Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 69 ------

Лекции по Чайтанья Бхагавате - Страница 69

а потом просил дать ему остатки. Если ему не удава-

лось получить их таким путем, тогда он прятался неподалеку,

дожидаясь пока вайшнав поест и выбросит, что осталось. Тогда

Калидас находил выброшенную тарелку и доедал остатки.

Как-то раз он встретил одного очень возвышенного вайш-

нава, Джаду Тхакура, и, как он это обычно делал с любым пре-

данным, принес ему прасад. Отдав прасад, а это были несколько

плодов манго, Джаду Тхакуру и его жене, Калидас спросил,

не будет ли Джаду Тхакур так милостив и не позволит ли ему

взять немного пыли с его стоп, чтобы посыпать себе на голову.

Калидасу очень хотелось получить таким образом их милость,

чтобы продвигаться в духовной жизни, однако Джаду Тхакур

был смиренным вайшнавом, и в ответ на просьбу Калидаса он

ответил: «Я не могу дать тебе пыль со своих стоп, потому что

ты находишься на более высоком уровне». При этом Джаду

Тхакур сослался на свое низкое происхождение. Калидас проци-

тировал ему стих из «Хари-бхакти-виласы» (10.127), доказывая

ему, что он не прав:

на ме бхакташ чатур-веди

мад-бхактах шва-пачах прийах

тасмаи дейам тато грахйам

са ча пуджйо йатха хй ахам

«Даже если человек очень сведущ в ведической литературе,

Я не признаю его как преданного, пока его служение не ста-

нет чистым. Но чистый преданный, у которого нет желания

наслаждаться кармической деятельностью и философскими

спекуляциям, очень дорог Мне, даже если он родился в семье

собакоедов. К нему следует относится со всевозможным поч-

тением и все, что он говорит, следует принимать, как истину.

Такому преданному нужно поклоняться так же, как и Мне

Самому». Калидас сказал Джаду Тхакуру, что тому не удастся

его провести, потому что шастры подтверждают его, Калидаса,

правоту. Затем он процитировал еще один стих, на этот раз из

«Шримад-Бхагаватам»:

ахо бата сва-пачо ‘те гарийан

йадж-джихвагре вартате нама тубхйам

тепус тапас те джухувух саснур арйа

брахманучур нама гринанти йе те

«Слава и хвала тем, чей язык повторяет Твое святое имя. Их

следует почитать, даже если они появились на свет в семье соба-

коедов. Люди, повторяющие Твое святое имя, несомненно, уже

совершили все аскезы и огненные жертвоприношения и обрели

все добродетели ариев. Чтобы получить возможность повто-

рять Твое святое имя, они должны были совершать омовение

в святых местах паломничества, изучать Веды и выполнять все

предписания шастр» (Бхаг., 3.33.7).

Калидас хотел взять пыль со стоп Джаду Тхакура, и привел

этот стих в качестве доказательства своей правоты. Однако

тот согласился с его доводами лишь на половину: «Да, все что

ты процитировал из писаний, без сомнения, правда. Однако в

этих стихах речь шла о преданных. При чем здесь я? Я не пре-

данный». Так и не добившись своего, Калидас распрощался с

хозяином, а тот вежливо проводил гостя до ворот и вернулся в

дом. Как только за Джаду Тхакуром закрылась дверь, Калидас

бросился собирать пыль там, где отпечатались следы Джаду

Тхакура. Но на этом дело не кончилось. Калидас спрятался за

домом и стал ждать. Джаду Тхакур и его жена тем временем

съели манго, которыми угостил их Калидас, завернули косточки

и кожицу плодов в банановый лист и выбросили их. Калидас,

как нельзя более обрадованный, схватил эти косточки и стал

их облизывать.

Благодаря своей вере в вайшнавов Калидас получил осо-

бую милость Господа. Произошло это у входа в храм Господа

Джаганнатхи. Перед тем, как войти, Господь Чайтанья всегда

омывал стопы. Брызгать эту воду на голову или пить ее Он

Своим преданным строжайше запретил. Правдами и неправда-

ми, ценой невероятных ухищрений, им все же порой удавалось

заполучить немного этой воды. Как-то раз, когда Говинда

омывал стопы Господа Чайтаньи, поблизости оказался Кали-

дас. Он подошел к Господу, подставил ладони, набрал полную

пригоршню воды, стекавшей с Его стоп, и выпил ее. Потом

он набрал вторую пригоршню воды и выпил ее тоже. Господь

ничего ему не сказал, только молча смотрел на него. Калидас

набрал третью пригоршню воды, выпил ее, и уж было потя-

нулся за следующей, но тут Господь не выдержал и сказал ему:

«Давай на этом остановимся, Калидас. Ты и так уже получил

достаточно». Господь Чайтанья позволил выпить эту воду,

причем в Своем присутствии, чего раньше никому никогда не

позволял. Он даровал Калидасу особую милость, потому что

тот верил в вайшнавов.

Когда Господь видит твердую веру в ком-либо из Своих пре-

данных, Он очень доволен. Вера преданного может быть более

или менее устойчивой в зависимости от его уровня. У неофита

вера в Господа еще не очень крепка, и доводы материалистов,

если он настолько опрометчив, что общается с ними, могут

легко ее поколебать. Вот почему Господь советует тем, чья вера

еще не окрепла в достаточной мере, быть крайне осторожными,

общаясь с непреданными. Господь Чайтанья говорит:

асат-санга-тйага,——эи ваишнава-ачара

‘стри-санги’ ——ека асадху, ‘кришнабхакта’ ара

«Вайшнав должен избегать общаться с обычными людьми. Они

очень материалистичны, в особенности женщины. Вайшнавы

должны сторониться общения с теми, кто не является предан-

ными Кришны» (Ч.-ч., Мадхья, 22.87).

Шрила Прабхупада говорил, что преданный возводит сте-

ны, ограждающие его от непреданных и всегда старается де-

ржаться поближе к вайшнавам. Когда неофит общается с более

продвинутыми преданными, его вера укрепляется. Вера предан-

ного, который находится на промежуточном уровне, тверда, но

у него не всегда хватает знаний шастр, чтобы доказать свою

точку зрения другим. История с Мукундой рассказывает о том,

как Господь Чайтанья подверг его веру испытанию. Господь

поступает так только для того, чтобы прославить Своих пре-

данных. Что бы ни происходило, преданный воспринимает все,

как милость Господа. И Господь, довольный им, как это было

с Мукундой, меняет гнев на

Навигация:

Страница 71
Страница 70
-- Страница 69 --
Страница 68
Страница 67