Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 7 ------

Лекции по Бхактьялоке (Киев 2000) - Страница 7

осуществлял Свой удивительный план.

Итак, полемика и споры относятся к категории ненужной праджалпы. Завтра я приведу некоторые цитаты из "Шримад-Бхагаватам", в которых говорится, насколько беспокойным становится ум человека, поглощенного разного рода спорами и дискуссиями.

Лекция вторая, Одесса, 22.07.1999

Сегодня мы будем продолжать вчерашнюю тему. Вчера вечером, после Гаура-арати, я вернулся к себе в комнату и встретился с Радханатхом Махараджем, который прибыл незадолго до того. Я немного рассказал ему о чем я говорил в лекции. Он подтвердил, что эта тема очень важна. Я сказал ему, что говорил о праджалпе. Я даже не спрашивал его, но он сам сказал: "Это очень важная для нашего движения тема". И после паузы добавил: "Вернее, это самая важная тема". Произнеся эти слова, он, конечно же, имел в виду, что это очень важно в соответствии со временем, местом и обстоятельствами. Несомненно, наиболее важная тема - это всегда говорить о Кришне. Мы говорили об этом вчера вечером. Вайшнавские ачарьи дают определенные предписания и определенные запреты. Есть предписанная деятельность, которая благоприятна для прогресса в преданном служении. И если мы всегда следуем этим предписаниям, нет необходимости думать о каких-либо запретах. Но, поскольку мы еще обусловлены, мы должны знать о запретах. Поэтому Радханатха Махарадж и говорил, что эта тема очень важна. Он говорил об этом сегодня утром, во время лекции по "Шримад-Бхагаватам".

Вчера мы начали читать эссе Бхактивинода Тхакура. Сейчас мы подведем итог тому, что прочитали.

Бхактивинода Тхакур говорил, как важно следовать по пути, который был указан предыдущими махаджанами. Некоторые считают, что все виды джалпаны должны быть отброшены. В особенности это относится к возгордившимся преданным, которые утверждают, что мы вообще должны перестать говорить. Бхактивинод Тхакур возражает: "Нет, мы должны следовать по пути, указанному махаджанами". Такие авторитеты, как Рупа Госвами, Шрила Вьясадева, Прахлада Махарадж, Чайтанья Махапрабху дали нам стандарт правильного поведения, суть которого заключается в том, что мы должны всегда говорить о Кришне. Бхактивинода Тхакур перечисляет благоприятные виды джалпаны, или праджалпы. К ним относятся цитирование священных писаний, молитвы и киртан. Однако, как мы уже объясняли, основная тема эссе - это отрицательные виды праджалпы. К ним относятся бесполезные разговоры, споры, прения, сплетни, поиск недостатков в других, ложь, поношение преданных и мирские разговоры. Я повторяю это уже в третий раз. Прабхупада говорил, что если вы хотите подчеркнуть какой-то момент, нужно повторять его трижды. Например, в стихе "харер нама, харер нама, харер нама эва кевалам..". В этом стихе три раза повторяются слова "харер нама". Здесь подчеркивается, что нужно всегда повторять имена Кришны. Поэтому мы уже трижды перечислили неблагоприятные виды праджалпы. Это сделано для того, чтобы все смогли запомнить, что относится к неблагоприятной праджалпе. К концу обсуждения этой темы мы, похоже, повторим этот список не три раза, а гораздо больше.

Итак, вчера вечером мы говорили о бесполезных разговорах. Немного поговорили о спорах. Вернее, мы говорили достаточно много, но не дочитали раздел, посвященный этому виду праджалпы. Что касается бесполезных разговоров, Бхактивинод Тхакур приводит в качестве примера чтение мирских книг и газет. Он говорит, что преданные должны избегать бесполезных разговоров. Когда встречаются материалисты, они садятся, едят, начинают курить и при этом начинают обсуждать разные мирские темы. Все это -бесполезные разговоры. Однако преданные должны следовать принципам, провозглашенным Кришной в "Бхагавад-гите": "сатататам киртаянто мам" - "всегда говорить о Кришне и всегда воспевать Его славу".

Также мы говорили и о спорах. Мы описали умонастроение спорщиков. Мы говорили о том, что желание спорить возникает вследствие гордости, а также из-за стремления просто одержать победу, а не установить сиддханту.

Кроме того, вчера мы говорили о личности, которая любит спорить. Но это была благоприятная праджалпа. Поскольку мы говорили о Нимае Пандите. Мы рассказывали, как Нимай Пандит спорил с вайшнавами. Примечательно, что все эти вайшнавы тоже говорили о Нимае. Сегодня в лекции по "Шримад-Бхагавагам" Радханатха Махарадж в качестве примера упоминал, что гопи собираются в небольшие группы и говорят друг с другом о Кришне.

Санскритское слово, означающее, что кто-то с кем-то говорит, это и есть "праджалпа". К примеру, когда приехал Уддхава, Шримати Радхарани разговаривала со шмелем. И Ее состояние было сродни безумию. Это называется "читраджалпа". Есть разные виды читраджалпы, соответствующие определенным настроениям, в которых, говоря о Кришне, находятся гопи. Когда гопи собираются вместе, они говорят только о Кришне и Балараме. Но гопи вынуждены скрытым образом говорить о Кришне, поскольку они не могут раскрыть свою привязанность к Нему. Поэтому они говорят о Нем скрытым образом, собираясь в маленькие группы. Они обсуждают Его деяния, полностью захватившие их умы. То есть они говорят и о других личностях также. Но, конечно, это не является праджалпой в отрицательном смысле этого слова. Вчера мы рассказывали, как вайшнавы говорили о Нимае Пандите. Они собирались небольшими группами и говорили: "Если бы только Он перестал спорить и избавился от этой заносчивости". Также они рассказывали друг другу о том, как им приходилось спорить с Нимаем, встретив Его на улице. Они говорили о ком-то, но этот Кто-то был никем иным, как Верховной Личностью Бога.

Навигация:

Страница 9
Страница 8
-- Страница 7 --
Страница 6
Страница 5