Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 28 ------

Лекции по Чайтанья Бхагавате - Страница 28

Гокуле,

пока Верховная Личность Бога лично присутствует там».

Вриндаван дас Тхакур цитирует стих из «Шримад-Бхагаватам»,

в котором утверждается, что тем, кто слушают о Кришне и

воспевают Его святые имена, нечего бояться. «Разве может

беда постучаться в дом человека, который поклоняется Твоим

лотосным стопам?!»—восклицает Джаганнатха Мишра. Он

молился о том, чтобы всегда помнить о Господе. Он знал, что

только так он может защитить своего сына.

89. «Господь, я Твой слуга. Все, чем я обладаю,—Твое. Прими

все, что у меня есть, под Свое покровительство.

90. Молю Тебя, сделай так, чтобы мой сын никогда не встре-

чал на Своем пути ни трудностей, ни препятствий».

91. С непоколебимой верой молился Шри Мишра. Воздев

руки, он умолял Господа о милости.

92. Как-то раз, по воле провидения, Шри Мишре приснился

сон, который одновременно и обрадовал его, и крайне опеча-

лил.

Джаганнатха Мишра увидел во сне, что Нимай принял санньясу.

Он очень встревожился, поскольку одного сына, принявшего

отречение, он уже лишился. Вишварупа слыл известным ученым,

и вайшнавы-ачарьи очень любили его слушать. Он сосредоточен-

но и глубоко изучал шастры, и всегда объяснял суть писаний,

представлял их окончательные выводы.

В те времена Навадвипа была наводнена пандитами и

всевозможными учеными, которые изучали шастры по пре-

имуществу ради того, чтобы побеждать в споре оппонентов.

Они непомерно гордились своей ученостью, но, комментируя

«Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гиту», о сущности писа-

ний не говорили ни слова. Кришна говорит в «Бхагавад-гите»

(15.15): «Цель всех Вед—познать Меня». Вывод ведических

писаний состоит в том, что нужно понять Кришну, и любой

путь должен приводить к Нему. Но в ту пору пандиты и ученые

не говорили о преданном служении и не прославляли Господа.

Они проводили время в словесных пикировках. Вишварупа, о

чем бы Он ни говорил, всё сводил к прославлению Кришны и

всегда подчеркивал, что преданное служение—высшая истина.

Поскольку Вишварупа был высокоученым брахманом, люди

охотно собирались, чтобы послушать его. Но настало время,

когда Джаганнатха Мишра решил, что Вишварупе пора же-

ниться. Узнав об этом, Вишварупа понял, что пора принимать

санньясу. Вскоре Он принял отречение и ушел жить в лес, а

Джаганнатха Мишра пришел к выводу о том, что всему виной

усиленное изучение шастр, которое отбило у Вишварупы охоту

ко всему материальному.

Вишварупа оставил дом, а Нимай все пытался утешить мать

и отца, которые томились от разлуки со своим старшим сыном.

Он притих и перестал проказничать (занятие, которому Он с

упоением предавался все детство). Нимай так посерьезнел, что

принялся за шастры. Джаганнатха Мишра смотрел на Него и

думал: «У нас не осталось ничего, кроме Нимая. Мы не пережи-

вем, если Он последует по стопам Своего старшего брата». Он

сказал Нимаю: «Я не хочу, чтобы Ты учился. Отложи подальше

Свои книги и ступай играть с друзьями. Делай, что хочешь,

только не учись больше». Мать Шачи забеспокоилась, рассудив,

что ни одна девушка не захочет замуж за невежду. Джаганнатха

Мишра успокоил ее, сказав, что Кришна позаботится о Нимае,

что преданное служение важнее образования. Джаганнатха

Мишра страшно не хотел, чтобы Нимай продолжал учиться.

93-94. Он распростерся перед Господом в поклоне и взмолил-

ся: «О Господь Говинда, позволь Нимаю остаться в родитель-

ском доме. О Господь Кришна, ни о чем Тебя больше не прошу.

Лишь бы только Нимай был домохозяином и жил с нами».

95. Удивленная, Мать Шачи спросила: «С чего вдруг ты стал

молить Господа об этом благословении?»

96. «Сегодня мне привиделся сон,—отвечал Джаганнатха

Мишра.—Мне снился Нимай со сбритой шикхой.

1 вритти—краткое объяснение стиха.

2 панджи—поэтическое описание.

3 тика—подробное объяснение стиха.

97. Он был в очень красивых одеяниях санньяси. Он повторял

имена Кришны и то плакал, то смеялся, то танцевал.

98. Адвайта Ачарья Прабху и другие преданные окружили

Его и присоединились к воспеванию.

99. Нимай восседал на Ананта Шеше и ставил на головы

преданных Свои стопы.

100. Господь Брахма, Господь Шива и Шри Ананта Шеша

повторяли: «Джай Шачинандана!»

101. Все преданные ликовали и прославляли Его, и лишь я

один стоял, застыв в молчании и страхе.

102. Я видел Нимая в окружении миллионов людей. Они шли

от города к городу и пели.

103. За Нимаем шли миллионы, хором повторяя имя Господа

Хари, и звук этот достигал оболочек материальной вселенной.

104. Я слушал, как все вокруг прославляют Нимая, а потом

увидел преданных, которые пошли за Ним в Нилачалу.

105. Этот сон так расстроил меня! Боюсь, семейная жизнь

не придется по душе нашему сыну, Он уйдет из дома и примет

санньясу».

106. «Но ведь это был всего лишь сон,—возразила ему

Шачи.—Мой дорогой высокоученый супруг, не волнуйся. Нимай

нас не бросит.

107. Он занят только Своими книжками, наука для него—

все».

108. Так размышляли о будущем Своего сына Джаганнатха

Мишра и Шачимата, две великие души.

109. Но прошло несколько дней, и Шри Джаганнатха Мишра

в своей вечной духовной форме ушел из мира смертных.

Джаганнатхе Мишре было бы больно видеть, как его сын при-

нимает отречение, и поэтому он ушел из этого мира.

110-111. Нимай горько плакал, так же, как плакал Господь

Рамачандра после ухода царя Дашаратхи. Что касается Матери

Шачи, то лишь неотразимое очарование Нимая удерживало ее

в этом мире.

112. Мне слишком больно рассказывать об этом подробно.

113. Нимай оставался рядом со Своей овдовевшей матерью,

скрывая Свою печаль.

Это было время, когда привязанность Шачиматы к сыну была

особенно глубокой. Ее старший сын принял санньясу, муж ос-

тавил этот мир. По всему было видно, что они с Нимаем живут

в бедности, у них почти ничего не было. Единственное, что

оставалось у Шачиматы,—Нимай, свет ее очей. Она думала о

Нем непрерывно, и если Он исчезал

Навигация:

Страница 30
Страница 29
-- Страница 28 --
Страница 27
Страница 26