Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 50 ------

Лекции по Чайтанья Бхагавате - Страница 50

это дарует ему великое бла-

женство, и он находит в этом прибежище. Помня о Кришне, он

не страдает, даже попадая в тяжелое положение, и смотрит на

несчастья как на то, что помогает ему помнить о Господе. Имен-

но так нужно относится к страданиям в материальном мире.

Следует понимать, что попытки освободиться от страданий,

равно как и погоня за чувственными наслаждениями, ведут к

новым страданиям. Если человек хочет решить свои проблемы

раз и навсегда, он должен стремиться к сознанию Кришны.

Поэтому Господь Чайтанья говорит Шачимате: «Общайся с

преданными, поклоняйся Кришне и повторяй имена Госпо-

да». Все это пробуждает в человеке желание развить сознание

Кришны. Если такое желание в сердце пробудилось, его нужно

развивать, продолжая слушать о Господе.

Стихи 268-388

С некоторого времени Господь Чайтанья вместо того, чтобы

как обычно обсуждать с учениками вопросы логики и ритори-

ки, стал говорить им о Кришне. О чем бы Его ни спрашивали,

ответ был связан с Господом Кришной. Многих из Его учени-

ков это сбивало с толку, потому что они привыкли к другим

объяснениям и не могли теперь понять ничего из того, что Он

говорил. Поэтому они пошли к Гангадасу Пандиту, ученому,

под чьим руководством обучался Нимай Пандит, и тот уверил

их, что непременно Его образумит.

268-269. Гангадас Пандит, жемчужина среди наставников

Навадвипы, выслушал жалобы учеников Нимая, улыбнулся

им и сказал: «Ступайте по домам, а завтра утром приходите

снова. Я поговорю с Нимаем и прослежу, чтобы Он учил вас

правильно.

270. Приходите завтра на занятия со всеми своими книжка-

ми». Ученики успокоились, разошлись по домам, а на следующий

день пришли на занятия.

271. Господь почтительно прикоснулся к стопам Своего учи-

теля, а Гангадас Пандит благословил Его: «Пусть Ты станешь

высокоученым пандитом».

272. Гангадас Пандит продолжал: «Мой дорогой Вишвамбха-

ра, хочу Тебе кое-что сказать. Для брахмана учить других—се-

рьезное дело и большая удача.

273. Твой дед не кто иной, как Шри Ниламбара Чакраварти,

а отец Шри Джаганнатха Мишра. Оба они великие ученые.

274. Родственников Твоих родителей тоже никак не назовешь

неграмотными, да и Ты Сам весьма талантливый ученый, ода-

ренный исключительной способностью объяснять шастры.

275. Ты ведь не станешь утверждать, что человек может до-

стичь преданности Господу, попросту забросив учёбу и отказав-

шись от образования? С другой стороны, Твои родители—разве

они не преданные Господа?

276. Единственное, что я могу Тебе сказать—учись как

следует. Только правильное обучение поможет человеку стать

брахманом-вайшнавом.

277. Неграмотный брахман не может различать, что хорошо,

а что плохо, что правильно, а что нет.

278. Мои знания и опыт подсказывают мне, что Ты должен

воспевать святое имя Кришны, и в то же время продолжать

учиться и учить других должным образом. Тебе следует давать

писаниям правильные объяснения и не пытаться истолковать их

превратно—сама эта мысль приводит меня в смятение».

279-280. Господь ответил: «Благодаря твоим благословени-

ям и милости твоих лотосных стоп, в Навадвипе нет ни одного

человека, который мог бы нанести Мне поражение, о чем бы мы

ни спорили. Кто способен доказать несостоятельность Моих

доводов и отстоять выдвинутую им самим точку зрения?

281. Если Я отправлюсь в город и стану учить так, как

сочту нужным, хотелось бы Мне знать, найдется ли смельчак,

который вызовется отыскать ошибки или недостатки в Моих

объяснениях?»

282. Гангадас был тоже пандит, и поэтому его очень обрадо-

вали слова ученика. Вишвамбхара предложил поклоны учителю

и ушел.

Гангадас Пандит был очень доволен тем, что его ученик, Ви-

швамбхара, твердо намеревался продолжать Свои ученые за-

нятия. Вскоре на берег Ганги пришли ученики Вишвамбхары,

которых Гангадас Пандит уверил, что Нимай отныне будет

учить их как должно.

323-324. Господь совершил ежедневное омовение в Ганге, сел

на берегу и стал объяснять ученикам различные грамматические

правила. Однако все Его объяснения сводились только к Кришне

и преданному служению Господу.

325. Ученики попросили Господа: «Расскажи нам, пожалуй-

ста, о корнях глаголов*».

326. Господь отвечал: «Это энергия Господа Кришны. Мои

дорогие ученики, сейчас я объясню вам правила, касающиеся

корней глаголов, и посмотрим, сможет ли кто-нибудь доказать

несостоятельность Моих объяснений.

Ученики спрашивали Нимая Пандита о корнях глаголов, и

поскольку вопрос касался санскритской грамматики, они, само

собой, ожидали, что ответ будет из той же области. Но не тут

то было.

327-328. Сколько было в свое время царей—красивых, в

роскошном убранстве, с золотыми украшениями, увешанных

цветочными гирляндами и умащенных сандаловой пастой. На-

род говорил, что они—представители самой Лакшми, богини

процветания, а их слово весомо, как приговор Ямараджа, полу-

бога, осуществляющего контроль над соблюдением религиозных

принципов.

Слово царя приравнивается к приговору Ямараджа, потому что

царя считают представителем Господа, наделенным полномо-

чиями карать. Царю приходится выносить приговоры. Также

царя сравнивают с богиней Лакшми, потому что он—вместили-

ще благосостояния и удачи и заботится о благе и процветании

своих подданных. Господь Чайтанья также призывает Своих

учеников послушать, что же происходит с могущественным

царем, когда в нем замирает дыхание жизни.

329-330. А теперь рассмотрим, что происходит, когда дхату,

жизненная сила, покидает тело царя. Куда девается красота его

тела, пышность его украшений и мощь его власти? От некоторых

царей остается горстка пепла, прочих зарывают в землю. В теле

каждого человека присутствует Господь Кришна в виде Своей

энергии дхату, дыхания жизни, и именно ее, а не бренное тело,

любят все живые существа, и именно ее они ценят.

331. Ну а так называемые ученые и наставники сбиты с тол-

ку и не понимают истинной ценности дхату, о которой все вы

только что весьма внимательно слушали.

332. Как только жизнь покидает тело царственной особы,

которой поклонялись, и которую почитали столь долгое время,

прикосновение к нему становится настолько оскверняющим, что

требует

Навигация:

Страница 52
Страница 51
-- Страница 50 --
Страница 49
Страница 48