для скорби,
но чем больше мы будем отождествлять себя с материальным
телом, тем больше беспокойств и страданий мы будем испыты-
вать. Гнев, жадность и страсть будут все расти и расти. Однако
если слушать об играх Кришны, погружаться в них, то отож-
дествление с материальным телом будет уменьшаться. Шрила
Прабхупад сказал, что мы должны снова и снова слушать о
развлечениях Господа, и тогда наша способность чувствовать
их сладость начнет развиваться.======
Ади-кханда======
Глава вторая
Явление Господа Гауран-
ги
Стихи 1-16
1. Слава дарующему блаженство Господу Чайтанье Маха-
прабху, сыну Джаганнатхи Мишры, Верховному повелителю
всего сущего!
2. Слава Ему, кто для Нитьянанды и Шри Гададхары Прабху
дороже жизни! Слава Ему, прибежищу Адвайты Ачарьи и всех
преданных!
3. Слава Господу Шри Гауранге и Его спутникам! Тот, кто
слушает эти повествования о Господе Чайтанье, обретает лю-
бовное преданное служение.
4. Снова и снова я склоняюсь к стопам Господа и Его предан-
ных, чтобы повествования о явлении Господа в этот мир могли
проявиться на моем языке.
5. Слава Господу Чайтанье, океану сострадания! Слава Гос-
поду Нитьянанде, олицетворению преданного служения!
6. Они—два брата, и Они—преданные Господа. Только по Их
беспричинной милости мир узнал об их истинном положении.
Как правило, преданные не догадывались, кто такие на самом
деле Господь Чайтанья и Господь Нитьянанда. Если они и
узнавали об этом иногда, то исключительно по Их милости.
В «Чайтанья-бхагавате» описано много таких игр. Господь
скрывает от преданных Свое положение для того, чтобы сделать
Свои игры привлекательнее.
Когда я читал эти строки, мне пришло на ум такое срав-
нение. В бывшем Советском Союзе работали агенты КГБ,
большие мастера по части перевоплощений. Общаясь с таким
человеком, вы думаете, что он тот, за кого себя выдает, и не по-
дозреваете, что у него есть совершенно другая роль. Вы можете
годами дружить с ним, но так и не узнаете о его второй роли,
которую он держит в секрете даже от своих друзей. У Верхов-
ного Господа тоже есть вторая роль, которую Он скрывает от
своих преданных, когда приходит на Землю и наслаждается с
ними Своими играми. Легко понять, почему это так. Представь-
те, что вы почувствуете, если вдруг заподозрите, что ваш друг
не тот, за кого себя выдает. Вы будете в смятении: «Не может
быть, чтобы он…» Высказаться вслух вы не решаетесь, пото-
му что не уверены в этом до конца, но вы все время будете его
подозревать. Что-то похожее происходит в случае с Верховной
Личностью Бога—у Него тоже есть вторая роль. Но, в отличии
от агентов КГБ, Он ни на кого не работает и ни перед кем не
отчитывается. У Него есть вторая роль, но это роль Верхов-
ной Личности Бога. Господь мастер скрывать Свою вторую
роль. Его преданные считают Его своим другом, сыном или
кем-либо еще, в соответствии со своими отношениями с Ним.
Они не догадываются о том, что Он Бог, хотя порой и у них
возникают подозрения.
Господь Кришна как-то показал маме Яшоде у Себя во
рту всю вселенную и все космическое проявление, и она стала
подозревать, что ее ребенок какой-то уж очень необычный. С
Господом Чайтаньей было то же самое. Ниламбара Чакраварти
и другие астрологи сказали Шачимате и Джаганнатхе Мишре,
что их сын не кто иной, как Сам Верховный Нараяна, что Он
великая личность, и Его тело отмечено всеми благоприятными
знаками. Астрологи предсказали, что их сын в будущем воз-
главит очень большое религиозное движение. Но даже не раз
услышав об этом, Шачимата все равно считала Господа Чайта-
нью своим сыном. Господь тщательно скрывает Свое истинное
положение даже от самых близких преданных, стараясь, чтобы
они ничего не заподозрили. Поставьте себя на место человека,
в душу которого закрались подозрения, что у очень близкого
ему друга есть какая-то другая роль, и что это тайна, которую
он от него все время скрывает. Или представьте, что вы живе-
те в комнате с каким-нибудь преданным и вдруг, совершенно
неожиданно, узнаете, что он шпион!
Родители Господа относятся к Нему, как к своему сыну, ра-
дуются этим отношениям, а Он, в свою очередь, не хочет, чтобы
их беспокоили подозрения по поводу того, кто Он есть на самом
деле. Иногда Он открывается Своим преданным, как в случае
с брахманом, который пришел в дом Джаганнатхи Мишры и
предлагал там подношения Божеству Гопала. Сначала брахман
был совершенно уверен, что Нимай—просто озорной ребенок,
ворующий его рис. Господь неоднократно намекал ему: «Я
прихожу и ем подношения потому, что ты Меня приглашаешь».
Однако брахман не понимал Его намеков, и считал, что малень-
кий Нимай—самый обыкновенный проказливый мальчишка.
Соседи спрашивали Нимая: «Почему ты ешь эту пищу? Ты не
знаешь даже, откуда этот брахман родом и можешь лишиться
своей касты». Нимай отвечал так: «Я Сам из касты мальчиков-
пастушков, поэтому, какая Мне разница?» Ни один из соседей
не догадался, чтоґ Он имеет в виду—они просто смеялись: «Ну
что Ты такое говоришь?» Господь любит порой устраивать
такие небольшие розыгрыши.
Господь Чайтанья как-то заявил Кхолавече Шридхару,
что из Него исходит Ганга. Кхолавеча Шридхар воскликнул:
«Вишну! Вишну! Ты что, не боишься оскорбить Мать Гангу?
Как так можно?» Даже когда Господь Чайтанья говорил со
Своими преданными как Верховная Личность Бога, они все
равно ни о чем не подозревали. В случае с брахманом и с Кхо-
лавечей Шридхаром Господь позднее явил им истину о Себе.
И Кхолавеча Шридхар, и брахман, оба были в восторге: «По-
думать только, этот мальчик—Верховная Личность Бога!» Он
хотел открыться им, и сделал это в подходящее время. Господа
можно узнать, только если Он Сам захочет быть узнанным,