Господа Чайтаньи, уговорить Его дать ему даршан. В
противном случае Махарадж Пратапарудра не считал нужным
жить дальше, ибо жизнь без Господа Чайтаньи была лишена
для него всякого смысла. Сарвабхаума Бхаттачарья решил ему
помочь, отправился к Господу Чайтанье и обратился к Нему
со следующими словами: «Могу я попросить Тебя кое о чем и
надеяться при этом, что Ты на меня не рассердишься?» Он не
был уверен в том, понравится ли Господу его просьба. Господь
ответил: «Проси, но Я не могу обещать тебе, что ответ будет
положительным». Сарвабхаума Бхаттачарья начал с того, что
стал описывать, какой Махарадж Пратапарудра возвышенный
преданный, но Господь Чайтанья перебил его: «Я больше не
хочу слышать от тебя ничего подобного». Тогда Сарвабхаума
Бхаттачарья отправился к Парамананде Пури и сказал ему:
«Господь очень тебя уважает. Сходи к Нему и попроси за Маха-
раджа Пратапарудру. Он тебе не откажет». Парамананда Пури
послушался, пошел к Господу и стал уговаривать Его встретить-
ся с Махараджем Пратапарудрой. Однако Господь Чайтанья
ответил ему: «Я отреченный санньяси и не могу общаться с
мирскими людьми, вроде царя. Если Я еще хоть раз услышу от
тебя подобную просьбу, я уйду из Джаганнатха Пури. Полагаю
Мне самое время уйти». Слова Господа повергли Параманан-
ду Пури в трепет, так как он не мог себе представить, как они
будут жить без Господа Чайтаньи. Насмерть перепуганный, он
выбежал из комнаты и посоветовал всем преданным и думать
забыть о том, чтобы уговорить Господа Чайтанью увидеться с
Махараджей Пратапарудрой. Узнав об этом, Махарадж Пра-
тапарудра сказал: «Я покончу с жизнью, потому что жить, не
получив даршана Господа, я не могу».
Есть также примеры, когда преданные Господа все же ос-
тавляли этот мир, не чувствуя себя в силах пережить разлуку с
Господом. Так было с Харидасом Тхакуром, которому Господь
Чайтанья позволил оставить тело, когда тот сочтет нужным.
Харидас Тхакур знал, что Господь Чайтанья вот-вот оставит
этот мир, и не хотел при этом присутствовать. Поэтому он поп-
росил Господа: «Пожалуйста, позволь мне уйти первому. Если
Ты оставишь этот мир до меня, Я этого не вынесу. Позволь мне
уйти из этого тела, полностью осознавая Тебя и медитируя на
Твою трансцендентную форму».
199. Господь ответил: «Десять миллионов жизней пройдет,
пока он сможет увидеть Меня».
200-201. Мукунда услышав эти слова Господа, несказанно об-
радовался. Он остался стоять, где стоял, и только слезы потоком
лились из его глаз. «Я увижу Его… я увижу Его…»,—повторял
Мукунда сквозь слезы.
202. Потом он вдруг сорвался с места и пустился в пляс,
выкрикивая: «Увижу! Увижу!» Мукунда Датта, слуга Господа,
верил обещанию Господа, и глубокая любовь к Нему заставила
его танцевать в экстазе.
203-204. Господь Чайтанья, увидев, как Мукунда танцует,
засмеялся и приказал Своим слугам: «Немедленно приведите
его сюда». Вайшнавы, чрезвычайно обрадованные, со всех ног
бросились к Мукунде и сообщили ему радостную весть, что
Господь требует его к Себе, и поскорее. Но Мукунда ничего не
слышал,—он прыгал и танцевал, не помня себя от счастья.
205. Господь Чайтанья звал: «Мукунда, все твои оскорбления
отныне забыты. Иди же ко Мне, посмотри на Меня и получи
Мои благословения».
206. Преданным пришлось буквально внести Мукунду. Уви-
дев Господа, он упал на землю.
207-208. Господь сказал: «Мой дорогой Мукунда, встань.
Ты прощен, а все твои оскорбления забыты. Сокровище пре-
данности, которое ты утратил из-за дурного общения, снова
принадлежит тебе. Своей любовью и преданностью ты завоевал
Меня, отныне Я твой пленник и должник.
209-210. Я сказал тебе, что только через десять миллионов
жизней твое желание встретиться со Мной будет удовлетво-
рено. Однако твоя непоколебимая вера в нерушимость Моего
слова в мгновение ока свела на нет все былые оскорбления. Я
вечный узник в твоем сердце, закованный в цепи твоей любви
и преданности.
211-212. Мукунда, Я люблю, когда ты поешь для Меня и
шутишь со Мной. Даже если ты совершишь миллионы оскор-
блений, Я не стану обращать на них внимание, потому что ты
дорог Мне и ты Мой вечный спутник.
213. Ты пропитан любовью и преданностью Мне, и Я всегда
нахожусь у тебя на языке».
В Ади-лиле «Чайтанья-чаритамриты» рассказывается, что
Господь был очень милостив и прощал оскорбления. Но на
философов-маявади Он не проливал Свою милость, поскольку
они были величайшими оскорбителями. Спустя какое-то время,
по просьбе Тапаны Мишры и Чандрашекхары, которым было
тягостно слушать хулу майавади в адрес Господа Чайтаньи,
Господь все же пришел в Варанаси и даровал Свою милость
шестидесяти тысячам майавади. Господь вошел в их собрание,
сияя ослепительнее миллионов солнц, и сел рядом с местом,
где все омывали стопы. Майавади были поражены, насколько
ярко лучилось тело Господа. Они подошли к Нему и сказали:
«Ты должно быть Сам Нараяна!» (хотя, следует заметить, для
майавади каждый—Нараяна). Господь Чайтанья разбил наго-
лову их философию и доказал, что живые существа отличны от
Господа, и высшее занятие для них—служить Ему с любовью и
преданностью и повторять Его святые имена. Господь милос-
тиво даровал философам-майавади Свое прощение, несмотря
на то, что они в свое время Его оскорбляли. Господь Чайта-
нья—очень милостивое воплощение. Говорится, что человек,
совершивший оскорбление в месте паломничества, подлежит
наказанию. Но в местах, где проходили игры Господа Чайтаньи,
и где Господь являл невиданную доселе милость, Он прощает
оскорбления.
Однажды Сарвабхаума Бхаттачарья и его жена приготовили
для Господа Чайтаньи пир и пригласили Его к себе. Усадив
Господа, они первым делом поднесли Ему махапрасад от Гос-
пода Джаганнатхи, а потом и другие блюда. Увидев огромное
количество еды, Господь Чайтанья удивился: «Разве Я столько
съем?» На что Сарвабхаума Бхаттачарья ответил: «Я знаю,
сколько Ты можешь съесть. Ежедневно,