Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 79 ------

Лекции по Чайтанья Бхагавате - Страница 79

служении не так важны, на первом

месте стоит преданность. Те, кому такое положение вещей не по

вкусу, оставят путь самоосознания.

146. Шрила Ведавьяса говорит, что преданное служение—ис-

точник и корень всех правил и предписаний, и история с Шук-

ламбхарой Брахмачари тому подтверждение. Шукламбхара

Брахмачари не использовал мудры—он вообще этот рис Господу

не предлагал. Однако Господь Гауранга принял рис как подно-

шение и съел его.

Речь идет о наиважнейшей составляющей любого подношения.

Приверженцы ритуалов должны задуматься и понять, какова

их конечная цель. Нельзя следовать правилам и предписаниям

ради них самих. Нужно понимать, для чего они предназначены.

В «Падма Пуране» говорится:

смартавйах сататам вишнур

висмартавйо на джатучит

сарве видхи-нишедхах сйур

етайор ева кинкарах

«Кришна—источник Господа Вишну. Следует всегда помнить о

Нем и никогда не забывать Его. Все правила и предписания, упо-

мянутые в шастрах,—всего лишь слуги этих двух принципов».

Человек следует правилам и предписаниям в совершенстве,

если это помогает ему помнить о Кришне. В «Бхагавад-гите»

Кришна говорит:

ман-мана бхава мад-бхакто

мад-йаджи мам намаскуру

мам эваишйаси йуктваивам

атманам мат-парайанах

«Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, падай передо

Мной ниц и поклоняйся Мне. Думая обо Мне непрерывно, ты,

без сомнения, вернешься в Мою обитель» (Б.-г., 9.34). История

с Шукламбхарой Брахмачари—наглядный пример тому, что

преданность—это то, что привлекает Господа в подношениях

Его преданных. Кришна говорит в «Бхагавад-гите»:

патрам пушпам пхалам тойам

йо ме бхактйа прайаччхати

тад ахам бхактй-упахритам

ашнами прайататманах

«Если человек с любовью и преданностью предложит Мне

лист, цветок, плод или воду, Я непременно приму его подно-

шение» (Б.-г., 9.26). Только любовь может привлечь Господа к

подношению преданного. Поэтому Господь Чайтанья говорит

Шукламбхаре, что возьмет у него дешевый рис, но от непредан-

ного не примет даже нектар. Очевидно, что если уж Господь

принимает подношение, следовательно, в этом подношении есть

нечто особенное—в нем есть преданность, а иначе Господь не

принял бы его. Нарада Муни как-то сказал Юдхиштхире Ма-

харадже: «Верховная Личность Бога Кришна—твой гуру, твое

Божество, твой повелитель и глава династии Яду, но я вижу, что

Он стал твоим слугой и посланником. Из чего я могу сделать

вывод, что ты обладаешь бхакти. Господь легко одаривает ос-

вобождением, однако преданным служением он не наделяет так

свободно, потому что, если Он дает преданное служение, Он тем

самым отдает Самого Себя». Такова сила преданного служения.

Оно—величайший дар. Поэтому, когда преданный предлагает

Господу подношение, должна быть любовь и преданность, а не

одни лишь правила да предписания. Господь, подойдя к порогу

дома Своего преданного, забывает и о правилах, и о предписа-

ниях. Он ведь вовсе не обязан принимать их в расчет.

147-148. В «Шримад-Бхагаватам» сказано:

на бхаджати куманишинам са иджйам

харир адханатма-дхана-прийо раса-джнах

шрута-дхана-кула-карманам мадаир йе

видадхати папам акинчанешу сатсу

«Материалисты, ослепленные блеском золота, стремлением к

положению и привязанностью к семье, не оценят вайшнава.

Господь Кришна никогда не примет подношения от тех, кто

насмехается над вайшнавами и считает их жалкими чудаками»

(Бхаг., 4.31.21).

149. «Господь, Верховная Личность Бога, становится очень

дорог преданным, которые не имеют никакой материальной

собственности, но обладают даром преданного служения, прино-

сящим счастье. Служение таких преданных доставляет Господу

подлинное наслаждение. Те же, кто кичится материальным бо-

гатством, образованием, знатным происхождением и достижени-

ями в кармической деятельности, очень гордятся всем, что у них

есть, и в гордыне своей нередко насмехаются над преданными.

Даже если такие люди поклоняются Господу, Господь никогда

не принимает их поклонения».

Этот стих произносит Нарада Муни, описывая качества Госпо-

да. Господь очень дорог тем, у кого нет ничего материального,

но кто остается счастливым, потому что у него есть преданное

служение Господу. То, что у преданного нет ничего матери-

ального, не значит, что он нищий. Преданный не понимает,

что значит «бедность», и все, чем он обладает, он использует в

служении Господу и счастлив тем, что Ему служит. Общество

таких преданных доставляет Господу радость. Игры Госпо-

да—это по сути описания Его отношений с преданными. Но тот,

кто кичится своим мирским образованием и богатством, будет

смеяться над преданным, потому что он в его представлении

просто безграмотный нищий. Кришна не примет подношение

такого человека.

Есть история о брахмане, которому духовный учитель дал

наставление читать каждый день «Бхагавад-гиту». Брахман был

неграмотный, но у него была сильная вера и глубокая реши-

мость выполнять наставления духовного учителя, и поэтому он

каждый день открывал «Бхагавад-гиту» и просто переворачивал

страницы. Иногда он держал книгу вверх ногами. Надменные

брахманы, жившие по соседству, поднимали его на смех. Как-то

раз мимо проходил Господь Чайтанья. Он увидел, что брахман

читает «Бхагавад-гиту» и плачет, и спросил его: «Я вижу, ты

читаешь «Бхагавад-гиту» и на глазах у тебя слезы. Почему ты

плачешь?» Брахман ответил: «Когда я смотрю на картинку, где

Кришна правит колесницей Арджуны, я поражаюсь. Какой

Кришна удивительный! Он стал колесничим у Своего предан-

ного и повинуется его приказам. Когда я думаю об этом, слезы

льются из моих глаз». Господь Чайтанья обнял брахмана и ска-

зал: «Ты настоящий знаток «Бхагавад-гиты». С точки зрения

высокомерных ученых брахманов этот брахман был невежда.

Они насмехались над ним, потому что не понимали суть «Бха-

гавад-гиты». Но Господь Чайтанья по достоинству оценил его

преданность. Господь ищет в сердце любовь, и ничто другое

Его не привлекает.

Прахлад Махарадж говорит: «Вы не сможете удовлетворить

Верховную Личность Бога, даже если станете опытным брахма-

ном, получите блестящее образование или изучите в совершенс-

тве этикет. Ни аскезы, ни целомудрие, ни обеты не доставляют

Господу радость. Его удовлетворяет только бескорыстное

преданное служение Ему. Все обеты и аскезы без искренней

преданности—не более чем театральное представление». Тот,

кто хочет привлечь внимание Господа, должен учесть, что Его

интересует преданность, а не шоу. Человек может стараться

произвести впечатление

Навигация:

Страница 81
Страница 80
-- Страница 79 --
Страница 78
Страница 77