Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 68 ------

Лекции по Чайтанья Бхагавате - Страница 68

были ни богатство, ни слава. Он единственно хотел быть

слугой преданных Господа и молил Его об этом: «Позволь мне

принимать остатки пищи Твоих чистых преданных. Пусть это

будет моим неизменным и главным служением Тебе жизнь за

жизнью». И Господь даровал Ему это благословение: «Хотя ты

безупречен и в этом благословении нет необходимости, все же

Я благословляю тебя: ты всегда будешь поклоняться и служить

Мне и Моим преданным, неуклонно и без оскорблений». Так

Господь выполнил его заветное желание: даровал ему предан-

ное служение и возможность быть слугой вайшнавов. Поэтому

Вриндаван дас Тхакур говорит: «Только сильное желание лю-

бить Кришну приводит человека к Его лотосным стопам».

Мы должны воспитывать в себе желание любить Кришну.

В «Бхагавад-гите» (12.9) сказано: «Мой дорогой Арджуна,

завоеватель богатств, если ты не можешь держать свой ум

постоянно сосредоточенным на Мне, то следуй правилам и

предписаниям бхакти-йоги. Так ты разовьешь в себе желание

прийти ко Мне». Под регулирующими принципами бхакти-йоги

подразумеваются не просто четыре регулирующих принципа

(воздержание от мясоедения, интоксикаций, незаконного секса

и азартных игр). Нет, это обычные принципы цивилизованной

человеческой жизни. Что же до принципов бхакти-йоги, то они

призваны регулировать жизнь человека так, чтобы он мог все

больше помнить о Господе, потому что помня о Господе, он

сможет развить в себе желание прийти к Нему.

Попадая в опасную ситуацию, преданный замечает, что,

если он помнит о Кришне, страх рассеивается. У него появляется

небольшой вкус, и он начинает понимать, что это значит—пом-

нить о Господе. В «Шримад-Бхагаватам» (2.1.5) Шукадева

Госвами говорит: «О потомок царя Бхараты, тот, кто хочет

избавиться от всех страданий, должен слушать повествования о

Верховном Господе, помнить о Нем и прославлять Его—Сверх-

душу и властелина всего сущего, приносящего избавление от

всех страданий». Если помнить о Господе, уходят все страхи и

тревоги. Это и есть регулирующий принцип преданного служе-

ния. Преданный должен строить свою жизнь вокруг памятова-

ния о Кришне. В качестве примера того, как нужно помнить о

Кришне, Харидас Тхакур приводит нескольких возвышенных

преданных—Пандавов, Прахалады Махараджи, Драупади и

Парвати. Когда на долю преданного выпадают всевозможные

несчастья и муки, как это было с Харидасом Тхакуром, помнить

о Кришне—лучшая защита. Чтобы избавить Харидаса Тхакура

от страданий, Господь подставил Свою спину под удары бичей.

Он не может видеть, как страдают Его преданные, и всегда

стремится их защищать.

В «Чайтанья-Бхагавате» говорится, что если человек видит,

как преданный страдает, он должен знать, что это не обычные

страдания, хотя, возможно, все выглядит именно так. Когда пре-

данный страдает, это усиливает в нем желание помнить о Гос-

поде. А когда страдает материалист, он думает об одном—как

от этих страданий освободиться. Прахлад Махарадж говорит в

своих молитвах: «О Господь Нрисимхадев, те, кто придержива-

ются телесных представлений о жизни, пренебрегают Тобой и

прибегают к множеству материальных средств. Поэтому Ты их

не защищаешь» (Бхаг. 7.9.19). Страдания подталкивают предан-

ных к тому, чтобы помнить о Господе, и поскольку они помнят

о Нем, Господь приходит к ним на помощь и освобождает от

страданий. Как же Господь освобождает преданного от страда-

ний? В «Шримад-Бхагаватам» (3.25.23) говорится: «Постоянно

слушай повествования обо Мне, Верховной Личности Бога, и

прославляя Меня, садху не испытывает материальных страда-

ний, ибо его ум всегда занят мыслями о Моих играх и деяниях».

Господь милостиво проявляется в уме преданного, его речи и

сердце, и поэтому преданный не страдает. Только преданный

в состоянии помнить о Господе в трудную минуту. Благочес-

тивый человек, разумеется, может вспомнить о Боге, моля Его

об облегчении страданий, но, как только желаемого облегчение

наступает, он забывает о Господе. Однако преданный помнит

о Господе и в счастье, и в горе, и, очутившись в тяжелой ситу-

ации, он, в отличии от обычного благочестивого человека, не

просит Господа об облегчении страданий. Преданный просто

старается помнить о Господе, и это дарует ему облегчение от

страданий. Пример тому Харидас Тхакур. Причем, это лучшее

средство из всех существующих в материальном мире. Пример

Харидаса и других возвышенных преданных очень поучителен.

Следуя им, мы можем научиться, как избавиться от страданий

в материальном мире.

106-107. Одни преданные говорили, что Харидас Тхакур

подобен Господу Брахме. Другие придерживались мнения, что

он—Прахлад Махарадж. Харидас Тхакур великий, чистый и

всеми почитаемый преданный, и вечный спутник Господа Чай-

таньи.

108. Господь Брахма и Господь Шива стремятся к общению

с Харидасом Тхакуром.

109. Того же хотят и полубоги. В своих водах желает омыть

его Ганга-деви.

110. Таково возвышенное положение Харидаса Тхакура.

Просто увидеть его, значит, освободится из тисков материально-

го существования, что уж говорить о том благе, которое можно

получить, общаясь с ним.

111. Великий преданный Прахлад был сыном демона. Ха-

нуман, которого все признают возвышенным вайшнавом, был

обезьяной. Харидас Тхакур, который родился в семье мусульман

и принадлежал к низкой касте, тем не менее, стоит в ряду выда-

ющихся вайшнавов.

Господь рад любой возможности выполнить желание Своего

преданного, и это одно из привлекательнейших Его качеств.

Что касается нас, то мы должны развивать в себе чистые же-

лания, подобные тем, которые были у Харидаса Тхакура. Мы

должны молиться Господу о том, чтобы стать слугой Его слуги.

Если нам это удастся, то это самое благоприятное и надежное

положение из всех возможных.

Стихи 167-190

Господь Чайтанья часто испытывал веру Своих преданных. Те

преданные, которые верили Господу безраздельно и твердо,

становились достойными получить благословение Господа.

Есть история о Калидасе, преданном, который отличался

сильной верой в вайшнавов. Единственное, к чему он постоянно

стремился—заполучить теми или иными способами остатки

пищи преданных. Охотясь за милостью вайшнавов, он перепро-

бовал в Бенгалии махапрасад очень многих преданных. Обычно

он поступал следующим образом: сначала угощал вайшнава

прасадом,

Навигация:

Страница 70
Страница 69
-- Страница 68 --
Страница 67
Страница 66