песок на всех, кто омылся и вышел
из воды. А другие, такие же проказливые мальчишки, Ему по-
могали»; «Но самая скверная из Его выходок, когда Он меняет
одежду мужчин и женщин, пока те принимают омовение».
И всё это Нимай натворил в течении одного дня! Они не вспо-
минали Его прошлые проделки. Все это произошло в один
день. Представьте себе, что чувствовали брахманы, когда вы-
шли из воды и увидели на берегу вместо своей одежды одни
сари да чоли. А каково было женщинам, обнаружившим, что
единственное, во что они могут одеться—дхоти. Естественно,
брахманы, которые пришли к Джаганнатхе Мишре, не были
обычными людьми. Позже Вриндаван дас Тхакур объясняет,
что все они были спутниками Господа Кришны и принимали
участие в Его играх.
-71. Еще один брахман сказал: «Дорогой Джаганнатха
Мишра, ты благородный, дружелюбный человек, но я должен
сказать тебе, что твой сын Нимай творит все эти безобразия
каждый божий день. Он часами сидит в воде и изводит всех, кто
приходит на Гангу принять омовение. Он заболеет, если будет
сидеть в воде по полдня».
72. А к Шачимате, тем временем, прибежали жаловаться
разобиженные соседские девчонки. «О уважаемая мать, пожа-
луйста, послушай, что творит твой сын».
В «Чайтанья-чаритамире» подробно описана следующая
история. Девушки ходили на Гангу принимать омовение, а
после омовения проводили пуджу Господу Шиве, чтобы он
благословил их и дал хорошего мужа. Всем им хотелось, чтобы
будущий супруг был достойный человек. Чтобы это заветное
желание исполнилось, они поклонялись Господу Шиве; это
было у них в обычае.
Господь Чайтанья имел обыкновение приходить туда, где
девушки обычно проводили пуджу, и отбирать у них подно-
шения. При этом Он говорил: «Вы почему не предлагаете эти
подношения Мне? Вы что, не знаете, что Я—источник всех
полубогов? Вы не знаете, что Ганга исходит из Меня?» Он тре-
бовал, чтобы пуджу посвящали именно Ему, и сулил в награду
красивых, обладающих всевозможными достоинствами мужей:
«Все они будут умные и очень богатые. И сыновей будет, по
меньшей мере, семеро у каждой, и все они тоже будут очень
умные—все как один. И всего-то от вас требуется, так это отдать
Мне приготовленные для Господа Шивы подношения». Если
же девушки упрямились и ни в какую не соглашались отдавать
подношения добровольно, Господь Чайтанья отнимал их си-
лой. Отобранной сандаловой пастой Он тут же умащивал тело,
потом одевал на шею цветочную гирлянду, затем садился и
принимался за угощения. Девушки приходили в ярость, а Нимай
их увещевал: «Поймите, Я же хочу дать вам благословение».
Втайне девушки были согласны, что благословение стоящее,
но не подавали виду и продолжали сердиться. Нимай, видя что
они все еще гневаются, переходил на угрозы: «Почему вы сер-
дитесь на Меня? Будете злиться, и Я прокляну вас выйти замуж
за уродов». Угроза действовала: разволновавшиеся девушки
опасались, что у Нимая вполне могут быть связи с полубогами
и проклятие может исполниться. Перепуганные, они отдавали
Ему все блюда, которые предназначались для Господа Шивы, и
успокаивались, полагая, что теперь с благословением все будет
в порядке и за богатыми мужьями тоже дело не станет.
73-74. Девочки наперебой затараторили: «Он украл нашу
одежду, а потом стал оскорблять нас ужасными словами»; «Мы
пристыдили Его, но Он в ответ стал ругаться с нами и брызгать
на нас водой»;
75-76. «Мы собирались поклоняться Ганге и принесли с собой
фрукты и цветы, но Он все испортил, все разбросал по земле»;
«Он поджидает нас на берегу, а когда мы выходим из воды,
швыряется песком»;
77-78. «Нимай подкрадывается к нам сзади, а потом кричит
прямо в уши»; «Он набирает полный рот воды, а потом брызгает
ее мне прямо в лицо»; «Он накидал мне в волосы репейников,
я потом еле их выпутала»; «Нимай сказал, что хочет на мне
жениться».
79. «Он позволяет Себе такие безобразия каждый день! Мож-
но подумать, Он принц!»
80. «Выходки твоего сына точь-в-точь похожи на проделки
сына Нанды Махараджа, Кришны. Мы о них наслышаны».
81. «Если мы расскажем все это нашим родителям, они с
вами поссорятся.
Не забывайте, этим девочкам лет по двенадцать. Они еще
маленькие, и по-детски грозятся, что все расскажут своим ро-
дителям, и те придут к Шачимате ссориться. А чтобы этого не
случилось, и чтобы между взрослыми не было раздоров, ожи-
далось, что Шачимата должна приструнить своего сына.
82. Ты должна сейчас же наказать своего сына. В Надии
никому не нравится, как Он себя ведет».
83-84. Улыбаясь, мать Шри Чайтаньи Махапрабху обняла
по очереди всех девочек и утешила их: «Нимай вернется, я Его
отшлепаю, и Он больше никого никогда не будет дразнить».
85. Девочки почтительно взяли пыль с ее стоп и снова отпра-
вились к Ганге принимать омовение.
86. Сколько бы неприятностей ни доставлял Нимай Своими
шалостями, в Его присутствии люди чувствовали, что они пол-
ностью Им довольны.
Столько раз Нимай намекал окружающим, что Он Бог! Но
никто не принимал Его слова всерьез. Даже Его вечные спут-
ники не подозревали о том, кто Он такой. До поры Он так и
оставлял их в неведении, чтобы потом, когда для них станет
ясно со всей очевидностью, что Он Верховный Господь, они
могли, вспоминая все Его шалости и проказы, удивляться и
восхищаться Им и испытывать высочайший экстаз. Ну а сей-
час, пока Его истинное положение тайна, Он для них—озорной
ребенок, пленивший их умы, и в этом источник их блаженства.
У каждого с Ним особые отношения любви. Так Господь ведет
Себя со Своими преданными.
87. Хотя брахманы жаловались Джаганнатхе Мишре полу-
шутя, рассердился тот всерьез.
88-89. Джаганнатха Мишра сказал: «Он всех изводит Своими
выходками!