Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 22 ------

Лекции по Бхактьялоке (Киев 2000) - Страница 22

этот обет, могут сделать это сегодня. "Я больше никогда не буду оскорблять садху". Далее Бхактивинода Тхакур пишет: "Преданные - это садху. Оскорбляя их, человек утрачивает все свои добродетели. Оскорбив самую чистую личность, Господа Махадева, Праджапати Дакша, лучший из прародителей, навлек на себя все самое неблагоприятное". В десятой песне "Шримад-Бхагаватам" говорится: "Если человек совершает нападки на великих личностей, он лишается всех благословений, а именно- долголетия, красоты, славы, религиозности, удачи и возвышения на райские планеты".

Этот стих был произнесен Шукадевой Госвами в разговоре с Махараджем Парикшитом. Шукадева Госвами перечисляет здесь шесть вещей, которые теряет человек, критикующий великих преданных. Продолжительность жизни такого человека сокращается, он теряет свою красоту. Примером такого оскорбителя может служить Гопала Чакраварти, чей нос сгнил из-за того, что этот брахман оскорбил Харидаса Тхакура. Также оскорбитель теряет свою славу, а вместо этого приобретает дурную репутацию Он лишается всех благословений, ведь критикуя преданных, онуже не может получить от них никаких благословений. Критиковать вайшнавов крайне опасно. В "Сканда-Пуране" описывается шесть уровней ада, куда отправляются те, кто бьет преданных, критикует или ненавидит их, отказывается их приветствовать, гневается на них или не радуется при встрече с ними. Б каждом из этих случаев человек будет вынужден пойти в ад. Достаточно лишь не обрадоваться при виде вайшнава. Поэтому мы всегда должны быть очень внимательны чтобы не пренебрегать вайшнавами, когда они приходят. Однажды Прабхупада сказал даже, что при появлении вайшнава, пуджари, который в это время проводит арати, должен сойти с алтаря и поприветствовать его. Прабхупада сказал это именно для того, чтобы подчеркнуть, насколько важно приветствовать вайшнавов. В этом стихе говорится: "Если человек не испытывает счастья при виде вайшнава..". Иногда, зная, что кто-то должен прийти, мы думаем: "О нет, только не это!" Но мы всегда должны быть

счастливы принимать гостей, Особенно если это - вайшнавы. Нужно также учитывать и другие моменты, описанные в этом стихе. Мы не должны ненавидеть вайшнавов, критиковать и, тем более, бить их. Иными словами, в нашем сердце не должно быть места враждебности по отношению к вайшнавам.

В истории, о которой упоминает здесь Бхактивинода Тхакур, речь идет о Господе Шиве и Праджапати Дакше. Обращаясь к Дакше, Сати произнесла следующий стих: "В том, что люди, отождествляющие себя с бренным материальным телом, постоянно насмехаются над великими личностями, нет ничего удивительного. Но зависть, живущая в сердце материалистов, приносит свою пользу, ибо ведет их к падению. Пыль со стоп великих личностей лишает их могущества и славы". Эта зависть благотворна в том смысле, что ее последствия являются хорошим уроком для оскорбителя. Не то, чтобы эта зависть была благотворна сама по себе, благотворны ее последствия. Сати говорит здесь: "Благодаря пыли с лотосных стоп великих личностей, эта зависть уменьшается". Прабхупада комментирует этот момент. Он объясняет, что все зависит от силы того, кого оскорбляют. Он использует пример с палящим солнцем. Когда солнце нещадно палит, растения вянут и высыхают. Однако есть и другие растения, которые растут превосходно под знойным солнцем. Солнце одно и то же, но разные растения реагируют на него по-разному. Это зависит от растений. Они либо гибнут, либо продолжают расти. В этом стихе говорится, что пыль с лотосных стоп преданных действует по-разному, в зависимости от того, на кого она попадает. Если человек служит лотосным стопам преданных, тогда пыль с лотосных стоп будет помогать ему духовно продвигаться. Если же он оскорбляет лотосные стопы преданных, он высыхает. Пыль одна и та же, но на разных личностей она действует по-разному. Так же, как и в примере с растениями - в зависимости от их природы, солнце по-разному влияет на них. Именно это случилось с Дакшей. Он оскорбил лотосные стопы Господа Шивы и потому должен был страдать от последствий своего оскорбления. Тот, кто оскорбляет лотосные стопы вайшнавов, всегда получает очень тяжелые реакции. Этих реакций невозможно избежать. Кришна не смотрит сквозь пальцы на наше оскорбление. Вайшнав может не обратить внимания на оскорбления в свой адрес, но Кришна замечает все. Как же все таки не оскорблять вайшнавов? В "Чайтанья-Бхагавате" есть одна история, в которой рассказывается о том, как избегать оскорблений. Шрила Вриндаван дас Тхакур утверждает, что просто слушая эту игру, можно избавиться от склонности оскорблять вайшнавов. Я думаю, что сейчас самое время послушать эту историю. Все уже знают, что последствия оскорблений очень тяжелы и поэтому будут слушать очень внимательно. Вриндаван дас Тхакур говорит, что в сердце того, кто слушает или рассказывает эти сокровенные истории, никогда не возникнет желание оскорблять вайшнавов.

Это произошло в деревне Кулия, как раз тогда, когда Господь Чайтанья скрывался от преданных, а они пытались найти Его. Он ушел в эту деревню, желая спрятаться там на какое-то время, и преданные повсюду искали Его, чтобы хоть краешком глаза увидеть своего Господа. Сотни и тысячи преданных забирались на деревья и на крыши домов, стремясь получить Его даршан. В один из таких дней к Господу Чайтанье пришел прокаженный. Плача от боли, причиняемой ему ранами, он пал ниц перед Господом и взмолился: "О

Навигация:

Страница 24
Страница 23
-- Страница 22 --
Страница 21
Страница 20