этому, если у
людей отсутствует сознание Кришны, то знатное происхожде-
ние, высокое положение в обществе или материальный прогресс
цивилизации подобны украшениям на мертвеце.
Стихи 193-213
Господь Чайтанья осуждал имперсоналистов за их попытки
доказать, что существует путь более возвышенный, чем предан-
ное служение. Майавади—величайшие оскорбители Господа.
Они утверждают, что Господь принимает материальное тело,
созданное майей, что преданное служение—также майа, и что
в духовном мире нет разнообразия. Что же касается духовной
практики то, поскольку все едино, вопрос о преданном служе-
ние не стоит, потому что для служения как минимум должны
быть двое. Шуньявади говорят, что все есть ноль, пустота, и
эта философия изначальна, а философия вайшнавов о том,
что существуют двое, Бог и живое существо,—более поздняя
ее вариация.
Чтобы речь шла о двоих, между ними должно существовать
различие. Именно эта нетождественность дает основания гово-
рить о том, что существует двое, а не один. Господь существует
вечно, и все Его создания тоже существуют вечно, и они вечно
разделены. Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «Все живые
существа—Мои вечные отделенные частички». Майавади не
согласны с тем, что Господь и живое существо разделены, по-
этому они не признают преданное служение и не прославляют
его. Напротив, они утверждают, что есть кое-что получше
преданного служения. Поскольку Мукунда Датта общался с
майавади и слушал их философию, Господь счел это оскорбле-
нием и не допускал его к Себе.
193. Мукунда стоял снаружи и слышал, как Господь сказал,
что не хочет его видеть.
194. Гуру Мукунды был не очень высокого мнения о предан-
ном служении, и Мукунда, который находился под влиянием
его наставлений, потерял осторожность. Господь Чайтанья,
благодаря Своей непостижимой мистической способности, знал
об этом.
195-196. Мукунда, чистый преданный Господа совсем отчаял-
ся: «Какой смысл жить? Лучше мне покончить с этим грешным
телом. Все равно я долго так не выдержу».
197-198. Вслух Мукунда сказал: «Шривас Тхакур, пожалуйс-
та, спроси Господа Чайтанью, когда я увижу Его вновь?» С этими
словами Мукунда упал на землю и горько расплакался. Глядя
на него, у вайшнавов от жалости сердце разрывалось.
Слова Господа «Я не хочу его видеть» жгли Мукунду, как огонь.
Он не мог понять, как ему жить на свете, если нет надежды уви-
деть Господа снова. Похожие чувства испытывал в свое время
Санатана Госвами, когда он заболел после путешествия через
лес Джарикханда. Его тело покрылось язвами, из которых со-
чилась кровь и гной, и Санатана Госвами боялся даже близко
подходить к храму Господа Джаганнатхи, чтобы не осквернить
ненароком какого-нибудь пуджари своим прикосновением. Он
сокрушался, что не сможет видеть отныне ни Господа Джаган-
натху, ни Господа Чайтанью, и это лишает его жизнь всякого
смысла.
Санатана Госвами подумывал о том, чтобы покончить с
жизнью, бросившись в Джаганнатха Пури под колесницу на
Ратха-ятре. Придя в Пури, он первым делом зашел повидаться
с Харидасом Тхакуром. Случилось так, что в то же время к Ха-
ридасу зашел и Господь Чайтанья. Увидев Санатану Госвами,
Господь очень обрадовался. Сначала Он обнял Харидаса, потом
направился к Санатане, чтобы обнять и его, но тот отступил
на шаг и сказал: «Господь, не прикасайся ко мне, пожалуйста».
Однако Господь все равно обнял его и сказал: «Оставайся тут,
с Харидасом. Вы оба очень возвышенные преданные и можете
вместе наслаждаться, обсуждая различные игры Господа Криш-
ны». Господь ушел, а на следующий день пришел снова. Хотя
Санатана Госвами о своем решении покончить с жизнью не об-
молвился и словом, всеведущий Господь знал о его намерении.
Он сказал Санатане Госвами: «Если бы Я мог обрести Кришну,
просто оставив тело, Я бы сделал это миллион раз. Есть только
один способ получить прибежище Господа Кришны—предан-
ное служение. Тот, кто хочет покончить с жизнью, находится
под влиянием гуны невежества. Но, находясь под влиянием этой
гуны, невозможно обрести лотосные стопы Господа. Ни к чему,
кроме греха, это не приведет».
Были случаи, когда возвышенные преданные, испытывая
особенно сильное чувство разлуки с Господом, приходили к вы-
воду, что, чем так жить, уж лучше совершить самоубийство. Но
в экстазе любви к Верховной Личности Бога они встречались с
Ним, а увидев Его воочию, разумеется, и думать забывали о том,
чтобы покончить с жизнью. Нечто подобное было с Рукмини.
Она написала Господу Кришне письмо: «Если мне не удастся
получить Твою милость, я буду следовать определенным обе-
там, благодаря которым продолжительность моей жизни резко
сократится. Так я буду оставлять тело снова и снова, сотни раз, и
в каждой следующей жизни буду принимать те же самые обеты,
и может быть так смогу получить Твою милость».
Когда Рагхунатх дас Госвами пришел к Господу Чайтанье и
принял Его прибежище, Господь вверил его заботам Сварупы
Дамодары Госвами. Так он прожил с Господом Чайтаньей и
Сварупой Дамодарой в Джаганнатха Пури шестнадцать лет.
После того, как оба они оставили этот мир, Рагхунатх Госвами
не мог и не хотел жить без них, и решил пойти во Вриндаван
и покончить с жизнью, спрыгнув с холма Говардханы. Но во
Вриндаване он встретил Рупу и Санатану Госвами и они, узнав
о его решении, запретили ему это делать. Рагхунатх дас Госвами
был для них источником нектара повествований о развлечениях
Господа Чайтаньи. Они приняли Рагхунатха даса Госвами как
третьего брата, и с тех пор он стал регулярно с ними общаться.
Каждый день Рагхунатх дас повторял сто тысяч имен Господа
и предлагал Ему тысячу поклонов. Каждый день три часа он
беседовал с вайншавами о Господе Чайтанье. Посвятив все свое
время воспеванию и слушанию, Рагхунатх дас Госвами обрел
прибежище Господа.
Следующая история произошла с Махараджем Прата-
парудрой. Он умолял Сарвабхауму Бхаттачарью, близкого
спутника