склонность к простой жизни и мог претерпевать суровые лишения. Брахме стоило большого труда уговорить Его начать править царством Каши, и, когда Господь согласился, Его стали называть Раджа-раджей. В «Шримад-Бхагаватам» (9.17.4) сказано: «Сыном Кашьи был Каши, у которого родился Раштра, отец Диргхатамы. У Диргхатамы родился сын по имени Дханвантари, который стал основоположником медицины (Аюр-веды). Дханвантари был воплощением Господа Васудевы, который наслаждается плодами жертвоприношений. Тот, кто вспоминает имя
Дханвантари, избавляется от всех мыслимых немощей и болезней».
Будучи царем, Дханвантари составил самхиты по восьми разделам Аюр-веды. Эти восемь разделов таковы:
1. Терапия (кайачикитса);
2. Хирургия (шалья тантра);
3. Офтальмология (шалакья тантра) — лечение глазных болезней;
4. Педиатрия (каумарабхитрья) — профилактика и лечение детских болезней;
5. Токсикология (агада тантра) — наука о ядах и противоядиях;
6. Психиатрия (бхутавидья) — лечение умственных расстройств;
7. Гериатрия (расайана) — наука омоложения организма;
8. Сексология (ваджикарана).
Наставления Господа Дханвантари записаны в «Агни-пуране», а также в трактате Его ученика Шушруты.
В «Вишну-пуране» сказано, что Дханвантари обладал очень привлекательной внешностью. В руках Он держал по сосуду с нектаром. В «Рамаяне» утверждается, что Дханвантари, появившийся из молочного океана, держал в руках данду (атрибут монаха, живущего в отречении) и сосуд для воды. Однако в священных писаниях чаще встречаются указания на то, что у Дханвантари было четыре руки. В двух правых руках он держит золотую пиявку (символ очищения крови) и раковину, а в левых руках — раковину и сосуд с нектаром бессмертия. Туласи-мала на шее и темно-синий цвет тела подчеркивают Его общность с Господом Вишну.
В «Прапанча-сара-сангархе» есть шлоки, описывающие различные формы медитации на Господа Дханвантари. Эти шлоки гласят, что Его тело темного цвета, лик Его излучает сияние, а в руках Он держит раковину, диск, пиявку и сосуд с нектаром. В другой шлоке утверждается, что Он омывается нектаром, вытекающим из двух сосудов.
"Никто не в силах измерить океан божественных трансцендентных вкусов. Я описал лишь каплю этого океана, чтобы ты мог узнать, каков он на вкус. Ты же должен подробно рассказать об этом в своих книгах". Чайтанья Махапрабху (Беседа со Шрилой Рупой Госвами на Дашашвамедха-гхате в Праяге).
Глава третья
Господь Чайтанья в Праяге
В 1434 году эры Шакабда (1512 г. н.э.) Шри Чайтанья Махапрабху дважды посещал Праяг. Один раз Он остановился там, возвращаясь из Джаганнатха Пури во Вриндаван. На обратном пути Он снова задержался в Праяге, чтобы омыться в Тривени-сангаме во время проходившей тогда Магха-мелы. Когда Господь отправился посетить храм Биндху-Мадхавы в Праяге, тысячи людей последовали вслед за Ним, горя желанием пообщаться с Махапрабху.
Священные писания гласят, что хотя в тот год река обмелела и не могла затопить Праяг, Шри Чайтанья Махапрабху наводнил весь город святыми именами Господа: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе».
Именно тогда Шри Чайтанья Махапрабху изложил науку бхакти-йоги Шриле Рупе Госвами. Рупа Госвами подробно описал свои беседы с Господом в великом трактате «Бхакти-расамрита-синдху». Через несколько столетий Шрила Прабхупада опубликовал краткий вариант этой книги — «Нектар преданности».
В «Чайтанья-чаритамрите» пребывание Чайтаньи Махапрабху в Праяге описывается в Мадхья-лиле, в главах 17-19, и я воспользовался этим материалом при написании данной главы.
Первый визит Шри Чайтаньи в Праяг
Завершив путешествие по Южной Индии, Шри Чайтанья Махапрабху возвратился в Джаганнатха Пури. Он хотел посетить северную часть страны, и неоднократно собирался отправиться во Вриндаван, но любовь преданных удерживала Его в Пури. В конце концов, Он решил уйти во Вриндаван, и отправился в путь ночью, захватив с собой лишь двух доверенных слуг. Путь Шри Чайтаньи пролегал через лес Джарикханда, где по Его воле животные стали воспевать святые имена Господа. По дороге во Вриндаван Господь зашел в Праяг.
Мадхья 17.149
‘прайаге` асийа прабху кайла вени-снана
‘мадхава’ декхийа преме каила нртйа-гана
Перевод: Затем Шри Чайтанья Махапрабху отправился в Праяг, где омылся в Тривени-сангаме. После этого Господь посетил храм Вену-Мадхавы, где пел и танцевал в экстазе божественной любви.
Комментарий: Город Праяг находится в нескольких километрах от города Аллахабада. Праягом его назвали из-за того, что проводимые там жертвоприношения всегда увенчиваются успехом. Пракришто йаго йага-пхалам йасмат
— если человек совершает жертвоприношение в Праяге,
оно незамедлительно приносит желаемые плоды. Иногда Праяг называют Тиртхараджем — царем святых мест. Праяг расположен в месте слияния рек Ганги и Ямуны. Каждый год там проходит праздник, который называется Магха-мела, а один раз в 12 лет там проводят Кумбха-мелу. Множество паломников стекается в Праяг, чтобы омыться п водах священного Тривени-сангама. Во время Магха-ме-лы обычно собираются жители близлежащих областей, а но время Кумбха-мелы стекаются паломники со всей Индии. Любой приходящий туда немедленно ощущает святость этого места. В Праяге есть крепость, построенная пятьсот лет назад императором Акбаром. На другом конце Праяга расположено место, называемое Пратиштхана-пуром или Джханси, где проживает множество святых людей.
Мадхья 17.150
йамуна декхийа преме паде джханпа дийа
асте-вйасте бхаттачарйа утхайа дхарийа
Перевод: Увидев Ямуну, Шри Чайтанья сразу же бросился в ее воды. Балабхадра Бхаттачарья подхватил Господа и помог ему войти в реку.
Мадхья 17.151
ей-мата тина-дина прайаге рахила
крщна-нама-према дийа лока нистарила
Перевод: Господь провел в Праяге три дня. Он даровал жителям Праяга святые имена Кришны и любовь к Нему, освободив их от материальной обусловленности.
Господь на Магха-меле в Праяге
Шри