Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 5 ------

Лекции по Чайтанья Бхагавате - Страница 5

и

именно об этом идет речь в этих стихах.

Верховная Личность Бога ни от кого не зависит. Агент ра-

ботает на своего шефа, но Господь ни на кого не работает—Ему

вообще нет необходимости что-либо делать. Он просто наслаж-

дается развлечениями со Своими преданными. Он открывает им

Себя, преданные по Его милости осознают Его, и испытывают=========сильную экстатическую любовь к Нему.

В «Бхагавад-гите» (4.14) есть такой стих:

на мам кармани лимпанти

на ме карма-пхале сприха

ити мам йо ’бхиджанати

кармабхир на са бадхйате

«Я не подвержен влиянию какой бы то ни было деятельности и

не стремлюсь к ее плодам. Тот, кто постиг эту истину, также как

и Я, не запутывается в сетях своих действий и их последствий».

Нет ничего, что бы Кришна обязан был делать. Вообразите—мы

ничего не должны делать… Именно таково положение Криш-

ны—у Него нет обязанностей. Но если мы попытаемся ничего

не делать, последствия не заставят себя ждать. Мы, конечно,

можем заявить: «Я не хочу ничего делать. Я не обязан и не буду

ничего делать». Однако наше бездействие непременно повле-

чет за собой последствия, потому что, как объясняет Кришна

в «Бхагавад-гите», все живые существа должны действовать.

Ничего не делая, невозможно даже поддерживать тело. А теперь

вообразите, что мы ничего не делаем и нам за это ничего не бу-

дет! Именно это имеется в виду, когда Кришна говорит, что Он

ничего не обязан делать и Он не получит никаких последствий

за это. Он Бог, и все происходит согласно Его божественной

воле, но возьмись мы подражать Ему, мы будем страдать от

последствий, потому что, как только мы попробуем просто

существовать в этом мире, ничего не делая, мы сразу же стол-

кнемся с массой проблем. Если мы просто будем брать то, что

нам нужно, ничего при этом не делая, окружающие станут уп-

рекать нас: «Ты ровным счетом ничего не делаешь, окромя как

берешь! Какое право ты имеешь только брать да брать?» И это

только один пример последствий ничегонеделания. А теперь

представьте, что вы ничего не делаете и за это не получаете

никаких реакций—хорошо как, правда? Кто-нибудь подумает:

«Вот она, настоящая жизнь! Это же то, что мне нужно! Сколько

всего приходилось делать (чего мне делать вовсе не хотелось),

а теперь, наконец, можно ничего не делать и не страдать из-за

этого. Вот оно счастье! Свобода!» Таково положение Кришны,

и именно к этому стремятся в материальном мире все живые

существа. Любой, кто знает о том, что Кришна—Верховная

Личность Бога, что у Него нет обязанностей и Он не получает

последствий, не запутывается в последствиях своих действий.

Почему же? Потому, что тот, кто знает эту истину о Верховном

Господе, будет действовать исключительно ради Его удовлет-

ворения. Именно об этом Кришна говорит в «Бхагавад-гите»

(10.8):

ахам сарвасйа прабхаво

маттах сарвам правартате

ити матва бхаджанте мам

будха бхава-саманвитах

«Я источник материальных и духовных миров. Все исходит

из Меня. Мудрецы, знающие об этом в совершенстве, служат

Мне и поклоняются Мне с верой и преданностью». Тот, кто

действительно понял, что все исходит из Кришны, знает, что

все, что у него есть, принадлежит Господу. Такой человек все

использует в служении Кришне, и поэтому на него не влияют

последствия его деятельности.

Кришна действует ради наивысшего блага всех Своих

частиц. Он наслаждается, но выбирает при этом, с кем Ему

наслаждаться. Таковы игры Верховного Господа.Он наслаж-

дается со Своими преданными—теми, кто всегда стремится

доставить Ему удовольствие. Господь на слаждается, общаясь с

ними, оказывает им поддержку и дает все необходимое для того,

чтобы они были удовлетворены в преданном служении Ему.

Что касается преданного, то он полностью счастлив, потому

что действует ради Всевышнего. Служить Верховной Личности

Бога—совершенство деятельности.

Шрила Вриндаван дас Тхакур говорит, что два брата, Гос-

подь Гаурачандра и Господь Нитьянанда—преданные Господа.

Их истинное положение—тайна, и истина открывается только

по Их милости. Иными словами—атапи дева пундам бхад-

жам—пока человек не получит каплю милости с лотосных стоп

Господа Кришны, он никогда не сможет понять Его величие.

7. Господь Кришна милостиво явился перед Брахмой и

другими великими преданными. Это описано в «Шримад-Бха-

гаватам», Ведах и других писаниях. В «Шримад-Бхагаватам»

(2.4.22) сказано:

прачодита йена пура сарасвати

витанвата джасйа сатим смритим хриди

сва-лакшана прадурабхут киласйатах

са ме ршинам ришабхах прасидатам

8. «Пусть тот Господь, который появился изо рта Брахмы и

который в начале творения из сердца одарил его полным знанием

о творении и о Себе, будет доволен мной».

9. Вначале Брахма ничего не мог понять, хотя родился на

лотосе, который вырос из пупка Господа.

10-11. Потом он полностью предался Господу, и Господь, по

Своей беспричинной милости, явился перед ним и просветил его

абсолютным знанием о Верховном источнике всех воплощений.

И тогда из уст Брахмы полилась чистая река прославления

Господа.

12. Без милости Господа Кришны понять тайну Его явления

в этот материальный мир невозможно. Его сверхчеловеческие

деяния непостижимы.

13. Господь Брахма говорит об этом в «Бхагавата-пуране»:

ко ветти бхуман бхагаван паратман

йогешваротир бхаватас три-локйам

ква ва катхам ва кати ва кадети

вистарайан кридаси йога-майам

14-15. «О Господь вселенной! О Верховная Личность! О

Сверхдуша! О повелитель мистических сил! Твои игры в ма-

териальных мирах не прекращаются ни на миг, но кто в силах

определить где, как и когда Ты, при помощи духовной энергии,

совершаешь Свои игры? Никто не способен понять тайну Твоих

деяний»*.

16. Поэтому я принимаю за истину то, что «Бхагавад-гита»

и «Шримад-Бхагаватам» определяют как причину Твоего яв-

ления.

Все эти стихи повествуют о том, как Господь приходит в мате-

риальный мир. Когда Брахма полностью предался Господу, тот

предстал перед ним, и тогда в сердце Брахмы по милости Госпо-

да проявилось

Навигация:

Страница 7
Страница 6
-- Страница 5 --
Страница 4
Страница 3