Ког-
да ямадуты пришли к нему, у них с собой были веревки. Это
были не обычные веревки, они состояли не из грубой материи,
а из тонкой. Этими веревками ямадуты обычно вытаскивают
живое существо из тела в момент смерти. Хотя все эти само-
довольные ученые были еще живы, но петли ямадутов уже
стягивали их шеи, и их будущее было предопределено.
Люди гордились знаниями и богатством, и им было не ин-
тересно изучать писания, чтобы узнать о преданном служении
Господу. Они совершали всяческие замысловатые жертвоприно-
шения полубогам и богиням с единственной целью—получить
материальное благо.
Ученые Навадвипы обладали большими познаниями. Они
часто дискутировали друг с другом, но толку от этих дискус-
сий не было, потому что они не приходили к выводу о том,
что нужно служить Господу. Поэтому Вриндаван дас Тхакур
говорит, что они зря тратили время. Существует множество
тем для бесед. «Шримад-Бхагаватам» говорит, что людям, при-
вязанным к удовлетворению чувств, в современном обществе
всегда найдется о чем поговорить и послушать. Не говорят они
лишь о преданном служении Господу.
* Рамa—одно из имен Лакшми, богини процветания.
69. Эти ученые не объясняли людям, как важно совместно
повторять святое имя Господа Кришны, хотя это и есть религи-
озный путь для Кали-юги. Вместо этого они собирались вместе,
чтобы искать друг в друге ошибки.
Вайшнавы наблюдали за упадком в обществе с большим со-
жалением. Многие преданные зачастую становились объектом
насмешек со стороны материалистичных людей. Мы знаем на
собственном опыте, как это порой бывает. Люди наблюдают
за преданными и не могут понять, почему те не занимаются
чем-нибудь продуктивным, существенным. Они полагают,
что пользу обществу можно приносить, только содействуя его
экономическому развитию. Что касается знания, то оно тоже,
по их мнению, должно служить исключительно этой цели, ибо:
«Зачем мне знание, если оно не поможет мне преуспеть в биз-
несе?» Они уверены: стремиться к духовному знанию, значит,
попусту тратить время. Потому они и ругают вайшнавов.
Я уже рассказывал, и не раз, историю об одном человеке,
который подходил к нам в Бостоне на улице. Каждый день,
проходя мимо и видя нас на том же самом месте, занятых все
той же проповедью, в окружении людей, он останавливался
и принимался кричать: «И дня не проходит, чтобы вы тут не
стояли и не болтали! Пустомели! Вы только и делаете, что язы-
ками треплете! Занялись бы лучше чем-нибудь полезным, а то
одна сплошная пустая болтовня». За чем следовала всегдашняя
рекомендация: «Лучше шли бы работать!» Они ведь, и вправду,
думают, что это стоґящий совет, что все мы должны работать,
и тогда все будет хорошо, и общество будет благополучно
развиваться. Беда в том, что они не имеют представления о
том, какова должна быть цель у общества, развивающегося
благополучно. Для них развитие общества—это в первую
очередь развитие экономическое. Слепцы, они лишены знания
об Абсолютной Истине, и интерес проявляют лишь к той де-
ятельности, которая обещает им в будущем деньги или хорошее
мирское образование. Во времена Адвайты Ачарьи в Навадвипе
можно было наблюдать сходную картину, хотя, разумеется, у
Навадвипы был несколько более ведический антураж (что, по
сути, бесспорно, ничего не меняет). Шрила Прабхупада часто
приводил пример старого вина в новой бутылке. Современное
общество—это старое вино, разве что в новой емкости—все
тот же старый добрый материализм. Да, люди поклонялись
полубогам, да, они были очень образованы, но при этом они
ценили только материальное процветание. Они не говорили
о кришна-киртане. Что же, в таком случае, они делали, когда
собирались вместе? Выискивали друг в друге изъяны.
70. Что касается так называемых отреченных и отшельников,
то имя Господа вообще никогда не слетало с их уст.
71. И только самые благочестивые люди произносили
«Говинда» или «Пундарикша», и то лишь раз в день во время
омовения.
72. Люди обсуждали трансцендентные писания, «Бхага-
вад-гиту» и «Шримад-Бхагаватам», но о преданном служении
никогда не вспоминали.
73-74. Вайшнавы, преданные Господа, видя, что общество с
головой окунулось в материальное существование и полностью
находится под влиянием внешней энергии Господа, очень печа-
лились: «Возможно ли освободить все эти живые существа? Они
буквально одержимы стремлением удовлетворять чувства».
75. Хотя преданные просили людей воспевать святое имя
Господа, те отказывались от этого, и по глупости своей тратили
время на изучение бесполезных материальных наук.
76. Возвышенные преданные продолжали поклоняться Гос-
поду, принимать омовения в Ганге и разговаривать между собой
о сознании Кришны.
77. Преданные беспокоились о благополучии всех людей и
молились Господу Кришне, чтобы Он поскорей пролил на них
Свою милость.
78-79. Адвайта Ачарья был величайшим из всех вайшнавов,
живших в Навадвипе. Слава Его известна всему миру. Этот вы-
дающийся духовный наставник стремился обратить внимание
людей на абсолютное знание о преданном служении и отречении,
и объяснял науку сознания Кришны не хуже Господа Шивы.
80. Его комментарии к писаниям неизменно сводились к вы-
воду: преданность лотосным стопам Господа—суть всего.
81. Адвайта Ачарья поклонялся Господу Кришне с великой
преданностью, предлагая Ему цветы туласи и воду Ганги.
82. Его громкие ликующие возгласы, вызванные глубокой
привязанностью к Господу Кришне, проникали за пределы
оболочек материальной вселенной, возносились над обителью
Господа Брахмы и достигали Вайкунтхи.
83. Голос Адвайты Ачарьи, исполненный экстатической
любви, пленил Господа Кришну, и Он появился перед Ним.
84. Адвайта Ачарья был лидером вайшнавов. Его преданное
служение славилось по всей планетной системе Господа Брах-
мы.
85. Адвайта Ачарья испытывал острую боль, глядя на людей,
не знающих о преданном служении.
Сострадание—одно из качеств вайшнава. Преданные в На-
вадвипе очень печалились при виде того, как страдают мате-
риалистичные люди. Кришна объясняет в «Бхагавад-гите»,
что человек может понять состояние и чувства других людей,
опираясь на свой собственный опыт пережитых страданий
и