а потом просил дать ему остатки. Если ему не удава-
лось получить их таким путем, тогда он прятался неподалеку,
дожидаясь пока вайшнав поест и выбросит, что осталось. Тогда
Калидас находил выброшенную тарелку и доедал остатки.
Как-то раз он встретил одного очень возвышенного вайш-
нава, Джаду Тхакура, и, как он это обычно делал с любым пре-
данным, принес ему прасад. Отдав прасад, а это были несколько
плодов манго, Джаду Тхакуру и его жене, Калидас спросил,
не будет ли Джаду Тхакур так милостив и не позволит ли ему
взять немного пыли с его стоп, чтобы посыпать себе на голову.
Калидасу очень хотелось получить таким образом их милость,
чтобы продвигаться в духовной жизни, однако Джаду Тхакур
был смиренным вайшнавом, и в ответ на просьбу Калидаса он
ответил: «Я не могу дать тебе пыль со своих стоп, потому что
ты находишься на более высоком уровне». При этом Джаду
Тхакур сослался на свое низкое происхождение. Калидас проци-
тировал ему стих из «Хари-бхакти-виласы» (10.127), доказывая
ему, что он не прав:
на ме бхакташ чатур-веди
мад-бхактах шва-пачах прийах
тасмаи дейам тато грахйам
са ча пуджйо йатха хй ахам
«Даже если человек очень сведущ в ведической литературе,
Я не признаю его как преданного, пока его служение не ста-
нет чистым. Но чистый преданный, у которого нет желания
наслаждаться кармической деятельностью и философскими
спекуляциям, очень дорог Мне, даже если он родился в семье
собакоедов. К нему следует относится со всевозможным поч-
тением и все, что он говорит, следует принимать, как истину.
Такому преданному нужно поклоняться так же, как и Мне
Самому». Калидас сказал Джаду Тхакуру, что тому не удастся
его провести, потому что шастры подтверждают его, Калидаса,
правоту. Затем он процитировал еще один стих, на этот раз из
«Шримад-Бхагаватам»:
ахо бата сва-пачо ‘те гарийан
йадж-джихвагре вартате нама тубхйам
тепус тапас те джухувух саснур арйа
брахманучур нама гринанти йе те
«Слава и хвала тем, чей язык повторяет Твое святое имя. Их
следует почитать, даже если они появились на свет в семье соба-
коедов. Люди, повторяющие Твое святое имя, несомненно, уже
совершили все аскезы и огненные жертвоприношения и обрели
все добродетели ариев. Чтобы получить возможность повто-
рять Твое святое имя, они должны были совершать омовение
в святых местах паломничества, изучать Веды и выполнять все
предписания шастр» (Бхаг., 3.33.7).
Калидас хотел взять пыль со стоп Джаду Тхакура, и привел
этот стих в качестве доказательства своей правоты. Однако
тот согласился с его доводами лишь на половину: «Да, все что
ты процитировал из писаний, без сомнения, правда. Однако в
этих стихах речь шла о преданных. При чем здесь я? Я не пре-
данный». Так и не добившись своего, Калидас распрощался с
хозяином, а тот вежливо проводил гостя до ворот и вернулся в
дом. Как только за Джаду Тхакуром закрылась дверь, Калидас
бросился собирать пыль там, где отпечатались следы Джаду
Тхакура. Но на этом дело не кончилось. Калидас спрятался за
домом и стал ждать. Джаду Тхакур и его жена тем временем
съели манго, которыми угостил их Калидас, завернули косточки
и кожицу плодов в банановый лист и выбросили их. Калидас,
как нельзя более обрадованный, схватил эти косточки и стал
их облизывать.
Благодаря своей вере в вайшнавов Калидас получил осо-
бую милость Господа. Произошло это у входа в храм Господа
Джаганнатхи. Перед тем, как войти, Господь Чайтанья всегда
омывал стопы. Брызгать эту воду на голову или пить ее Он
Своим преданным строжайше запретил. Правдами и неправда-
ми, ценой невероятных ухищрений, им все же порой удавалось
заполучить немного этой воды. Как-то раз, когда Говинда
омывал стопы Господа Чайтаньи, поблизости оказался Кали-
дас. Он подошел к Господу, подставил ладони, набрал полную
пригоршню воды, стекавшей с Его стоп, и выпил ее. Потом
он набрал вторую пригоршню воды и выпил ее тоже. Господь
ничего ему не сказал, только молча смотрел на него. Калидас
набрал третью пригоршню воды, выпил ее, и уж было потя-
нулся за следующей, но тут Господь не выдержал и сказал ему:
«Давай на этом остановимся, Калидас. Ты и так уже получил
достаточно». Господь Чайтанья позволил выпить эту воду,
причем в Своем присутствии, чего раньше никому никогда не
позволял. Он даровал Калидасу особую милость, потому что
тот верил в вайшнавов.
Когда Господь видит твердую веру в ком-либо из Своих пре-
данных, Он очень доволен. Вера преданного может быть более
или менее устойчивой в зависимости от его уровня. У неофита
вера в Господа еще не очень крепка, и доводы материалистов,
если он настолько опрометчив, что общается с ними, могут
легко ее поколебать. Вот почему Господь советует тем, чья вера
еще не окрепла в достаточной мере, быть крайне осторожными,
общаясь с непреданными. Господь Чайтанья говорит:
асат-санга-тйага,——эи ваишнава-ачара
‘стри-санги’ ——ека асадху, ‘кришнабхакта’ ара
«Вайшнав должен избегать общаться с обычными людьми. Они
очень материалистичны, в особенности женщины. Вайшнавы
должны сторониться общения с теми, кто не является предан-
ными Кришны» (Ч.-ч., Мадхья, 22.87).
Шрила Прабхупада говорил, что преданный возводит сте-
ны, ограждающие его от непреданных и всегда старается де-
ржаться поближе к вайшнавам. Когда неофит общается с более
продвинутыми преданными, его вера укрепляется. Вера предан-
ного, который находится на промежуточном уровне, тверда, но
у него не всегда хватает знаний шастр, чтобы доказать свою
точку зрения другим. История с Мукундой рассказывает о том,
как Господь Чайтанья подверг его веру испытанию. Господь
поступает так только для того, чтобы прославить Своих пре-
данных. Что бы ни происходило, преданный воспринимает все,
как милость Господа. И Господь, довольный им, как это было
с Мукундой, меняет гнев на