и
именно об этом идет речь в этих стихах.
Верховная Личность Бога ни от кого не зависит. Агент ра-
ботает на своего шефа, но Господь ни на кого не работает—Ему
вообще нет необходимости что-либо делать. Он просто наслаж-
дается развлечениями со Своими преданными. Он открывает им
Себя, преданные по Его милости осознают Его, и испытывают=========сильную экстатическую любовь к Нему.
В «Бхагавад-гите» (4.14) есть такой стих:
на мам кармани лимпанти
на ме карма-пхале сприха
ити мам йо ’бхиджанати
кармабхир на са бадхйате
«Я не подвержен влиянию какой бы то ни было деятельности и
не стремлюсь к ее плодам. Тот, кто постиг эту истину, также как
и Я, не запутывается в сетях своих действий и их последствий».
Нет ничего, что бы Кришна обязан был делать. Вообразите—мы
ничего не должны делать… Именно таково положение Криш-
ны—у Него нет обязанностей. Но если мы попытаемся ничего
не делать, последствия не заставят себя ждать. Мы, конечно,
можем заявить: «Я не хочу ничего делать. Я не обязан и не буду
ничего делать». Однако наше бездействие непременно повле-
чет за собой последствия, потому что, как объясняет Кришна
в «Бхагавад-гите», все живые существа должны действовать.
Ничего не делая, невозможно даже поддерживать тело. А теперь
вообразите, что мы ничего не делаем и нам за это ничего не бу-
дет! Именно это имеется в виду, когда Кришна говорит, что Он
ничего не обязан делать и Он не получит никаких последствий
за это. Он Бог, и все происходит согласно Его божественной
воле, но возьмись мы подражать Ему, мы будем страдать от
последствий, потому что, как только мы попробуем просто
существовать в этом мире, ничего не делая, мы сразу же стол-
кнемся с массой проблем. Если мы просто будем брать то, что
нам нужно, ничего при этом не делая, окружающие станут уп-
рекать нас: «Ты ровным счетом ничего не делаешь, окромя как
берешь! Какое право ты имеешь только брать да брать?» И это
только один пример последствий ничегонеделания. А теперь
представьте, что вы ничего не делаете и за это не получаете
никаких реакций—хорошо как, правда? Кто-нибудь подумает:
«Вот она, настоящая жизнь! Это же то, что мне нужно! Сколько
всего приходилось делать (чего мне делать вовсе не хотелось),
а теперь, наконец, можно ничего не делать и не страдать из-за
этого. Вот оно счастье! Свобода!» Таково положение Кришны,
и именно к этому стремятся в материальном мире все живые
существа. Любой, кто знает о том, что Кришна—Верховная
Личность Бога, что у Него нет обязанностей и Он не получает
последствий, не запутывается в последствиях своих действий.
Почему же? Потому, что тот, кто знает эту истину о Верховном
Господе, будет действовать исключительно ради Его удовлет-
ворения. Именно об этом Кришна говорит в «Бхагавад-гите»
(10.8):
ахам сарвасйа прабхаво
маттах сарвам правартате
ити матва бхаджанте мам
будха бхава-саманвитах
«Я источник материальных и духовных миров. Все исходит
из Меня. Мудрецы, знающие об этом в совершенстве, служат
Мне и поклоняются Мне с верой и преданностью». Тот, кто
действительно понял, что все исходит из Кришны, знает, что
все, что у него есть, принадлежит Господу. Такой человек все
использует в служении Кришне, и поэтому на него не влияют
последствия его деятельности.
Кришна действует ради наивысшего блага всех Своих
частиц. Он наслаждается, но выбирает при этом, с кем Ему
наслаждаться. Таковы игры Верховного Господа.Он наслаж-
дается со Своими преданными—теми, кто всегда стремится
доставить Ему удовольствие. Господь на слаждается, общаясь с
ними, оказывает им поддержку и дает все необходимое для того,
чтобы они были удовлетворены в преданном служении Ему.
Что касается преданного, то он полностью счастлив, потому
что действует ради Всевышнего. Служить Верховной Личности
Бога—совершенство деятельности.
Шрила Вриндаван дас Тхакур говорит, что два брата, Гос-
подь Гаурачандра и Господь Нитьянанда—преданные Господа.
Их истинное положение—тайна, и истина открывается только
по Их милости. Иными словами—атапи дева пундам бхад-
жам—пока человек не получит каплю милости с лотосных стоп
Господа Кришны, он никогда не сможет понять Его величие.
7. Господь Кришна милостиво явился перед Брахмой и
другими великими преданными. Это описано в «Шримад-Бха-
гаватам», Ведах и других писаниях. В «Шримад-Бхагаватам»
(2.4.22) сказано:
прачодита йена пура сарасвати
витанвата джасйа сатим смритим хриди
сва-лакшана прадурабхут киласйатах
са ме ршинам ришабхах прасидатам
8. «Пусть тот Господь, который появился изо рта Брахмы и
который в начале творения из сердца одарил его полным знанием
о творении и о Себе, будет доволен мной».
9. Вначале Брахма ничего не мог понять, хотя родился на
лотосе, который вырос из пупка Господа.
10-11. Потом он полностью предался Господу, и Господь, по
Своей беспричинной милости, явился перед ним и просветил его
абсолютным знанием о Верховном источнике всех воплощений.
И тогда из уст Брахмы полилась чистая река прославления
Господа.
12. Без милости Господа Кришны понять тайну Его явления
в этот материальный мир невозможно. Его сверхчеловеческие
деяния непостижимы.
13. Господь Брахма говорит об этом в «Бхагавата-пуране»:
ко ветти бхуман бхагаван паратман
йогешваротир бхаватас три-локйам
ква ва катхам ва кати ва кадети
вистарайан кридаси йога-майам
14-15. «О Господь вселенной! О Верховная Личность! О
Сверхдуша! О повелитель мистических сил! Твои игры в ма-
териальных мирах не прекращаются ни на миг, но кто в силах
определить где, как и когда Ты, при помощи духовной энергии,
совершаешь Свои игры? Никто не способен понять тайну Твоих
деяний»*.
16. Поэтому я принимаю за истину то, что «Бхагавад-гита»
и «Шримад-Бхагаватам» определяют как причину Твоего яв-
ления.
Все эти стихи повествуют о том, как Господь приходит в мате-
риальный мир. Когда Брахма полностью предался Господу, тот
предстал перед ним, и тогда в сердце Брахмы по милости Госпо-
да проявилось