Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 123 ------

Мадхавананда дас - Когда распускается лотос удачи - Страница 123

это делать!» Поэтому ради его собственного блага я поговорю с ним». (Вечерняя программа, Сан-Франциско, 31 мая 1994 г.; «Шри Гуру-вандана»)

Игла и решето

Однако вникнув в этот вопрос глубже, можно понять, что вы просто выискиваете в этом преданном недостатки. А сами вы совершенны? Разве у вас нет недостатков? Есть пословица, гласящая, что у решета множество дырочек, тогда как у иголки только одна. Решето говорит: «Игла, посмотри, у тебя здесь дырочка». А игла отвечает: «У меня только одна, а у тебя столько, что не сосчитать». Тем не менее решето критикует иглу. Тот, кто критикует других, должен задуматься: «А сам-то я совершенен? Неужели у меня самого нет недостатков?» Указывать другим на недостатки может лишь тот, кто сам совершенен. (Вечерняя программа, Сан-Франциско, 31 мая 1994 г.; «Шри Гуру-вандана»)

Видеть в других только хорошее

В шастрах, и в частности, в «Бхагаватам», говорится, что нинда-карана, критика других и выискивание в них недостатков, является огромной анартхой. Никогда не делайте этого! Это не ваша забота. Это дело гуру, его обязанность. Мудрецы говорят: «Нужно видеть в других только хорошее и не обращать внимания на плохое. Если у вас есть склонность видеть в других дурное, обратите свой взор на себя, на свои недостатки». Это — апта-вачана, слова мудрецов. «Если вы найдете в ком-либо что-то хорошее, сосредоточьте свое внимание на этом. Закройте глаза на все плохое и откройте глаза на все хорошее».

В этой связи есть одна история. К Шриле Бхактисиддханте Махарадже как-то пришел один из учеников и стал дурно отзываться о другом его ученике: «Махараджа, мистер Н. делает то-то и то-то». Около получаса он говорил об этом преданном всякие гадости.

Бхактисиддханта Сарасвати терпеливо выслушал его, а затем сказал:

«Хорошо, ты сказал о нем столько плохого. Но разве у него нет никаких достоинств?»

«Ну, Махараджа, он очень хорошо поет киртаны».

«Почему же ты не упомянул об этом? Ты наговорил

о нем столько плохого, но даже не упомянул о том, как красиво он поет киртаны».

Выискивать в вайшнаве недостатки или критиковать его крайне предосудительно. Делая это, вы совершаете апарадху, которая станет серьезным препятствием на вашем пути. Отыскивать в других недостатки и поправлять их может только совершенная личность. Он имеет право критиковать других, поскольку сам совершенен и не имеет недостатков. Если вы сами полны несовершенств, то что же вы замечаете недостатки в других и говорите об этих недостатках? Ачарьи, садху и шастры запрещают это делать. (Вечерняя программа, СанФранциско, 31 мая 1994 г.; «Шри Гуру-вандана»)

В «Прапаннамрите» Рамануджачарья дает своим ученикам похожее наставление. Он говорит, что всех вайшнавов следует прославлять и видеть в них только достоинства. Не надо обращать внимания на недостатки. Возможно, какой-то преданный родился в семье, принадлежащей к низкой касте; не надо об этом вспоминать. Просто прославляйте хорошие качества преданных. У них нет недостатков; вы видите недостатки просто потому, что ваши глаза несовершенны. Однако у вайшнавов нет недостатков. (Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре 24 апреля 1994 г.)

Не пытайтесь исправлять старших

Мы не должны пытаться исправлять тех, кто старше нас. Мы должны действовать таким образом, чтобы Чайтанья Махапрабху наделил нас разумом, как поступать в той или иной ситуации:

тещам сатата-йуктанам бхаджатам прйти-пурвакам дадами буддхи-йогам там йена мам упайанти те «Тех, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне». (Б.-г., 10.10)

Кришна говорит: «Я наделю тебя разумом». Так что если вы — истинный последователь Чайтаньи Махапрабху, Он наделит вас разумом. Вы сможете действовать так, что вайшнав исправится сам собой; вам не нужно будет указывать

ему на его недостатки. У вас не должно быть таких мыслей: «Дай-ка я исправлю его». Нет, нет и нет! Мы не имеем права исправлять его. Наше умонастроение должно быть таким: тринад апи суничена тарор ива сахишнуна — я самый незначительный. [Шикшаштака, 3]. (Домашняя программа, Париж, 1987 г.; «Кришна-катхамрита-бинду», выпуск 15)

Наказывать прерогатива гуру

Гоур-Говинда Свами: Только тот, кто действует в роли гуру, может поправлять и критиковать других. Он имеет право наказывать — дернуть вас за ухо или отвесить оплеуху (гуру-карна-дхара). Он будет поправлять и бранить вас: «Ах ты негодяй, зачем ты это сделал?»

...Вы не имеете права ругать или поправлять кого-то. Вы не гуру. Только гуру вправе это делать. Если же вы видите, что кто-то поступает неправильно и это может пагубно сказаться на его бхакти, то, если у вас добрые намерения, можете подойти к нему, выразить почтение и сказать ему об этом наедине. Не надо говорить об этом в присутствии других людей. Следует смиренно сказать ему: «Брат мой, я заметил то-то и то-то, и мне очень больно видеть, что ты так поступаешь. Это станет для тебя огромной помехой на пути развития преданности. Я боюсь, что это остановит твое духовное развитие. Именно поэтому я обращаюсь к тебе. Друг мой, пожалуйста, не делай этого. Отнесись серьезно к своей бхаджане». Скажите ему это со смирением, наедине, когда вокруг никого не будет. Если этот преданный достаточно серьезен, он скажет: «Ты — мой лучший друг, потому что сам я не вижу