Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 7 ------

Лекции по Чайтанья Бхагавате - Страница 7

народ, и ничего не дает ему вза-

мен—народ в конце концов непременно взбунтуется. Ни один

человек не сможет сохранить власть, если он берет и берет,

ничего не давая взамен.

«Бхагавад-гита» раскрывает образ мыслей демонических

лю дей: «Сегодня я получил огромную прибыль, а осуществив

свои планы, получу еще больше. Сейчас я владею огромным

состоянием, которое приумножится в будущем. Я уже убил

одного из своих врагов, и скоро расправлюсь с осталь ны ми. Я

хозяин всего и наслаждаюсь жизнью. Я достиг со вершенства,

могущества и счастья. Я купаюсь в роскоши, окруженный

знатными родственниками. В мире нет никого могущественнее

и счастливее меня. Я буду совершать жертвоприношения и

раздавать пожертвования, и благодаря этому смогу и дальше

жить, радуясь и наслаждаясь» (Б.-г., 16.14). Не думаете же вы,

что он дает пожертвования, потому что заботится о благе

народа? Нет, он просто не хочет, чтобы народ его свергнул.

Чтобы сохранить власть над людьми, он должен что-то делать

для них. Однако на Кришну это правило не распространяется.

Никто не свергнет Его, не придет и не скажет: «Ты больше не

Бог». Он ничего не обязан делать, и это ничем Ему не грозит.

Он никому ничего не должен. Он вовсе не обязан служить Сво-

им преданным—Ему это нравится. Он любит служить Своим

преданным, и это делает Его таким великим и таким удиви-

тельным. Такова Его природа. Это не значит, что, поскольку

Кришна ничего не делает, Ему становится скучно, и Он, чтобы

развлечься, служит преданным. Скука это тоже последствие, а

Кришна не подвергается последствиям. Он просто наслажда-

ется, и радость Его заключается в том, чтобы быть со Своими

преданными. Кто-нибудь скажет: «Раз так, то я тоже хочу быть

преданным Господа». Кришна говорит: «Если хочешь быть

Моим преданным, тогда служи Мне».

Господь наслаждается всегда, чего нельзя сказать о нас. Тот,

кто знает об этом, будет служить Господу, а не «великому» де-

мону. Не станет он также служить друзьям, семье, обществу—он

будет служить Богу. Тот кто находится под влиянием иллюзии,

думает: «Хочу наслаждаться!»— и служит агентам майи. В

результате все, чего он добивается—страданий. Прахлад Ма-

харадж говорит: «В материальном мире каждый материалист

жаждет обрести счастье и избавиться от страданий,—и действу-

ет соответственно. Но человек может быть счастлив лишь до тех

пор, пока он не стремится к счастью. Как только он начинает

за него бороться, начинаются и его страдания» (Бхаг., 7.7.42).

Поэтому преданные не стремятся стать счастливыми, они

стараются сделать счастливым Кришну—и в этом их счастье.

Именно этим отличается преданный от непреданного. Пре-

данный понимает, какой Кришна замечательный, и хочет до-

ставить Ему радость. Он не думает: «Кришна будет выполнять

мои желания». Когда преданный начинает осознавать величие

Кришны, в нем проявляется желание сделать что-нибудь для

Господа: «Я непреданный, но я буду служить Господу, а Он бу-

дет доставлять удовольствие Своим преданным». Когда человек

пытается удовлетворить Господа, думая таким образом, то он

сможет ощутить подлинную радость преданного служения. Но

если он думает: «Я хочу счастья. Поэтому я буду стараться до-

ставить радость Господу, а Он меня за это отблагодарит»,—то,

как говорит Шрила Прабхупада, это торг. Если человек дает

Господу что-то, в расчете на награду, пытаясь подольститься

к Нему, то он не сможет понять Господа. Понять Его можно

лишь благодаря бескорыстному служению.

Стихи 55-100

В этой главе рассказывается о событиях, которые предшест-

вовали появлению Господа Чайтаньи в этом мире. Подобные

описания есть также и в «Чайтанья-чаритамрите», где рассказы-

вается о том, как Адвайта Ачарья просил Господа прийти, как

Он предлагал Ему листья туласи и воду Ганги. Также говорится

о том, что Господь нисходит в этот мир, если преданные просят

Его об этом. В этой главе также рассказывается, насколько

материалистичны были люди в те времена. Собственно, это и

склонило Адвайту Ачарью к мысли, что только воплощение

Самой Верховной Личности Бога в силах повлиять на поло-

жение вещей.

55. По своей славе Навадвипа превосходит любой другой

город мира.

56. Поскольку Господь Чайтанья собирался явить Свои игры

именно в Навадвипе, этот город по воле Господа стал богатым

и процветающим.

57. Кто в силах описать достояния Навадвипы? Сотни тысяч

людей собираются у ее гхат на берегах Ганги.

58. Благодаря милости богини Сарасвати все жители На-

вадвипы, от мала до велика, были знатоками писаний.

59. Но они слишком гордились своими материальными зна-

ниями. В этом городе даже мальчишки позволяли себе спорить

с маститыми учеными.

60. Со всех концов страны приходили в Навадвипу юноши,

чтобы учиться, потому что там они могли обрести вкус к зна-

ниям.

61. Студентов там было не счесть, равно как и преподава-

телей.

62. Жители города были всем довольны. Их благословлял

милостивый взгляд Рамы*, но, к несчастью, все свое время они

посвящали мирским делам и материальным наслаждениям.

63. Они все больше раздувались от гордости, становились

материалистами, а их интерес к преданному служению Господу

падал с угрожающей быстротой. Так, уже в самом начале Кали-

юги, проявились ее отличительные признаки.

64-65. Люди знали только одну религию—поклоняться по-

лубогам и богиням, и лишь одну молитву—о временных матери-

альных благословениях. Некоторые из них гордо поклонялись

Вишахаре [Манасе], богине змей, другие жертвовали огромные

деньги на поклонение идолам.

66. Они тратили целые состояния на свадьбы сыновей и до-

черей, теряя драгоценное время человеческой жизни.

67. Даже так называемые высокоученые жрецы, бхаттача-

рьи, чакраварти и мишры, не знали о цели писаний.

68. Они изучали писания, но поступали вопреки им, и поэтому

на их шеях давно была затянута петля Ямараджи.

Наглядное описание, не так ли? Еще при жизни на их шеях была

затянута петля Ямараджи. Вспомним историю Аджамилы.

Навигация:

Страница 9
Страница 8
-- Страница 7 --
Страница 6
Страница 5