Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 39 ------

Мадхавананда дас - Когда распускается лотос удачи - Страница 39

он так описал свое отношение к ученикам: «Вы — люди Прабхупады. Прабхупада говорил, что вас ему послал Шрила Бхактисиддханта Сарасвати. Точно так же мой Гуру Махараджа посылает вас ко мне. Мое дело — помогать тем, кто нуждается в помощи. Да, мой Гуру Махараджа попросил меня об этом, поэтому мне нужно выполнять свой долг. Тот, кто по-настоящему просит о помощи, должен ее получить. Поэтому я обязан делать все, что в моих силах».

В традиции садху

В тот год Гоур-Говинда Свами посетил также и Англию.

Гудакеша дас: В середине восьмидесятых я был слугой Его Святейшества Шиварамы Махараджи. Однажды

он сказал мне, что к нам приедет очень важный гость и мы должны освободить для него комнату. Я знал, что это кто-то из старших вайшнавов, но не имел представления, кто именно.

Гость прибыл. Им оказался пожилой индийский санньяси. Я был этим несколько удивлен, потому что в те годы пожилые санньяси были редкостью. Он говорил очень мало и был очень смиренным и скромным. Он производил впечатление очень простого человека.

И младшие, и старшие преданные с нетерпением ждали его лекции. В сущности, никто о нем ничего не знал; единственное, что мы о нем успели узнать, — что он совершает всемирное турне и что он уже в возрасте. Вначале Махараджа долго возносил молитвы. Но затем мы не успели опомниться, как оказались полностью поглощенными его лекцией: от него исходила уверенность и ясность, а его подход был в высшей степени философским. Я помню, что был просто ошеломлен содержанием и формой подачи, в итоге вылившимися в триумфальное ‘сарва дхарман паритйаджйа’. Многие из нас просто лишились дара речи. Один из старших преданных заметил: «Словно мы снова были с Прабхупадой». К этому времени мы уже знали, что перед нами Гоур-Говинда Свами из Ориссы и что он обладает огромными познаниями, если не сказать больше.

Как и в случае с другими старшими преданными, мы подали прасад Гоур-Говинде Махарадже в том помещении, где раньше всегда принимал прасад Бхагаван дас. Там были позолоченные столовые приборы и красивые салфетки, но Махараджа стал почитать прасад традиционным образом. Когда он поел, я, как у нас было принято, взял кувшин с водой и тазик, и предложил Махарадже помыть руки. Он взглянул на меня, а затем несколько раз набрал полные ладони воды, прополоскал рот и выплюнул всю воду в тазик. Крайне удивленный, я даже отошел от него на пару шагов. В подобных случаях все, кто обедал тут, очень аккуратно мыли руки в западном стиле. В этот момент я понял, что Махараджа получил прекрасное воспитание, но в культурной традиции, с которой я не был знаком, — в традиции садху.

Поездка в Бхуванешвар

Гудакеша дас: После ухода Бхагавана даса многие мои иллюзии рассеялись, и я почувствовал необходимость глубже понять отношения гуру и ученика. Я много молился и как никогда много изучал книги и письма Шрилы Прабхупады. Я вспоминал глубокие лекции Гоур-Говинды Свами и мечтал о том, чтобы он снова посетил Англию.

В 1989 году я поехал в Индию. Добравшись поездом до Бхуванешвара, я сразу отправился к Махарадже. «Почему ты так долго не приезжал?» — были его первые слова.

Храм в то время представлял собой строительную площадку. Однако там уже были комнаты для гостей, и меня поселили вместе с моим другом, Парабрахмой дасом. Я чувствовал вину за то, что ничего не плачу за жилье и не выполняю никакого служения, однако Махараджа сказал, чтобы я просто изучал книги и посещал лекции. В этом, собственно, и заключалось мое пребывание в Бхуванешваре.

Утром мы слушали лекцию по «Бхагаватам», а вечером по «Гите». Вьясасана стояла прямо посреди цементной пыли на первом этаже будущего храма, а рядом был расстелен ковер. По несколько часов подряд Махараджа, подобно великому рассказчику или поэту, вел бесконечную кришна-катху. Мне запомнилась лежащая рядом с ним стопка школьных тетрадок, которые были аккуратно сложены и завернуты в ткань. На лекциях Махараджа их аккуратно разворачивал и изящно водил пальцем по странице, пока не находил запись, которую искал. Помню, как это заставило меня задуматься о моей склонности все выбрасывать, в то время как он так бережно хранил эти обычные тетрадки на протяжении многих лет.

Ученики Махараджи были очень добры ко мне, и вскоре я узнал, что для многих из них раньше он был школьным учителем, которого они впоследствии приняли своим гуру. Преданные были подобны одной семье, и Махараджа, безусловно, был их духовным отцом. Их вера была безоговорочной.

Махараджа проводил свои дни в крошечной хижине и питался одной далмой. Я удивлялся, как он живет в таком маленьком домике; также мне было интересно, чем он

`4ч

Гоур-Говинда Свами с тетрадями, которые он использовал в

лекциях

занимается в течение дня. Когда же вечером он вышел, чтобы прочитать лекцию, все стало ясно — он переводит книги Шрилы Прабхупады на орию. Это звучало в каждом его слове. Он наслаждался тем, что Шрила Прабхупада называл атеистов «свиньями, собаками, верблюдами и ослами». Махараджа повторял это снова и снова, пока от смеха слезы не показались в уголках его глаз. Он от души

Навигация:

Страница 41
Страница 40
-- Страница 39 --
Страница 38
Страница 37