служить трансцендентному Господу.
В поклонении Божествам используются шесть основных типов мантр:
1) Дхйана-мантры - медитационные мантры, используемые для того, чтобы вызвать в уме трансцендентную форму Господа, Его обитель и * игры.
2) Биджа Мантры - эти мантры (биджа - семя) предназначены для медитации и очищения предметов, используемых в пудже.
3) Мула-мантры - данные мантры (мула - корень) являются сутью Божества: их произносят, обращаясь к Господу и предлагая Ему какойлибо предмет поклонения .
4) Стути и Стотры - молитвы, читаемые до, во время или после поклонения, прославляющие имя, форму, качества и игры Господа.
5) Пранама мантры - молитвы, читаемые во время предложения поклонов Господу в конце поклонения.
6) Гайатри мантры - мантры Вед или Панчаратрики, ипользуемые при поклонении Господу, пробуждающие три принципа - самбандха, абхидейа, прайоджана.
Слово Гайатри указывает на особый поэтический размер (чханды) в котором поются ведические гимны. Ведические мантры, такие как Брахма-гайатри, называются шабда-брахма (вечная, духовная [апракрита] вибрация, представляющая Господа в форме звука). Итак, мантра - это комбинация определенных энергий в форме звука, повторение мантры пробуждает эти энергии внутри и вовне. Каждая мантра
представляет собою комбинацию особых букв, слов, значений, ритмов и мелодий.
У всех истинных мантр Вед или панчаратрики есть четыре аспекта:
1) Риши или мудрецы - личности , способствующие взаимосвязи ь ( коммуникации ), посредники между Богом и человеком, через них мантра дается человечеству. У каждой мантры есть основной риши
или святая личность, тот, кто впервые услышал мантру во время медитации и последовательно распрастранял ее на благо другим. Гайтри мантра, например, была дана Вишвамитре Муни после того, как он приобрел трансцендентный опыт медитации, поэтому он считается Риши Брахма-гайатри мантры.
2) Чханды - поэтический размер особой мантры, например, такой как Гайатри, Ануштуп и Джагати. "Ведическимим размерами являются* гайатри, ушник, ануштуп, брихати, панкти, триштуп, джагати, атичханда, атйашти, атиджагати, и ативират. Размер Гайатри насчитывает двадцать четыре слога, ушник - двадцать восемь, ануштуп - тридцать два и т.д., в каждом размере на четыре слога больше чем в предыдущем. Ведический звук называется брихати, или обладающий самой большей способностью к расширению ( всепроникательности ), и поэтому для обыкновенных живых существ невозможно понять все технические подробности этого предмета." (ШБ 11.21.41 с/к)
"В Вишну Пуране говориться, что семь лошадей по имени Гайтри, Брихати, Ушник, Джагати, Триштуп, Ануштуп и Панкти впряжены в колесницу бога Солнца. Данными именами различных ведических размеров называются семь лошадей, влекущих колесницу бога Солнца." (ШБ 5.21.16 к.)
3) Ишта-дева - контролирующее или главное Божество мантры, или Божество, которому поклоняются при помощи мантры. Существует тридцать три милллиона деват (полубогов), у каждого из них есть своя обитель во вселенной. У каждого деваты есть имя или мантра, для которого оно является главным Божеством. Девата призывается чтением его личной мантры и отвечает в соответствии с интенсив-
ностью медитации. Если человек получает мантру Божества или деваты от гуру и со всей серьезностью повторяет ее, медитируя и совершая поклонение, тогда это Божество появится или физически, или во время медитации, чтобы исполнить желания человека.
4) Винийога - это применение, функция или цель чтения мантры, такая, например, как совершение хомы, самскары или воспевание джапы.
В Сат-крийа-сара Дипике Гопала Бхатта Госвами говорит: "Цель этой системы - обеспечить понимание значения, функции, истинного содержания и интонации читаемой мантры. Как правило, при повторе-
нии любой ведической мантры, необходимо определить риши или святую личность, давшую эту мантру, чханды или размер мантры, Божество, призываемое этой мантрой, и функцию или цель чтения мантры
(например, совершение огненной ягйи )."
Традиционный ритуал, исполняемый до чтения Брахма-гайатри предложение поклонов, просьба о благословениях и памятование об этих четырех аспектах.
1) Риши - произнести имя риши данной мантры, касаясь головы, предлагая при этом поклоны этому риши, благодаря его за то, что он обогатил мир этой вдохновляющей мантрой.
2) Чханды - коснуться рта, называя определенную чханду мантры. ( У Брахмагайатри размер или чханды - гайатри )
3) Девата - (Ишта-дева) произнести имя Божества мантры, касаясь сердца, указывая тем самым на местонахождение деваты и молиться ему, прося принять молитву.
4) Винийога - вспомнить о цели чтения данной мантры или молитвы. Цель чтения Брахма-гайатри - достигнуть чистого, трансцендентального знания о Боге, обрести умиротворение и научиться тому,
как предаваться и вечно служить лотосным стопам Радхи и Кришны с чистой любовью.
Могущество мантры
Все ведические мантры (те, что происходят из шрути - Риг, Сама, Яджур и Атхарва Веда), такие как Брахма-гайтри, явяются вечными звуковыми вибрациями духовного происхождения. Веды - это апаурушейа, они не составлены каким-либо человеком в определенный момент истории. Мантры Вед - вечное проявление Бога в форме звука, шабда брахма. Повторяя определенную мантру под авторитетеным руководством, очистившаяся личность может осознать духовную цель мантры.
В Нарада-панчаратре, Хари-бхакти-судходайе, Хари-бхакти-виласе и многих других писаниях объясняется, что сила мантры проявляется только, если она получена от истинного духовного учителя и читается чисто, без оскорблений. Хотя человек может увидеть мантры, написанные в книгах предыдущих ачарий, например в кигах Шрилы Прабхупады или в этой, и затем попытаться читать их, эти мантры дадут результат только, если будут получены в процессе дикши. Мантры подобны семенам в которых содержится большие потенции, но чтобы