желаешь
достичь Кришну, эта мантра исполнит также это желание. Всегда думай о Его
прекрасной форме Шйамасундары, Его трансцендентных качествах и развлечениях.
Если ты будешь делать так, эта мантра исполнит твое желание обрести Кришну."
(Брихад-Бхагаватамрита)
"Когда преданный медитирует на определенную форму Господа, Господь проявляет
ему эту форму. Господь дает Своим слугам могущество продавать Себя другим."
(ЧБ Мадхйа 23.465)
твам бхакти-йога-парибхавита-хрит-сароджа
ассе шрутекшита-патхо нану натха пумсам
йад-йад-дхийа та уругайа вибхавайанти
тат-тат-вапух пранашйасе сад-ануграхайа
"О мой Господь, Твои преданные ввидят Тебя ушами,когда слушают рассказы о Тебе.
В прцессе слушания сердца таких преданных очищаются, и ты воцаряешься в них.
Ты столь милостив к Своим преданным, что предстаешь перед ними в той вечной
трансцендентной форме, на которую они постоянно медитируют, размышляя о Тебе."
"Здесь говорится, что Господь предстает перед преданным в той форме, которой
преданный желает поклоняться. Это значит, что Господь повинуется желаниям
Своего преданного, вплоть до того, что являет ему Себя в том облике, в каком
Его хочет видеть преданный. Господь удвлетворяет это его желание, потому что
Он всегда отвечает взаимностью на трансцендентное любовное служение преданного.
Об этом говорится также в Бхагавад-гите (4.11): йе йатха мам прападйанте тамс
татхаива бхаджахами ахам." (ШБ 3.9.11 ст.& к.)
Человек должен не только сосредотачиваться на значении мантры и входящих в нее
слов, но и правильно произносить каждое слово, чтобы без сомнений достичь
правильного результата. Для того, чтобы сосредоточиться на значении Гайатри
мантр, необходимо разбить мантры на части и делать на одну секунду паузы между
ними. Например, Брахма-гайатри: Ом--свах--варенйам--дхимхи--прачодайат--Ом.
Здесь дано пять пауз,первая после Ом и вторая после свах и т.д. Гопала-мантра:
паузы после клим--кришнайа--говиндайа--гопи-джанаваллабхайа--сваха--клим. Кама-
гайатри: паузы после клим--видмахе--дхимахи--прачодайат--клим.
Эти паузы, предназначенные для медитации соответствуют трем делениям -
самбандхе, абхидейе и прайоджане, описанным во второй главе. Техника такова -
объединить значение слов (видмахе, дхимахи, дхийо) с соответствующими им
концепциями (самбандха, абхидейа, прайоджана), медитируя на каждый из разделов
мантры. Этот рефлективный процесс принесет результаты.
"Конечно, те, кто действительно следуют правилам и предписаниям, необходимых
при повторении Гайатри мантры, постепенно придут к духовному пониманию. Но не
благодаря формальному повторению. Это не поможет. "Так как я получил Гайтри
мантру, о, ом-бурбле бура бурра..." (издает звук) Конец. Не обманывайте себя.
Попытайтесь понять." (ЛШП 26/11/72)
Как повторять мантры
В Бхагавад-гите Кришна говорит, что среди жертвоприношений Он - джапа йагйа,
повторение джапы как жертвоприошение. Под словом джапа Кришна имеет в виду
повторение Гайатри, а не Харе Кришна маха-мантру. В Агни Пуране дается такое
определение джапе:"Слог "джа" разрушает цикл рождения и смерти, а слог "па"
разрушает все грехи (папа). Поэтому джапа это то, что разрушает все грехи,
останавливает круговорот рождения и смерти и освобождает душу от рабства."
Существует два вида джапы: вачика (слуховая) и манасика (ментальная). Вачика
джапа подразделяется на два подвида: 1) беззвучная - повторять мантру шевеля
губами, но не произносить не звука. Это называется упамшу. 2) шептание -
повторять мантру шевеля при этом губами и говоря при этом тихо или шепотом.
Манасика (ментальная или медитативная) джапа совершается благодаря
сосредоточению на значении каждого слова и полном значении всей мантры, не
шевеля при этом языком, губами или не произнося ни звука.
"Упамшу джапа в сто раз лучше, чем слуховая джапа, а манасика джапа лучше в
тысячу раз." (Ману-самхита)
Манасика джапу очень трудно выполнять в этот век беспокойств, возбуждения и
ментальной нечистоты. Поэтому ачарьи рекомендуют вачика-джапа, повторение
мантр тихо и очень ясно для того, чтобы устранить невежество и летаргию ума.
Необходимо практиковать упамшу джапу, повторяя ее молча, чтобы очистить ум от
страсти. Хотя манасика джапа является самой могущественной, она доступна для
тех садхак, кто чисты, умиротворены и исполнены благости (саттва-гуна). Как об
этом пишет Хари Шаури Прабху, Шрила Прабхупада, повторяя Гайатри мантру,
использовал метод упамшу джапы. Необходимо выбрать метод, учитывая свою
квалификацию и указание духовного учителя.
Гайатри мантры действуют и дают результаты только если человек живет
на брахманической патформе внутренней и внешней чистоты. Чтобы успешно
повторять Гайтри-мантру необходимо приобрести брахманические качества
спокойствия, самоконтроля, аскетизма и читоты (совершение омовения три раза в
день и ношение чистой одежды). Ментальная чистота достигается повторением
Харе Кришна и выполнением бхута-сиддхи (смотри молитвы, приведенные ниже);
для достижения успеха при повторении Гайатри необходима также глубокая
сосредоточенность на значении мантр.
Необходимо сидеть совершенно спокойно (не качать головой и не раскачиваться
взад и вперед) с прямой спиной, так как прямая осанка успокаивает нервы
и помогает концентрироваться. Кришна дает то же самое наставление в Бхагавад-
гите (6.13):фф"Необходимо держать свое тело, шею и голову прямо на одной линии
и постоянно смотреть на кончик носа." Не шевеля губами, языком, не показывая
зубы, необходимо закрыть свои глаза и тихо повторять в уме, глубоко размышляя
о значении каждого слова и значении всей мантры. Относительно момента
статического положения языка: в некоторых книгах по йоге говорится, что
концентрация при повторении мантр в уме увеличивается, когда язык держится
постоянно напротив неба.
Один йоги сказал: "Это способствует циркуляции праны, создавая для нее нечто
вроде моста между циклами ее вращения в голове и теле. Когда вы будете так
делать, ваша аура автоматически будет больше.. Если вы добавите контроль
дыхания, ваша аура станет еще больше. Таким образом это будет хорошо для
здоровья, ума и духа." Конечно, праграмма йоги и пранайамы для здоровья не
являются целью, но принцип таков - делать то, что помогает установить ум на
Кришне и никогла не забывать его. Однако, если кто-то не может
сконцентрироватьтся, повторяя про себя в уме, тогда он может слегка двигать
губами, неслышно проговаривая слова Гайатри.
"Повторяя Гайатри джапу садхака