милость.
167-168. Неожиданно Господь Чайтанья поднял руку и ска-
зал преданным: «Просите у Меня всего, что хотите. Я выполню
любое ваше желание». Преданные очень обрадовались и стали
по очереди подходить к Господу и просить благословений.
169. Первым подошел Адвайта Ачарья, и сказал: «Мой
Господь, Я молю Тебя только о том, чтобы Ты проливал Свою
милость на невежественные и падшие души».
170. Другой преданный сказал: «Мой отец против того, чтобы
я был преданным. Господь, пожалуйста, сделай так, чтобы сердце
его переменилось, и он тоже стал преданным».
171. Просьбы были разные: кто просил за своих родных, кто
за учеников, кто за сыновей, слуг или жену.
172. Один из преданных попросил Господа: «Пусть моя вера
в духовного учителя станет крепче».
173. Господь Вишвамбхара—благодетель всех Своих пре-
данных, и Он неизменно исполняет все их желания. Улыбаясь,
Господь даровал каждому преданному то благословение, о ко-
тором он просил.
174. Все время, пока преданные получали благословения,
Мукунда прятался за занавесом в соседней комнате. Он не мог
набраться храбрости и появиться перед Господом, потому что
Господь его не звал.
175-176. Мукунду любили и знали все. Господу очень нрави-
лось слушать, как он поет. Никто не мог понять, почему Господь
не зовет его.
177. Господь не звал Мукунду, а по своей инициативе Му-
кунда войти не отваживался. Преданные забеспокоились.
178. Шривас подошел к Господу и спросил Его: «Что за
оскорбление Твоих лотосных стоп совершил Мукунда, что Ты
его не зовешь?
179. Ты всегда любил его, да и нам всем он очень дорог. Когда
Мукунда поет, наши сердца тают.
180. Он очень предан Тебе и осторожен во всех отношениях,
и хотя он не совершил никакого видимого оскорбления, Ты, мой
Господь, так его обидел.
181. Если же он и совершил ошибку, тогда накажи его, но не
отрекайся от него и не прогоняй Своего собственного слугу.
182. Мой Господь, позови Своего слугу, чтобы он мог уви-
деть Твою Светлость, потому что сам он никогда не решится
прийти».
183. Господь ответил на это: «Никогда больше не говори со
Мной об этом и не вступайся за этого негодяя.
184. Ты, верно, слышал о людях, которых называют при-
творщиками. Сегодня они являют из себя чудо смирения, а за-
втра ведут себя крайне враждебно. Это как нельзя более точное
определение Мукунды. Вы его просто не знаете.
185. Порой Мукунда это само олицетворенное смирение. Он
подходит ко Мне с соломинкой в зубах, но не успеешь оглянуть-
ся,—и он бросается на Меня с железной палкой. Видеть не хочу
этого лицемерного негодяя».
186-187. Стараясь отстоять Мукунду, Шринивас заговорил
снова, призвав на помощь все свое красноречие: «Кто может
разобраться в непостижимых действиях Твоих энергий? Мы
никогда не замечали, чтобы Мукунда вел себя оскорбительно.
Он обрел прибежище у Твоих лотосных стоп, и это само по себе
лучшее свидетельство его невиновности».
188-189. На что Господь Чайтанья ответил: «Этот лице-
мерный негодяй соглашается с той философией, которую ему
излагают собеседники. С имперсоналистами он читает «Йога-Ва-
сиштху» и ратует за имперсональную философию, а в обществе
вайшнавов прикидывается преданным, танцует и поет, являя
собой воплощенное смирение.
Господь довольно сурово обошелся с Мукундой, иными сло-
вами, назвав его хамелеоном. В обществе преданных Мукунда
вел себя, как смиренный преданный, пел и танцевал в киртане,
а когда оказывался в кругу майавади, слушал их философию.
190. Потом он отправляется к представителям другой сампра-
даи, присоединяется к их беседе и отвергает преданное служение,
понося бхакти на чем свет стоит».
Адвайта Ачарья читал «Йога-Васиштху» и комментировал
эту книгу в духе преданного служения. Впрочем, был случай,
когда Он, читая «Йога-Васиштху», стал вдруг проповедовать
философию майавады. Он хотел, чтобы Господь Чайтанья обо-
шелся с Ним, как с провинившимся слугой, а не как со старшим
вайшнавом. Сам Господь Чайтанья всегда утверждал, что все
священные писания называют преданное служение конечной
целью жизни. То же самое проповедовал и Его старший брат,
Вишварупа, который в течение долгого времени посещал лек-
ции Адвайта Ачарьи и слушал о возвышенном положении пре-
данного служения. Это привело в конце концов к тому, что Он
принял санньясу и вдобавок стал очень сведущим в писаниях.
Шрила Прабхупада во всех своих книгах подчеркивает, что
преданное служение—цель, на которую указывают все писа-
ния. Все его комментарии сводятся к тому, что нужно служить
Кришне с любовью и преданностью. Вайшнавы все видят через
призму преданного служения, и это их отличительная черта.
Они твердо верят, что преданное служение—единственная воз-
можность удовлетворить Господа. Даже когда вайшнав читает о
карма-йоге и гьяна-йоге, он видит связь и той, и другой с предан-
ным служением. Господь Чайтанья даже правила грамматики
объяснял с точки зрения преданного служения.
Мукунда Датта говорил в кругу майавади, что преданное
служение не является наивысшим совершенством, и Господь
Чайтанья счел это оскорблением. Нет цели более высокой,
чем преданное служение Господу. Девахути в «Шримад-Бха-
гаватам» говорит: «Если деятельность, которой занимается
человек, не приводит его на путь религии, если совершаемые
религиозные ритуалы не развивают в нем духа отречения от
мира, и если жизнь в отречении не приводит его к преданному
служению Верховной Личности Бога, то такого человека сле-
дует считать мертвым, хоть он и дышит» (Бхаг., 3.23.56).
Об этом же говорится в «Хари-бхакти-судходае» (3.11.12):
бхагавад-бхакти-хинасйа
джатих шастрам джапас тапах
апранасйаива дехасйа
манданам лока-ранджанам
В этом стихе говорится, что когда человек умирает, его родс-
твенники и друзья—особенно если они принадлежат к низшим
сословиям—украшают его труп. Затем его тело, наряженное и
украшенное, несут по улице, а родственники усопшего идут за
ним. Украшать мертвое тело не имеет никакого смысла, так
как жизненная сила уже ушла из него. Подобно