Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 126 ------

Мадхавананда дас - Когда распускается лотос удачи - Страница 126

махиши-гана) и гопи Враджабхуми (врадже гопи-гана) — все это экспансии Радхарани. Лакшми — это экспансии вайбхава-виласа, и в этом смысле они неотличны от Радхарани. Тем не менее они являются проявлением айшварьи. У Радхарани две руки, а у Лакшми — четыре. Таким образом, ее облик отличается от облика Радхарани. Что касается махиши, цариц Двараки, то у них тоже две руки. Царицы — это радха-пракаши, проявления Радхи, тогда как Лакшми — это экспансии вайбхава-виласа. Любовь махиши, цариц Кришны в Двараке, находится в той же категории, что и любовь Радхарани и гопи, однако их любовь — «сжатая». Она смешана с гьяной и айшварьей, знанием и великолепием.

В «Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 4.79) сказано:

акара-свабхава-бхеде враджа-девй гана кайа-вйуха-рупа танрарасера карана

«Что касается враджа-деви, то все они выглядят поразному. Они — Ее экспансии, с помощью которых Она углубляет расу».

Тела враджа-деви, гопи Враджабхуми, в точности подобны телу Радхарани (кайа-вйуха). Кайа означает «тело». Радхарани проявляет Себя в форме многочисленных гопи. Однако не все гопи имеют одинаковую природу. Кехи дхира, кехи пракхара: некоторые имеют спокойный нрав, а некоторые — нет. Кехи свапакшйа, кехи випакшйа: некоторые находятся на стороне Радхарани, а некоторые — нет. Враджа-гопи поддерживают разнообразие любовных развлечений Радхи и Кришны, и Радхарани распространяет Себя в форме многочисленных экспансий именно с этой целью. Такова таттва.

Кришна наслаждается любовными отношениями только с Радхарани. На это можно возразить: «Во время танца раса Кришна танцует с множеством гопи. Как можно говорить, что Он танцует только с Радхой и больше ни с кем?» Дело в том, что все гопи являются экспансиями Радхарани, Ее различными телами. Это называется «кайа-вйуха». В «Ямала-тантре» сказано: гопйаикайа йутас татра парикридати сарвада — Во Вриндаване Кришна развлекается только с гопи (цитируется в «Кришна-сандарбхе», 189.7). Это означает, что Он проводит время только с Радхарани. Но, поскольку Кришна развлекается и со всеми остальными гопи, как можно утверждать, что Он проводит время только с одной? Ответ заключается в том, что все гопи являются телами Радхарани. Поэтому говорится, что Кришна развлекается только с одной гопи. Такова таттва. Поэтому в Патала-кханде «Падма-пураны» сказано: «Когда говорится, что во время танца раса Кришна танцует с гопи, это означает, что Он танцует только Радхарани». Такова расататтва. (Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре 10 сентября 1992 г.)

Кришна стал должником

Кришна оказался в долгу перед гопи. Когда гопи услышали нежную мелодию флейты Кришны, они побежали, чтобы встретиться с Ним глубокой ночью. И Кришна сказал: на парайе, на парайе, на парайе — «Я не в состоянии отплатить вам, Я не в состоянии отплатить вам, Я не в состоянии отплатить вам». Слова Кришны приводятся в «Бхагаватам» (10.32.22):

на парайе ‘хам ниравадйа-самйуджам сва-садху-кртйам вибудхайушапи вах йа мабхаджан дурджара-геха-шрнкхалах самвршчйа тад вах пратийату садхуна

«Я не смогу отплатить вам за ваше чистое, бескорыстное служение, даже если буду пытаться делать это целую жизнь Брахмы. Ваши отношения со Мной чисты и безупречны. Вы поклонялись Мне, совершив почти невозможное — полностью разорвав семейные узы. Пусть же наградой вам станут ваши славные дела».

«О гопи, ваша любовь ко Мне чиста, это вишуддха-према-майя. В вашей любви нет примесей гьяны и айшварьи. Веды запрещают домохозяйке покидать дом — она не имеет права даже переступать порог — однако вы нарушили это строжайшее ведическое предписание, разорвали узы, которые очень трудно разорвать, дурджара-геха-шринкхалах. Вы разорвали эти узы ради Меня».

Гопи — это внутренние энергии Кришны, свакия-шакти, однако во Враджабхуми они действуют в настроении паракия. На вашем языке свакия может быть переведено как «в браке», а паракия — «вне брака». Ваш язык — неудобный язык. Гопи — это сварупа-шакти, свакия, личная энергия Кришны. Однако во Враджабхуми их лила — это паракия-лила, как если бы они принадлежали кому-то другому. Однако гопи целиком и полностью принадлежат Кришне. Они — свакия, но действуют в духе паракия. И то, и другое существует одновременно. Это в высшей степени непостижимая таттва. Вы не сможете понять, как это происходит.

Сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа (Б.-г., 18.66). Даже ведическая дхарма была полностью отвергнута. Таков путь чистой любви. Кришна говорит: «Сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа — «Отбросьте все виды дхармы, даже ведическую дхарму. Дхарма домохозяйки не позволяет ей даже переступать порог, но вы пришли сюда темной ночью. Семейные узы очень крепки, но вы смогли их разорвать, дурджара-геха-шринкхалах. Ваша любовь ко Мне настолько чиста, что Я не способен отплатить вам за нее. Я стал должником. Вибудхайушапи вах — Я не смогу отдать этот долг, даже если буду пытаться делать это на

протяжении жизни полубогов или даже жизни Брахмы. Я так сильно вам задолжал! Сва-садху-критйам — пусть же наградой вам станут ваши собственные славные деяния».

Как же вернуть этот долг? Кришна говорит: «У меня нет необходимой суммы! В Моей казне недостаточно средств. Где же найти такую сумму? Она есть только у Радхарани. У Нее есть маданакхья-махабхава-дхана, сокровище маданакхья-махабхавы. Радхарани — единственная, кто обладает этим сокровищем, его не найти больше нигде. Что же делать, как вернуть этот долг? Нужно выпросить, взять в долг или