Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 17 ------

Лекции по Чайтанья Бхагавате - Страница 17

дороже жизни. Веды прославля-

ют двух Верховных Личностей, Мукунду (Кришну) и Господа

Ананта Шешу (Балараму). Знайте же, что эти две Верховные

Личности пришли на эту землю как Господь Чайтанья и Господь

Нитьянанда.

Вопрос: В «Мундака Упанишад» говорится, что Господь выби-

рает, кому явить Себя. Но говорится также, что мы достигаем

Господа благодаря нашему служению и милости духовного

учителя.

Ответ: В «Мундака Упанишад» сказано, что Господь выбира-

ет, кому Себя явить. Это значит, что последнее слово всегда

остается за Ним. Разумеется, если наше желание увидеть Его

непоколебимо, Он будет склонен явить Себя нам. Но выбирает

Он, ибо Он независим. Кришна не обязан выбирать. Он этого

хочет. Ему хочется открыться, но кому—этот выбор Он остав-

ляет за Собой. А нам следует попытаться сделать что-нибудь,

чтобы Он пожелал выбрать нас. Шрила Прабхупада цитировал

Шрилу Бхактисиддханту: «Мы должны служить Кришне так,

чтобы Он захотел нас увидеть, а не чтобы самим увидеть Его».

Следует стараться привлечь Его внимание, но не пытаться при

этом подойти к Нему, полагаясь на собственные силы. Нужно

строго выполнять указание Его преданного, и тогда мы по-

лучим милость обоих: и преданного, и Господа. По милости

духовного учителя можно получить благословение Кришны.

Без его милости невозможно никакое продвижение. Кришна

оставляет за собой право выбирать, перед кем явиться. Но мы,

все же, должны пытаться. «Нет для меня иного Господа, кроме

Кришны, и Он останется Им вовеки, даже если грубо обнимет

меня или разобьет мое сердце, не появляясь передо Мной. Он

волен поступать, как пожелает, ибо навсегда и независимо ни от

чего останется для меня Господом, которому Я поклоняюсь».

Глава шестая

Господь Чайтанья начи-

нает учиться

Стихи 42-136

В этой главе Вриндаван дас Тхакур продолжает описывать ша-

лости Господа Чайтаньи. Нимай хотел, чтобы жители Навадви-

пы и дальше оставались в неведении по поводу Его истинной

сущности. Он озорничал и утверждал полушутя, что Он—Вер-

ховная Личность, но никто не мог понять, о чем Он говорит.

Мне нравятся детские игры Господа Чайтаньи, в особенности

те из них, где Он проказничает на берегу Ганги.

42. Маленький Нимай подрастал, становился все непоседли-

вее, и дни напролет озорничал в компании мальчишек, таких же

проказливых как и Он Сам.

43-44. Он никого не слушался, и гулял со Своими друзьями,

где душе Его было угодно. Встречая какого-нибудь мальчишку,

Нимай принимался подтрунивать над ним. Тот не оставался в

долгу. Слово за слово—завязывалась ссора.

45. Нимай был очень сильный, и поэтому Он со Своими

друзьями неизменно выходил победителем, а что касается про-

тивника, то он, поверженный, спасался бегством.

46. Такой, покрытый пылью и перепачканный чернилами,

Нимай был несказанно пленителен.

По дороге домой Нимай частенько затевал драку с каким-

нибудь мальчиком, после чего, весь в пыли с головы до ног,

и вдобавок перепачканный чернилами, отправлялся первым

делом на Гангу, чтобы выку паться. Эта деталь сыграет впос-

ледствии важную роль.

47-48. Каждый день, около полудня, сразу после школы

Нимай с друзьями отправлялся купаться на Гангу, посвящая

все свободное от уроков время играм. Там они ныряли и брыз-

гались.

49. Кто в состоянии описать величие Надии в те времена?

Сотни людей приходили на Гангу принять омовение.

50. В разношерстной толпе у ее гхат кого только не было!

Отреченные в шафрановых одеяниях, домохозяева, дети—от

этой пестроты рябило в глазах.

51. Господь затевал с друзьями соревнования по плаванию.

52. Нимай плыл по Ганге и окатывал водой всех, кто оказы-

вался в пределах досягаемости, проливая таким образом на них

Свою милость вместе с порцией воды со Своих божественных

лотосных стоп.

53. Нимая просили не баловаться, на что Он не обращал ни

малейшего внимания. Поймать Его, однако, никто не мог, потому

что плавал Он лучше всех.

54. Как только какой-нибудь брахман, омывшись, выходил

из воды, Нимай плевал на него. Раз за разом «оскверняя» его

таким образом, он вынуждал его принимать омовение снова и

снова.

55. Сердитые брахманы, отчаявшись поймать Нимая и ус-

троить Ему взбучку, шли жаловаться на Него Джаганнатхе

Мишре.

56-58. «Дорогой Мишра,—сказал один из почтенных брах-

манов,—друг мой, я пришел, чтобы пожаловаться на плохое

поведение твоего сына. Из-за Него я не могу спокойно омыться

в Ганге». Другой брахман говорил: «Он брызгается и не дает

мне медитировать. Мало того, Он заявляет мне: “На кого ты

медитируешь? Посмотри на Меня. В эту Кали-югу Сам Нараяна

пришел на эту землю, и этот Нараяна—Я!”»

59-62. Причины для негодования были самые разнообразные.

Один брахман жаловался: «Он украл мое Божество Шива-лин-

ги». Другой сетовал: «Пока я купался, он схватил мою одежду

и убежал». Третий поведал Джаганнатхе Мишре следующую

историю: «Я собрал все ингредиенты для пуджи Господу Виш-

ну: кушанья, цветы, траву дурва, сандаловую пасту, сидение

для Господа, и пошел принять омовение. А когда я вернулся,

Нимай уже сидел на троне Господа Вишну, уплетал угощения,

предназначенные для Господа, и расшвыривал вокруг все осталь-

ные ингредиенты. При этом Он приговаривал: “Ты выглядишь

огорченным. Почему? Ведь Господь, которому предназначались

все эти угощения, сидит сейчас и ест их”».

63-65. Следующий брахман жаловался: «Я стоял по пояс в

воде и повторял Гаятри мантру. Откуда ни возьмись—Нимай!

Он нырнул и стал дергать меня за ноги». «Он все время крадет

у меня одежду и цветы для поклонения»,—подхватил другой. «А

у меня,—сказал еще один,—Он украл «Бхагавад-гиту». «Мой

сын еще совсем крошка,—послышался сердитый голос следую-

щего брахмана,—а Нимай налил ему воду в уши. Бедняжка так

горько плакал!»

66-69. Жалобы так и посыпались на Джаганнатху Мишру:

«Он подкрался ко мне сзади, вспрыгнул на плечи и стал кричать:

“Я Махеш!”»; «Он уселся на трон Господа Вишну и съел все

подношения»; «Он швырял

Навигация:

Страница 19
Страница 18
-- Страница 17 --
Страница 16
Страница 15