Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 36 ------

Мадхавананда дас - Когда распускается лотос удачи - Страница 36

к началу 1988 года Махараджа уже не мог ходить. Врачи высказали мнение, что необходима операция, и Махараджа согласился. Ученики Гоур-Говинды Махараджи и врачи были поражены, когда во время операции Махараджа, лежа без сознания под наркозом, произносил стихи из Десятой песни «Бхагаватам».

Атмарама дас, один из руководителей бхуванешварского храма, собрал членов группы санкиртаны и сообщил им, что Махараджа заболел и нуждается в личном помощнике. Он спросил распространителей книг, хочет ли кто стать слугой Гуру Махараджи.

Самватсара дас: Все молчали. Преданные боялись близкого общения с Гурудевой. Но я подумал: «Почему бы и нет? Это хорошая возможность». Итак, я поднял руку и сказал, что согласен.

Проблемы со здоровьем

До операции Гурудева был очень аскетичным, но затем, по просьбе врачей, согласился больше спать — минимум четыре-шесть часов в день — и пораньше принимать прасад. Раньше он ел раз в сутки, между часом и двумя дня, но врачи попросили его принимать прасад раньше, и он стал завтракать сразу после лекции по «Бхагаватам».

Когда я служил ему в 1988-м, 1989-м и 1992 годах, его распорядок был таким:

5:00 — подъем и омовение.

6:00-7:00 — повторение джапы.

7:00 — посещение даршана-арати Божеств и гуру-пуджи Шрилы Прабхупады.

8:00 — лекция в храме, обычно до 10:30, а иногда и до 11:30.

10:30-14:00 — перевод «Бхагаватам» Шрилы Прабхупады с английского языка на орию. Иногда между одиннадцатью и двенадцатью часами он обедал.

14:00 — отдых.

16:00-16:30 — корреспонденция.

17:00-19:00 — встречи с преданными.

19:00-21:00 — повторение джапы.

21:00-01:00 — переводы.

01:00 — отдых.

Врач сообщил Гоур-Говинде Махарадже, что отчасти причиной болезни стал распорядок, и попросил его больше спать и перейти на четырехразовое питание. Гоур-Говинда Махараджа отказался есть больше одного раза в день, но потом уступил уговорам учеников и согласился питаться дважды в день. Операция дала результат: опухоль и болезненные ощущения исчезли, однако Махараджа стал сильно хромать. Врач предписал ему пользоваться ходунками, но Махараджа отказался и вместо этого стал ходить с тростью, дополнительно опираясь на руку ученика с другой стороны.

Бескомпромиссная проповедь

Несмотря на хромоту, твердая решимость Гоур-Говинды Свами исполнить наставление Шрилы Прабхупады путеше

-ствовать и проповедовать, никогда не ослабевала. В течение одиннадцати лет — с 1985 по 1996 год — он путешествовал по всему миру, рассказывая кришна-катху тем, кто хотел его слушать. В течение всего этого времени, несмотря на плотный график, он строго придерживался нормы по переводу книг Шрилы Прабхупады на орию. У него было правило: ничего не есть, пока не будет выполнена дневная норма. Даже после длительных перелетов он всегда настаивал на том, чтобы сначала выполнить работу по переводу, порученную ему духовным учителем, и только потом есть или спать.

Гоур-Говинда Свами стал известен своей бескомпромиссной проповедью и глубоким знанием писаний. Все свои утверждения он обосновывал свидетельствами из Вед. В своих лекциях он часто ругал преданных, показывая, таким образом, бессмысленность материального удовлетворения чувств и мирских желаний. Он объяснял, что делает это для того, чтобы преподать урок всем слушателям, а не только тому, к кому обращается. Хотя иногда слова Гоур-Говинды Свами были чрезвычайно колкими, критикуемый неизменно чувствовал очищение, а в суровых словах Махараджи, всегда сопровождавшихся его громким смехом, неизменно чувствовалась любовь. Вот отрывок из лекции, прочитанной в Бхуванешваре:

Если ум человека похищен женщиной, какой толк в его бхаджане, тапасье, жизни в уединенном месте, образованности и отрешенности? (Указывая на ученика в аудитории.) Его ум похищен женщиной — стрибхир йасйа мано хритам. Храни в уме Кришну, баба! Если ты общаешься с садху, по его милости все твои анартхи полностью уйдут — и демон станет преданным. Да, ты великий демон, разве не так? Да. Двуногая свинья, великий демон! (Снова указывая на ученика.) Он говорит: «Махараджа! Махараджа! Я поеду в Австралию». Зачем он поедет в Австралию? Чтобы стать величайшим демоном? Да! Да! Да!

Он говорит: «Махараджа, в Австралии столько испражнений, а здесь, в Кришна-Баларама-мандире совсем нет испражнений. Махараджа! Махараджа! Мне здесь очень трудно. Я больше не могу этого вынести. Здесь нет испражнений! Это невыносимо! (Обращаясь к ученику.) Очень болезненная ситуация, правда? (Повернувшись к другому

преданному.) Он говорит: «Да, именно так». Вот яркий пример, прямо перед вами.

Наша цель обрести Кришну и развить кришна-прему — или есть испражнения? Станьте преданными, а не демонами.

Демон может стать возвышенным преданным, великим преданным, если будет общаться с садху.

Он также часто вызывал преданных из аудитории и задавал им вопросы по теме лекции. Если они не могли дать удовлетворительного ответа, он ругал их. Иногда он поступал так даже со старшими преданными и санньяси.

Гуру-Прасад Свами: Я несколько раз видел Гоур-Говинду Свами, когда приезжал в Индию. Он никого из себя не изображал и был очень смиренным. Первый раз мне выпала возможность пообщаться с ним в 1975 году, а потом во время индийской падаятры в северной части штата Андхра-Прадеш. Как-то вечером у нас была программа в пандале, на которую пришли тысячи человек. Были запланированы два лектора: Гоур-Говинда Свами и я. Его выступление произвело на меня сильное впечатление и, к моему удивлению, продолжалось полтора часа. На следующее утро он читал лекцию по стиху из четырнадцатой главы Третьей песни. Неожиданно

Навигация:

Страница 38
Страница 37
-- Страница 36 --
Страница 35
Страница 34