Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 21 ------

Лекции по Чайтанья Бхагавате - Страница 21

достигну их предела». Вайшнавские

ачарьи всегда стараются проявить игры Господа, развить и

расширить их описания. Господь Брахма, к примеру, получил

наставления Господа непосредственно из сердца, и те четыре

стиха, которые Господь ему явил—семена ведической муд-

рости. Господь Брахма развил эти наставления и передал их

Нараде Муни. Нарада Муни тоже развил их и, в свою очередь,

передал Вьясадеве. Вайшнавы-ачарьи в нашей ученической

последовательности раскрывают, проявляют игры Господа.

Единственный способ понять игры Господа—слушать о них

из авторитетного источника. Слушая чьи-то вымыслы, игры

Господа понять невозможно.

Писания называют явленными потому, что развлечения

Господа, описанные в них, были раскрыты, явлены для нас. На-

пример, Шукадева Госвами обладал пониманием игр Господа,

и поэтому мог раскрыть их для нас, явить их нам так, чтобы мы

были способны их понять.

В «Чайтанья-Бхагавате» описаны развлечения Господа Чай-

таньи, и сейчас мы будем читать ту ее часть, где повествуется о

Его детских играх. Мы должны слушать о них, и правильно к

ним относиться, так как все совершаемое Господом—трансцен-

дентно. Господь не обязан трудиться, он просто наслаждается,

и в этом смысл Его игр. Кришна являет Свои игры также и для

того, чтобы порадовать преданных. Господь счастлив доставить

им удовольствие. Те преданные, которые присутствовали на

планете, когда Он проявлял Свои игры—Его вечные спутники.

Мы будем читать о Джаганнатхе Мишре, о Вишварупе, брате

Господа Чайтанье, о Шачимате. Все они—спутники Господа,

которые всегда рядом с Ним, где бы Он ни проводил Свои игры,

и Господь обменивается с ними любовными отношениями.

Джаганнатха Мишра всегда считал Господа Чайтанью

своим сыном. Когда Нимай проказничал, он Его ругал, а по-

рой даже наказывал, так как считал это своей обязанностью.

И хотя Нимай—Сам Верховный Господь, Он принимал это

как любовное служение, позволял ему наказывать Себя. Для

Джаганнатхи Мишры Господь Чайтанья—сын, и он не хочет,

чтобы их отношениям мешали мысли о том, что Он—Бог. Если

бы он все время думал, что Нимай Верховный Господь, как бы

он тогда ругал Его за Его шалости? Трудно ругать Бога, если

знаешь, что это Бог. Поэтому Джаганнатха Мишра забыл о том,

что его сын—Бог. Но он забыл об этом не так, как это сделали

мы. Он забыл, чтобы ничто не мешало ему относится к Богу,

как к своему сыну.

Как-то раз Джаганнатхе Мишре привиделся сон. Во сне

к нему пришел брахман и стал упрекать его в том, что тот

наказывает Нимая. Брахман сказал: «Как ты можешь наказы-

вать этого мальчика? Разве ты не знаешь, кто Он? Разве ты не

знаешь, что Он—источник всего трансцендентного знания?

Он знает абсолютно все. Чему ты можешь Его научить, и как

ты можешь Его ругать?» А Джаганнатха Мишра отвечал ему:

«Бог Он или не Бог—Он все равно мой сын, и наказывать Его,

если Он плохо Себя ведет, это моя обязанность отца». Все это

было во сне. Проснувшись, Джаганнатха Мишра стал всем

рассказывать свой сон. Хотя брахман и открыл Джаганнатхе

Мишре, что Нимай—Верховная Личность Бога, Джаганнатха

Мишра и слушать об этом не хотел.

В играх Господа проявляется взаимная любовь Господа и

Его преданных. Их отношения и поступки не имеют ничего

общего с обычными мирскими отношениями и поступками.

Духовный мир и отношения Господа и Его преданных—ре-

альность, а отношения в материальном мире—это просто их

отражение.

Души, которые под влиянием маха-майи забыли о Верхов-

ном положении Бога, считают реальными именно те отноше-

ния, которые существуют в материальном мире. К описаниям

трансцендентной реальности они относятся скептически: «Разве

так бывает? Разве Бог такой? Как может Бог быть маленьким

озорным мальчиком? Бог должен быть великим, а что вели-

чественного в проделках ша ловливого ребенка?» В их пред-

ставлении величие Бога проявляется в том, что Он сидит на

золотом престоле, где-то высоко на небесах, и мечет молнии. У

Господа обязательно должна быть длинная белая борода, и Его

всенепременно нужно бояться. Он могуществен, Он Верховный

Господин, а что до нас, то мы должны жить в страхе перед Ним.

Человеку надлежит думать о Нем, как о Творце, благоговейно

размышлять о Его величии. Да, Бог проявляет Себя как Творец,

но это лишь часть Его развлечений. Все материальное творе-

ние представляет собой проявление всего-навсего четверти

совокупной энергии Господа. Мало того, творение вообще

осуществляется без Его непосредственного участия. В Ведах

(Шветашватара Упанишад, 6. 8) говорится:

парасйа шактир вивидхаива шруйате

свабхавики джнана-бала-крийа ча

«Энергии Господа в совершенстве действуют в соответствии

с Его волей». Когда Господь хочет творить, Ему нет нужды

задумываться над тем, где взять деньги на создание вселенной.

Он самодостаточен. Все энергии творения находятся в Его

теле. Ему нет нужды искать что-то вне Себя для того, чтобы

приступить к творению—все уже есть в Его теле. Мало того,

Он не обдумывает план творения и не согласовывает его с руко-

водством: «Я тут принес план материального мира. Как вы его

находите?» Он не обязан подавать прошений—Он Верховный

повелитель, и Ему нет нужды согласовывать или подтверж-

дать Свои планы. У него не болит голова по поводу того, где

раздобыть исходные материалы для творения, Ему не трудно

творить—это происходит просто по Его воле. Процесс Его

мышления уже сам по себе реальность, и ничего другого не тре-

буется. Его энергии действуют, просто повинуясь Его желанию.

Но творение материального мира—лишь отблеск Его славы и

величия. Его истинное величие проявляется в мире духовном,

где Господь обменивается любовными отношениями со всеми

живыми существами, своими неотъемлемыми частичками.

Это и есть реальность, и чтобы понять развлечения Господа,

следует слушать о них и правильно к ним относиться. Господь

Брахма говорит:

атхапи те дева падамбуджа-двайа-

прасада-лешанугрихита эва хи

«Пока человек не получил хотя

Навигация:

Страница 23
Страница 22
-- Страница 21 --
Страница 20
Страница 19