Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 63 ------

Мадхавананда дас - Когда распускается лотос удачи - Страница 63

создавать конфликтов, говоря о сиддханте. В 1994 году один из его последователей напечатал брошюру о квалификации гуру, в которой подчеркивалось, что занимать это положение может только преданный высочайшего уровня, — и привез брошюру на майяпурский фестиваль. Некоторые ученики Гоур-Говинды Махараджи, считая, что это вдохновит преданных, стали с энтузиазмом распространять эту брошюру. Хотя Махараджа не имел отношения к данному изданию, узнав о том, что некоторые преданные в Майяпуре обеспокоены ее распространением, и в особенности тем, как это делалось, Гоур-Говинда Свами собрал всех своих учеников и последователей и приказал им немедленно покинуть Майяпур и вернуться в Бхуванешвар.

И хотя в лекциях Гоур-Говинда Свами всегда говорил о гуру самой высокой квалификации, в личном общении он иногда вдохновлял духовных братьев принимать учеников, даже если те колебались.

Акинчана дас: Что касается преданных, которые после ухода Шрилы Прабхупады стали выполнять функции гуру, Гуру Махараджа однажды сказал мне, что Шрила Прабхупада хотел, чтобы его ученики давали посвящения, и нет ничего плохого в том, что они взяли на себя это служение. «Однако, — продолжал Гуру Махараджа, — они должны делать это лишь после того, как приобретут необходимую квалификацию».

Джаядвайта Свами: В последние годы его проповеди на Западе он говорил о том, какой высокой квалификацией должен обладать преданный, чтобы быть духовным учителем; это были сверхвысокие нормы по сравнению с тем, о чем мы обычно слышали в ИСККОН. Я помню, как сказал ему, что, несомненно, не соответствую этому положению, поскольку не обладаю такой квалификацией. Но он сказал мне, что нет, я обладаю квалификацией и должен выполнять это служение.

Слушать из уст садху

Путешествуя по всему миру, Гоур-Говинда Свами обнаружил, что некоторые преданные — главным образом изза негативного опыта — утратили веру в возможность найти истинного гуру. И вместо того, чтобы принимать гуру, который также может упасть, они решили принять прибежище Шрилы Прабхупады посредством его книг и записанных лекций. Гоур-Говинда Свами тоже говорил, что Шрила Прабхупада присутствует в своих книгах и наставлениях. В 1987 году в Париже, на программе в доме Харивиласы прабху, Махараджа утешил группу преданных, которые испытывали определенные беспокойства после ухода Шрилы Прабхупады: «Есть наставления, вани. Когда нет ничего другого, мы должны общаться с наставлениями и книгами, и благодаря нашим искренним молитвам мы достигнем Кришны. Придет

день, когда вы встретите такую личность. Это невозможно для нас, но возможно для Кришны».

Во время беседы в Бхуванешваре 22 августа 1995 года он сказал примерно то же:

Преданный: Значит, слушать записи бесполезно?

Гоур-Говинда Свами: Нельзя сказать, что в этом нет никакой пользы. Записи будут напоминать вам о лекторе. Слушая записи, вы будете черпать в них веру и вдохновение. Вам захочется узнать: кто этот человек? как мне встретиться с ним? Это поможет вам, поскольку в эпоху Кали у людей очень плохая память. В другие юги в книгах не было нужды. Стоило человеку один раз что-либо услышать, и это навсегда оставалось в его памяти. В книгах не было необходимости, поэтому их не существовало. В наше время книги необходимы, поскольку иначе вы все забудете. Если после лекции я попрошу вас повторить услышанное, окажется, что девяносто или девяносто пять процентов вы уже забыли. Печатное слово освежит в памяти то, что вы уже слышали: «О да, припоминаю». Ученые создали аудиои видеокассеты. Эти носители информации могут помочь нам, поэтому мы их используем.

Однако Гоур-Говинда Свами подчеркивал важность взаимоотношений с гуру и слушания непосредственно из его уст. Эту тему он объяснил во время вопросов и ответов после одной из лекций в Бхуванешваре.

1-й преданный: Шабда-брахма — это Кришна в форме звука?

Гоур-Говинда Свами: Да, необходимо слушать. Неверно думать: «Да ладно, есть записи, я послушаю кассеты». Так шабда-брахма не придет.

2-й преданный: Через кассету шабда-брахма не передается?

Гоур-Говинда Свами: Нет.

2-й преданный: То есть вы должны находиться в присутствии чистого вайшнава?

Гоур-Говинда Свами: Да. В наш век материальной науки есть множество технических средств. Люди говорят: «Учителя больше не нужны. Мы будем обучать по телевидению». Глупости. Шабда-брахма так не передается.

Чтобы обосновать свои слова, он цитировал Шрилу Прабхупаду:

«Трансцендентные наставления священных писаний нужно слушать из уст осознавших себя душ» (УШЧ, глава 28).

«Мы должны слушать не телефон, а подлинного духовного наставника, ибо только он обладает истинным знанием» (Ч.ч., Ади, 7.107).

«До тех пор, пока человек не станет сванубхавой, осознавшей себя душой, пока он не будет строить свою жизнь в соответствии с «Бхагаватам», он не сможет проповедовать «Бхагаватам». Это не даст эффекта. Граммофон тут не поможет» (лекция по «Бхагаватам», Рим, 27 мая 1974 года).

«Сварупа Дамодара говорит, что, если человек хочет понять смысл «Шримад-Бхагаватам», он должен учиться у осознавшей себя души. Не следует заносчиво думать, что можно постичь трансцендентное любовное служение Господу, просто читая книги. Для этого нужно стать слугой вайшнава. Как подтверждает Нароттама дас Тхакур, чхадийа ваишнава-сева нистара пейечхе кеба — «не служа с верой чистому преданному, невозможно достичь трансцендентного положения». Нужно принять своим гуру вайшнава (адау гурв-ашрайам) и, задавая ему вопросы, надо постепенно выяснить, что представляет собой чистое преданное служение Кришне. Это называется системой парампары» (Ч.-ч., Антья, 7.53, комм.).

Беспокоясь о

Навигация:

Страница 65
Страница 64
-- Страница 63 --
Страница 62
Страница 61