наилучший способ поклоняться Верховному Господу» (Кришна-самхита).
Гаятри и маха-мантра
кршна-мантра хаите хабе самсара-мочана
кршна-нама хаите пабе кршнера чарана
Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Кришна-мантра (гопала-мантра) освобождает от материального существования. А кришна-нама (Харе Кришна маха-мантра) приводит живое существо к лотосным стопам Кришны» (Ч.-ч., Ади, 7.73).
В этом стихе Господь Чайтанья говорит о том, что дает повторение восемнадцатисложной гопала-мантры и Харе Кришна маха-мантры. Из этих двух мантр Шри Джива Госвами в «Бхакти-сандарбхе» (284) выделяет Харе Кришна маха-мантру: «Мантры состоят из имен Верховного Господа. Мантры отличаются от этих имен, так как содержат слово намах [или сваха], и обладают особой силой, вложенной в них риши или Самим Господом. Однако святые имена Господа, будучи независимыми, способны сами по себе привести к высшей цели жизни, кришна-преме. Таким образом, имена Кришны лучше мантр”.
В “Кришна-самхите” Шрила Бхактивинода Тхакур описывает различные мантры, дарующие освобождение в разные юги. В Сатья-, Трета- и Двапара-югу этими мантрами, называемыми тарака-брахма-нама, обращались к Верховнуму Господу с благоговением и почтением, взывая к Его божественному могуществу и величию и моля Его о защите (айшварья-бхава). Тарака-брахма-нама для Кали-юги – это Харе Кришна маха-мантра, бескорыстный зов о любовном служении.
В понимании Гаудия-вайшнавов, самсара-мочана, или освобождение, означает постижение своей сварупы. На этом уровне брахма-гаятри и гопала-мантра больше не нужны, однако повторение Харе Кришна продолжается, для того чтобы привести душу к лотосным стопам Кришны (кришна-чарана) в духовном мире. Это конечная ступень духовного развития, когда душа обретает васту-сиддхи (чистый духовный облик) и приступает к вечному служению Кришне.
Повторение святого имени Кришны – вечная деятельность души, будь то на Кришналоке или в материальном мире. В материальном мире повторение Харе Кришна – это важнейшая деятельность для очищения и духовного развития. Все остальное предназначено в помощь и для поддержки главного служения, повторения Харе Кришна. Однако, когда душа входит в духовный мир, повторение святого имени становится для нее вспомогательным и побудительным фоном. А на передний план выступает наиболее важное и выраженное служение Радхе-Говинде. Например, когда гопи сбивают из све- жего йогурта масло для Кришны, они сопровождают это воспеванием Его славы, отбивая такт браслетами и колокольчиками, что украшают их пояса.
Маха-мантра Шри Радхи
В материальном мире святое имя повторяют и начинающие садхаки, и познавшие себя шуддха-бхакты. Новички повторяют Харе Кришна из чувства долга; это их садхана для очищения. В то время как опытные преданные вкушают сладостный нектар святого имени. Повторение Харе Кришна маха-мантры – вечная деятельность каждой души. Поэтому правильным будет развивать любовь и привязанность к нашему вечному спутнику – святым именам Кришны.
Харинама-санкиртана продолжается и в духовном мире, где ее совершает вечное окружение Кришны. Священные писания изобилуют развлечениями Кришны и Его преданных, поющих святые имена.
“Кришна сказал Уддхаве: “Погруженная в разлуку, мама Яшода всегда поет Мои имена. Когда она медленно и протяжно вздыхает, из ее груди исходит: Ха Кришна! Ха Кришна! Обильная испарина покрывает ее истомленное тело и слезы ручьями льются из ее глаз, впитываясь в одежду, когда она напряженно всматривается в дорогу, что ведет из Матхуры, ожидая Моего возвращения”” (Уддхава-сандеша).
“Сакхи говорит Кришне: “О Кришна! Когда Ты уходишь пасти коров, Радхарани весь день тоскует, горячо желая вновь увидеть Тебя. Ее взгляд неотвырно устремлен на дорогу, по которой Ты возвращаешься с пастбища, и язык беспрестанно повторяет два слога – криш-на. Уши Радхарани жаждут услышать пение твоей флейты, а сердце замирает в блаженстве при мыслях о Тебе”” (Уджджвала-ниламани, гл. 15).
“Кришна сказал: “Послушай, Кундавали! Когда я случайно произнес имя Радхи, оно, словно остаря стрела, вонзилось в сердце Чандравали, причинив ей нестерпимую боль. Однако, для того чтобы вывести Меня из замешательства и более не смущать, она заговорила со Мной очень нежно, а улыбка на ее лотосном лике засияла еще ярче”” (Уджджвала-ниламани, гл. 14).
“Вринда-деви сказала Паурнамаси: “Радхарани на прощание обняла расцветающий кустик жасмина, который Она посадила на берегу Ямуны, и вложила в ладонь Лалиты подарок – изумительное бриллиантовое ожерелье. Затем Радхика вошла в кадамбовую рощу, наполненную жужжанием пчел, и потеряла сознание. Но прия-сакхи запели имена Хари и тем самым вернули ее к жизни”” (Уджджвала-ниламани, гл. 15).
“Чудесная священная мантра, которую повторяет Кришна,- это имена Его дорогой возлюбленной, Радхарани. А маха-мантра Шримати Радхарани – это имена Господа Кришны” (Радха-Кришна-ганоддеша-дипика).
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Вторая глава
СЛАВА СВЯТОГО ИМЕНИ
Регулярно слушая об удивительной славе святого имени, а также изучая различные шлоки, которые возносят хвалу нама-бхаджане, можно укрепить свою веру и решимость повторять джапу. Так советовали ачарьи прошлого, например Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, который сказал: «Воспевайте славу святого имени (нама-махима). Делайте это каждый день. Я сам так поступаю. Харинама – это наша жизнь.
Всемогущее имя Кришны всегда приносит плоды, неважно, повторяете вы его правильно или нет. Безграничную славу святого имени невозможно понять с помощью разума и логики. Только благодаря вере, преданности и постоянному повторению можно постичь величие шри-намы. В этот темный век Кали кришна-нама – самый легкий, быстрый, надежный и верный путь к духовному совершенству, любви к Богу. И с точки зрения