народ, и ничего не дает ему вза-
мен—народ в конце концов непременно взбунтуется. Ни один
человек не сможет сохранить власть, если он берет и берет,
ничего не давая взамен.
«Бхагавад-гита» раскрывает образ мыслей демонических
лю дей: «Сегодня я получил огромную прибыль, а осуществив
свои планы, получу еще больше. Сейчас я владею огромным
состоянием, которое приумножится в будущем. Я уже убил
одного из своих врагов, и скоро расправлюсь с осталь ны ми. Я
хозяин всего и наслаждаюсь жизнью. Я достиг со вершенства,
могущества и счастья. Я купаюсь в роскоши, окруженный
знатными родственниками. В мире нет никого могущественнее
и счастливее меня. Я буду совершать жертвоприношения и
раздавать пожертвования, и благодаря этому смогу и дальше
жить, радуясь и наслаждаясь» (Б.-г., 16.14). Не думаете же вы,
что он дает пожертвования, потому что заботится о благе
народа? Нет, он просто не хочет, чтобы народ его свергнул.
Чтобы сохранить власть над людьми, он должен что-то делать
для них. Однако на Кришну это правило не распространяется.
Никто не свергнет Его, не придет и не скажет: «Ты больше не
Бог». Он ничего не обязан делать, и это ничем Ему не грозит.
Он никому ничего не должен. Он вовсе не обязан служить Сво-
им преданным—Ему это нравится. Он любит служить Своим
преданным, и это делает Его таким великим и таким удиви-
тельным. Такова Его природа. Это не значит, что, поскольку
Кришна ничего не делает, Ему становится скучно, и Он, чтобы
развлечься, служит преданным. Скука это тоже последствие, а
Кришна не подвергается последствиям. Он просто наслажда-
ется, и радость Его заключается в том, чтобы быть со Своими
преданными. Кто-нибудь скажет: «Раз так, то я тоже хочу быть
преданным Господа». Кришна говорит: «Если хочешь быть
Моим преданным, тогда служи Мне».
Господь наслаждается всегда, чего нельзя сказать о нас. Тот,
кто знает об этом, будет служить Господу, а не «великому» де-
мону. Не станет он также служить друзьям, семье, обществу—он
будет служить Богу. Тот кто находится под влиянием иллюзии,
думает: «Хочу наслаждаться!»— и служит агентам майи. В
результате все, чего он добивается—страданий. Прахлад Ма-
харадж говорит: «В материальном мире каждый материалист
жаждет обрести счастье и избавиться от страданий,—и действу-
ет соответственно. Но человек может быть счастлив лишь до тех
пор, пока он не стремится к счастью. Как только он начинает
за него бороться, начинаются и его страдания» (Бхаг., 7.7.42).
Поэтому преданные не стремятся стать счастливыми, они
стараются сделать счастливым Кришну—и в этом их счастье.
Именно этим отличается преданный от непреданного. Пре-
данный понимает, какой Кришна замечательный, и хочет до-
ставить Ему радость. Он не думает: «Кришна будет выполнять
мои желания». Когда преданный начинает осознавать величие
Кришны, в нем проявляется желание сделать что-нибудь для
Господа: «Я непреданный, но я буду служить Господу, а Он бу-
дет доставлять удовольствие Своим преданным». Когда человек
пытается удовлетворить Господа, думая таким образом, то он
сможет ощутить подлинную радость преданного служения. Но
если он думает: «Я хочу счастья. Поэтому я буду стараться до-
ставить радость Господу, а Он меня за это отблагодарит»,—то,
как говорит Шрила Прабхупада, это торг. Если человек дает
Господу что-то, в расчете на награду, пытаясь подольститься
к Нему, то он не сможет понять Господа. Понять Его можно
лишь благодаря бескорыстному служению.
Стихи 55-100
В этой главе рассказывается о событиях, которые предшест-
вовали появлению Господа Чайтаньи в этом мире. Подобные
описания есть также и в «Чайтанья-чаритамрите», где рассказы-
вается о том, как Адвайта Ачарья просил Господа прийти, как
Он предлагал Ему листья туласи и воду Ганги. Также говорится
о том, что Господь нисходит в этот мир, если преданные просят
Его об этом. В этой главе также рассказывается, насколько
материалистичны были люди в те времена. Собственно, это и
склонило Адвайту Ачарью к мысли, что только воплощение
Самой Верховной Личности Бога в силах повлиять на поло-
жение вещей.
55. По своей славе Навадвипа превосходит любой другой
город мира.
56. Поскольку Господь Чайтанья собирался явить Свои игры
именно в Навадвипе, этот город по воле Господа стал богатым
и процветающим.
57. Кто в силах описать достояния Навадвипы? Сотни тысяч
людей собираются у ее гхат на берегах Ганги.
58. Благодаря милости богини Сарасвати все жители На-
вадвипы, от мала до велика, были знатоками писаний.
59. Но они слишком гордились своими материальными зна-
ниями. В этом городе даже мальчишки позволяли себе спорить
с маститыми учеными.
60. Со всех концов страны приходили в Навадвипу юноши,
чтобы учиться, потому что там они могли обрести вкус к зна-
ниям.
61. Студентов там было не счесть, равно как и преподава-
телей.
62. Жители города были всем довольны. Их благословлял
милостивый взгляд Рамы*, но, к несчастью, все свое время они
посвящали мирским делам и материальным наслаждениям.
63. Они все больше раздувались от гордости, становились
материалистами, а их интерес к преданному служению Господу
падал с угрожающей быстротой. Так, уже в самом начале Кали-
юги, проявились ее отличительные признаки.
64-65. Люди знали только одну религию—поклоняться по-
лубогам и богиням, и лишь одну молитву—о временных матери-
альных благословениях. Некоторые из них гордо поклонялись
Вишахаре [Манасе], богине змей, другие жертвовали огромные
деньги на поклонение идолам.
66. Они тратили целые состояния на свадьбы сыновей и до-
черей, теряя драгоценное время человеческой жизни.
67. Даже так называемые высокоученые жрецы, бхаттача-
рьи, чакраварти и мишры, не знали о цели писаний.
68. Они изучали писания, но поступали вопреки им, и поэтому
на их шеях давно была затянута петля Ямараджи.
Наглядное описание, не так ли? Еще при жизни на их шеях была
затянута петля Ямараджи. Вспомним историю Аджамилы.