Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 125 ------

Мадхавананда дас - Когда распускается лотос удачи - Страница 125

Только тогда стремление к собственному счастью и чувственным наслаждениям оставит вас. Это единственное средство. (Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре 4 апреля 1995 г.; «Грозный враг», стр. 23-24)

Радха-таттва

Форма концентрированной любви

Энергия, приносящая наслаждение, называется хладини-шакти. Концентрированная хладини-шакти — это према. Когда хладини-шакти сгущается и принимает форму, эта форма называется премой. А самой концентрированной формой премы является махабхава. Махабхава-майи — это Радхарани. Кришна-премара гханибхута авастха: самой концентрированной формой кришна-премы является Радхарани. Хладини-шакти — это Радхарани, и она доставляет удовольствие как Кришне, так и преданным. Поэтому преданные занимаются любовным служением Кришне и получают от этого служения наслаждение, севананду. Источником этого наслаждения является хладини-шакти. Если бы любовное служение Кришне не доставляло преданным такого удовольствия, никто бы им не занимался. Хладини-шакти доставляет удовольствие как Кришне, так и преданным. Радхарани — олицетворение этой хладини-шакти. Радхарани думает только о том, как доставить удовольствие Кришне, как сделать Его счастливым. Она никогда не думает о Себе. Радху называют Говинданандини — «Та, кто приносит наслаждение Говинде». Радха вина тинхон каро найа — «Кришна принад

-лежит только Радхарани» («Говинда-бхашья», введение Шрилы Бхактисиддханты к «Шри Чайтанья-бхагавате», стих 4). Кришна не принадлежит никому другому, Он полностью пленен Радхарани. Таков Кришна. Поэтому в присутствии Радхарани Кришна полностью проявляет Свою сварупу. (Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре 10 сентября 1992 г.)

Тождественная Кришне

Между Радхой и Кришной не существует разницы — шакти-шактиман-абхеда. Не существует отличия между шакти, энергией, и шактиманом, источником энергии. Радхакришна аичхе сада эка-и сварупа лила-раса асвадите: чтобы наслаждаться вкусом супружеских любовных игр существует два тела, два облика. Рамана означает наслаждающийся, рамани — тот, кем наслаждаются. Радха и Кришна — это две личности, два тела. Это факт. Существует отличие, бхиннатвам, в смысле отличия шакти от шактимана, энергии от источника энергии. И в то же время существует тождество, абхиннатвам, в смысле настроения. Различие заключается в том, что Кришна — это вишая-аламбана, а Радха — ашрая-аламбана. То есть Кришна — это объект любви, а Радха — обитель любви. Однако хотя между ними существует отличие, существует также и тождество. Радха и Кришна — это ачинтья-бхедабхеда-таттва, одновременное единство и различие. Кришна — это шрингара-расараджа-мурти, олицетворение шрингара-расы, а Радхарани — олицетворение маданакхйа-махабхавы. Наслаждение расой также бывает двух типов — ашрая-аламбана и вишая-аламбана. Радхарани — это ашрая-аламбана, обитель любви, а Кришна — вишаяаламбана, объект любви.

Шрингара-расараджа-пурна-брахма: Шри Кришна — это вишая. Он — пурна-шактиман, источник всех энергий, а Радхарани — пурна-шакти, всеобъемлющая энергия. С точки зрения таттвы между шакти и шактиманом существует отличие, но с точки зрения бхавы, настроения, они едины. Существует отличие с точки зрения тел и аламбаны, но с точки зрения бхавы различий нет.

Поэтому неправильно говорить как о полном отличии, так и о полном тождестве. Они одновременно различны и едины, и это непостижимо, ачинтья. Они — ачинтья-бхедабхеда, одновременно едины и различны.

Если существует отличие в настроении, тогда наслаждение расой не будет полным. Когда же достигается тождество, единство, наслаждение расой будет полным — вишрамбха мананам. Вишрамбха означает «единство». Поэтому в данном стихе говорится «радха кришна пранайа-викритир», а не «према-викритир». ( Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре 13 апреля 1994 г.)

Наслаждается больше, чем Кришна

Чтобы понять расу, вкус, которым наслаждаются гопи и Радхарани, Кришна проникся настроением Радхарани и принял цвет Ее тела. Кришна не может этого понять, потому что они наслаждаются больше, чем Кришна! Кришна — это прити-вишая, а гопи, возглавляемые Радхарани, — прити-ашрая. Любовь всегда двусторонняя, не может быть односторонней любви. Любовные отношения подразумевают две стороны — ашраю и вишаю, любящего и возлюбленную. Кришна — это прити-вишая. Как Он может понять вкус, которым наслаждается ашрая? Ашрая наслаждается сильнее, чем вишая. Итак, у Кришны возникло сильное желание проникнуть в эту тайну: «Как Мне понять эти чувства? Как испытать их?» Поэтому Кришна проникся настроением Радхарани и принял цвет Ее тела. Он пришел как Гаура, чтобы насладиться этим вкусом. (Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре 10 сентября 1992 г.)

Радха заставляет Кришну танцевать

Кришна стоит первым в нашей гуру-парампаре, но Он говорит:

радхикара према гуру, ами шищйа ната сада ама нана щтйе начайа удбхата

«Радхарани — Мой гуру в любовных делах, и Я всегда танцую под Ее мелодию» (Ч.-ч., Ади, 4.124).

Кто же является верховным гуру? Конечно, Радхарани. Первый в нашей гуру-парампаре — Кришна, и Он говорит: «Радхарани — Мой гуру в любовных делах, и Я танцую под Ее мелодию. Я буду всегда танцевать под Ее мелодию. Ами — шишйа ната. Я — Ее ученик, и Я танцую ради нее». Гуру заставляет ученика танцевать: «Иди туда, иди сюда. Вверх! Вниз!» Гуру может заставить ученика танцевать, поэтому Кришна говорит: «Радхарани — Мой гуру в любовных делах, и Я всегда танцую под Ее мелодию. Мой гуру — Радхарани».

Таким образом, самое высокое положение в гуру-парампаре занимает Радхарани. Такова гуру-таттва. (Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре 18 августа 1993 г.; «Вершинабхакти»)

Экспансии Радхи

Подобно тому, как Кришна распространяет Себя в форме личных экспансий, так же распространяет Себя и Радхарани. Лакшми на Вайкунтхе (ваикунтхе лакшми-гана), шестнадцать тысяч цариц в Двараке (пури-двайе