердца преданных удивлением, открывая, что сладость характера Кришны состоит в том, что Он может быть покорен любовью. Я счастливо пою эту бесконечную славу моего золотого Господа Гаурасундара, прекрасной, божественной обители чистой любви.
44
шри-прайага-дхама-рупа-рага-бхакти-санчарам
шри-санатанади-каши-бхакти-шикшанадарам
ваишнавануродха-бхеда-нирвишеша-панджарам
према-дхама-девам эва науми гаура-сундарам
В Праяг-дхаме Господь уполномочил Шрилу Рупу Госвами понять и распространить божественную любовь в настроении Вриндаваны. В Каши-дхаме Он с любовью обучил Шрилу Санатану Госвами и других принципам и практике чистой преданности. По просьбе присутствующих ваишнавов, Он разрушил упрямую гордость ограниченных имперсоналистов Каши, которые слепо верили в самопоклонение, и даровал им преданность Пара-Брахману, Высшей Абсолютной Истине. Я счастливо пою эту бесконечную славу моего золотого Господа Гаурасундара, прекрасной, божественной обители чистой любви.
45
нйаси-лакша-найака-пракашананда-таракам
нйаси-раши-каги-васи-кришна-нама-паракам
вйаса-нарадади-датта-ведадхи-дхурандхарам
према-дхама-девам эва науми гаура-сундарам
Затем Пракашананда Сарасвати, лидер сотен тысяч маявади-санньяси, спасенный Господом из ямы имперсонализма, освободил обитателей Каши, которые были главным образом санньяси, из океана рождений и смертей, даруя им святые имена Господа Кришны. Господь является трансцендентной опорой колесницы нектарных заключений ведических писаний, полученных в ученической преемственности через Нараду и Вьясу. Я счастливо пою эту бесконечную славу моего золотого Господа Гаурасундара, прекрасной, божественной обители чистой любви.
46
брахма-сутра-бхашйа-кришна-нарадопадешакам
шлока-турийа-бхашйананта-кришнаа-сампракашакам
шабда-вартананта-хету-нама-джива-нистарам
према-дхама-девам эва науми гаура-сундарам
В Каши, на собрании маявади-санньяси, Он учил, что Шримад Бхагаватам — это естественный комментарий на Брахма-сутру, в точности как это пришло от Шри Кришны через Брахму, Нараду и парампару, учиническую преемственность. Объяснив чатур-шлоки (четыре главных стиха Бхагаватам)*, Он блестяще явил не двойственную Абсолютную Истину, самосветящийся источник мироздания — Верховную Личность Господа Шри Кришну. Он установил, что лишь шабда-брахма, трансцендентная звуковая вибрация святых имен Кришны, дарует величайшее благо живому существу, освобождая его от круговорота рождений и смертей. Я счастливо пою эту бесконечную славу моего золотого Господа Гаурасундара, прекрасной, божественной обители чистой любви.
* Шримад Бхагаватам 2.9.33-36 ади-чатур-шлоки:
ахам эвасам эвагре нанйад йат сад-асат парам
пашчад ахам йад этач ча йо `вашишйета со `смй ахам
О Брахма, это Я, Личность Бога, существовал до начала творения, когда не было ничего, кроме Меня. Не было тогда и материальной природы, причины возникновения мироздания. Все, что ты видишь сейчас, - тоже Я, Личность Бога, и то, что остается
после уничтожения, - тоже Я, Личность Бога.
рите `ртхам йат пратийета на пратийета чатмани
тад видйад атмано майам йатхабхасо йатха тамах
О Брахма, все, что кажется обладающим какой-то ценностью, но при этом не связано со Мной, - нереально. Знай же, что это - Моя иллюзорная энергия, отблеск света во тьме.
йатха маханти бхутани бхутешуччавачешв ану
правиштанй аправиштани татха тешу на тешв ахам
О Брахма, как первоэлементы вселенной входят в космос и в то же время не входят в него, так и Я пребываю во всем сотворенном и в то же время существую отдельно от всего.
этавад эва джигйасйам таттва-джигйасунатманах
анвайа-вйатирекабхйам йат сйат сарватра сарвада
Тот, кто ищет Высшую Абсолютную Истину, Личность Бога, должен во что бы то ни стало продолжать свой поиск вплоть до достижения своей цели - всегда и везде, при любых обстоятельствах, как прямыми, так и косвенными методами.
47
атмарама-вачанади-нирвишеша-кханданам
шраута-вакйа-сартхакаика-чидвиласа-манданам
дивйа-кришна-виграхади-гауна-буддхи-дхиккарам
према-дхама-девам эва науми гаура-сундарам
Он вдребезги разбил имперсональные доктрины Шанкарачарйи, представив шестьдесят различных объяснений знаменитого стиха атмарама* из Шримад Бхагаватам. С помощью бесчисленных ссылок на священные Писания, Он пролил свет на сладостные трансцендентные игры Всевышнего Господа. Он строго осудил ненавистную концепцию, что божества Кришны являются просто трансформацией иллюзорного материального качества благости.