Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 70 ------

Лекции по Чайтанья Бхагавате - Страница 70

милость.

167-168. Неожиданно Господь Чайтанья поднял руку и ска-

зал преданным: «Просите у Меня всего, что хотите. Я выполню

любое ваше желание». Преданные очень обрадовались и стали

по очереди подходить к Господу и просить благословений.

169. Первым подошел Адвайта Ачарья, и сказал: «Мой

Господь, Я молю Тебя только о том, чтобы Ты проливал Свою

милость на невежественные и падшие души».

170. Другой преданный сказал: «Мой отец против того, чтобы

я был преданным. Господь, пожалуйста, сделай так, чтобы сердце

его переменилось, и он тоже стал преданным».

171. Просьбы были разные: кто просил за своих родных, кто

за учеников, кто за сыновей, слуг или жену.

172. Один из преданных попросил Господа: «Пусть моя вера

в духовного учителя станет крепче».

173. Господь Вишвамбхара—благодетель всех Своих пре-

данных, и Он неизменно исполняет все их желания. Улыбаясь,

Господь даровал каждому преданному то благословение, о ко-

тором он просил.

174. Все время, пока преданные получали благословения,

Мукунда прятался за занавесом в соседней комнате. Он не мог

набраться храбрости и появиться перед Господом, потому что

Господь его не звал.

175-176. Мукунду любили и знали все. Господу очень нрави-

лось слушать, как он поет. Никто не мог понять, почему Господь

не зовет его.

177. Господь не звал Мукунду, а по своей инициативе Му-

кунда войти не отваживался. Преданные забеспокоились.

178. Шривас подошел к Господу и спросил Его: «Что за

оскорбление Твоих лотосных стоп совершил Мукунда, что Ты

его не зовешь?

179. Ты всегда любил его, да и нам всем он очень дорог. Когда

Мукунда поет, наши сердца тают.

180. Он очень предан Тебе и осторожен во всех отношениях,

и хотя он не совершил никакого видимого оскорбления, Ты, мой

Господь, так его обидел.

181. Если же он и совершил ошибку, тогда накажи его, но не

отрекайся от него и не прогоняй Своего собственного слугу.

182. Мой Господь, позови Своего слугу, чтобы он мог уви-

деть Твою Светлость, потому что сам он никогда не решится

прийти».

183. Господь ответил на это: «Никогда больше не говори со

Мной об этом и не вступайся за этого негодяя.

184. Ты, верно, слышал о людях, которых называют при-

творщиками. Сегодня они являют из себя чудо смирения, а за-

втра ведут себя крайне враждебно. Это как нельзя более точное

определение Мукунды. Вы его просто не знаете.

185. Порой Мукунда это само олицетворенное смирение. Он

подходит ко Мне с соломинкой в зубах, но не успеешь оглянуть-

ся,—и он бросается на Меня с железной палкой. Видеть не хочу

этого лицемерного негодяя».

186-187. Стараясь отстоять Мукунду, Шринивас заговорил

снова, призвав на помощь все свое красноречие: «Кто может

разобраться в непостижимых действиях Твоих энергий? Мы

никогда не замечали, чтобы Мукунда вел себя оскорбительно.

Он обрел прибежище у Твоих лотосных стоп, и это само по себе

лучшее свидетельство его невиновности».

188-189. На что Господь Чайтанья ответил: «Этот лице-

мерный негодяй соглашается с той философией, которую ему

излагают собеседники. С имперсоналистами он читает «Йога-Ва-

сиштху» и ратует за имперсональную философию, а в обществе

вайшнавов прикидывается преданным, танцует и поет, являя

собой воплощенное смирение.

Господь довольно сурово обошелся с Мукундой, иными сло-

вами, назвав его хамелеоном. В обществе преданных Мукунда

вел себя, как смиренный преданный, пел и танцевал в киртане,

а когда оказывался в кругу майавади, слушал их философию.

190. Потом он отправляется к представителям другой сампра-

даи, присоединяется к их беседе и отвергает преданное служение,

понося бхакти на чем свет стоит».

Адвайта Ачарья читал «Йога-Васиштху» и комментировал

эту книгу в духе преданного служения. Впрочем, был случай,

когда Он, читая «Йога-Васиштху», стал вдруг проповедовать

философию майавады. Он хотел, чтобы Господь Чайтанья обо-

шелся с Ним, как с провинившимся слугой, а не как со старшим

вайшнавом. Сам Господь Чайтанья всегда утверждал, что все

священные писания называют преданное служение конечной

целью жизни. То же самое проповедовал и Его старший брат,

Вишварупа, который в течение долгого времени посещал лек-

ции Адвайта Ачарьи и слушал о возвышенном положении пре-

данного служения. Это привело в конце концов к тому, что Он

принял санньясу и вдобавок стал очень сведущим в писаниях.

Шрила Прабхупада во всех своих книгах подчеркивает, что

преданное служение—цель, на которую указывают все писа-

ния. Все его комментарии сводятся к тому, что нужно служить

Кришне с любовью и преданностью. Вайшнавы все видят через

призму преданного служения, и это их отличительная черта.

Они твердо верят, что преданное служение—единственная воз-

можность удовлетворить Господа. Даже когда вайшнав читает о

карма-йоге и гьяна-йоге, он видит связь и той, и другой с предан-

ным служением. Господь Чайтанья даже правила грамматики

объяснял с точки зрения преданного служения.

Мукунда Датта говорил в кругу майавади, что преданное

служение не является наивысшим совершенством, и Господь

Чайтанья счел это оскорблением. Нет цели более высокой,

чем преданное служение Господу. Девахути в «Шримад-Бха-

гаватам» говорит: «Если деятельность, которой занимается

человек, не приводит его на путь религии, если совершаемые

религиозные ритуалы не развивают в нем духа отречения от

мира, и если жизнь в отречении не приводит его к преданному

служению Верховной Личности Бога, то такого человека сле-

дует считать мертвым, хоть он и дышит» (Бхаг., 3.23.56).

Об этом же говорится в «Хари-бхакти-судходае» (3.11.12):

бхагавад-бхакти-хинасйа

джатих шастрам джапас тапах

апранасйаива дехасйа

манданам лока-ранджанам

В этом стихе говорится, что когда человек умирает, его родс-

твенники и друзья—особенно если они принадлежат к низшим

сословиям—украшают его труп. Затем его тело, наряженное и

украшенное, несут по улице, а родственники усопшего идут за

ним. Украшать мертвое тело не имеет никакого смысла, так

как жизненная сила уже ушла из него. Подобно

Навигация:

Страница 72
Страница 71
-- Страница 70 --
Страница 69
Страница 68