Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 121 ------

Мадхавананда дас - Когда распускается лотос удачи - Страница 121

необузданные чувства и шесть врагов: каму, кродху, лобху, моху, маду и матсарью — вожделение, гнев, жадность, иллюзию, гордость и зависть. Эти шесть врагов постоянно атакуют вас. Однако вы сможете их одолеть, если будете целиком поглощены мыслями о Кришне. (Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре 6 февраля 1995 г.)

Не думай о себе как о вайшнаве

Когда эта мысль: «Я — великий вайшнав, садху» — появляется в вашей голове, в вас вселяется демон. Вами начинает овладевать гордыня, и вы начинаете много мнить о себе. Вы начинаете требовать уважения к себе, и не оказываете почтения другим. Но Махапрабху говорит амани манада: «Не требуйте уважения к себе, но сами оказывайте почтение всем и каждому». Однако если вы думаете: «Я — великий садху, великий вайшнав» — вы не сможете стать амани и почитать других. Вы будете требовать уважения к себе, и ваше сердце осквернится. Вы будете жаждать славы, положения, признания и почитания. Пратиштхаша аси’ хридайа душибе, ха-иба нирайа-гами — «Из-за этого я попаду в ад». Такими будут последствия, таково «благо», которое вы обретете. Вы

обретете лабху, пуджу, пратиштху — славу, положение, признание и почести. В результате ваше сердце осквернится и вы отправитесь в ад. Ваше сердце не очистится, а осквернится еще больше. Это крайне важный момент. Необходимо вечно оставаться учеником и вечно находиться под руководством гуру. (Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре в марте 1993 г.; «Шри Гуру-вандана»)

Лицемерие и простота

Лицемерие, капатья, — огромное препятствие на пути преданного служения. Все ачарьи, шастры и махаджаны говорили: шаралата еи ваишнавата — «Простота — это вайшнавизм». Настоящий вайшнав прост как ребенок.

Предположим, что преданные расселись рядами, чтобы принимать прасад. Вы тоже сидите среди них, а другие преданные раздают. Поскольку у вас большой живот, вы хотите, чтобы вам положили побольше; вас не удовлетворит небольшое количество. Но вы думаете: «Если я буду столько есть у всех на виду, что обо мне подумают? Конечно, они подумают, что я обжора». Итак, когда начинают раздавать добавку, вы говорите: «Нет, нет. Я больше не хочу; я удовлетворен». Вот это и есть лицемерие. Поступая таким образом, вы останетесь голодным. Почему бы просто не сказать: «Я хочу еще. Пожалуйста, положите мне еще». Тот, кто прост, скажет: «Да, я голоден. Пожалуйста, положите еще». Но вы говорите: «Нет, я больше не хочу. Мне достаточно, я удовлетворен». Это капатья, лицемерие. Вы лишены простодушия; в вас вообще отсутствует такое качество, как простота.

Допустим, учитель преподает школьникам математику. В классе много учеников, и их уровень разный. Некоторые достаточно способные, а другие глупы. Все ученики разные. Объяснив определенную тему, учитель спрашивает: «Вы поняли? Ты понял? А ты?» «Да, да». Однако, хотя тупоголовый ученик ничего не понял, он никогда не скажет: «Я не понял». Он думает: «Если я признаюсь, что не понял, что обо мне подумают другие?» Он такой тупоголовый, что не поймет, даже если учитель все замечательно объяснит. Поэтому из-за стеснительности или еще по какой-то причине он говорит: «Да,

да, я все понял». Каков же результат? Такой ученик не сможет развиваться, и его не переведут в следующий класс. Он провалится на экзамене. Разве можно таким способом достичь совершенства? Это капатья, лицемерие, которое является величайшим препятствием на пути к совершенству.

...День и ночь, круглые сутки, мы должны без всякого лицемерия с любовью служить гуру и Гауранге. Лицемер может делать вид, что он — величайший слуга гуру и Гауранги, но его притворство не сможет обмануть гуру и Гаурангу. Они знают, что это — величайший лицемер. Того, кто действительно спит, можно легко разбудить, но того, кто притворяется спящим, разбудить невозможно. Вы его не разбудите, потому что он — лицемер и притворщик.

Гуру и Гауранга, садху-гуру и махаджаны — патитапаваны, а не капата-паваны. Они — спасители самых падших, но не лицемеров. Тот, кто взрастил в своем сердце двуличие, может хитростью попасть на Брахмалоку, но никогда не обретет освобождения. («Кришна-катхамрита-бинду», выпуск 2)

Отбросьте лицемерие

Все происходит по воле Кришны. Без Его воли и травинка не шелохнется. Так что это вопрос веры. Почему же нам не хватает веры? Дхрува с самого детства обладал сильной верой, он ничего не боялся: «Где этот Нараяна? Где Нараяна?» Другим примером является история о Гопале и маленьком мальчике [см. раздел «Вера»]. Но у нас не хватает веры. В чем причина? Почему дети имеют веру, а взрослые — нет? Причина в том, что взрослые лицемерны, а дети просты.

Ребенок прост, но когда он вырастает и начинает общаться с лицемерными взрослыми, в нем тоже развивается лицемерие. Однако изначально дети очень просты. Простота — это вайшнавизм. Так считали все наши ачарьи. Это подчеркивал Шрила Бхактисиддханта Сарасвати; саралата еи ваишнавата: простота — это вайшнавизм. Настоящие вайшнавы просты как дети, в них нет и намека на хитрость, двуличие или склонность к показухе. Однако наши сердца полны этих недостатков, мы вовсе не простодушны. Мы очень хитрые. Двуличие, лицемерие и склонность к показухе присущи

нам. Но в вашем сердце находится Кришна, и Он знает, кто вы на самом деле. Вам не