Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 80 ------

Лекции по Чайтанья Бхагавате - Страница 80

своим богатством или образованием,

но Господь оставит все это без внимания. Только глубокая

преданность радует и привлекает Его.

150-151. Веды прославляют Кришну, как единственное

сокровище предавшихся Ему душ, лишенных всего материаль-

ного, и Господь Чайтанья подтвердил это Своим поведением.

Тот, кто слушает историю о том, как Господь Чайтанья ел рис

Шукламбхары, достигнет преданности лотосным стопам Господа

Чайтаньи.

152. Господь Шри Кришна Чайтанья и Господь Нитьянанда

Прабху для меня дороже жизни. Я, Вриндаван дас, смиренно

предлагаю эту песнь Их лотосным стопам.

Глава девятнадцатая

Игры Господа

в доме Адвайты Ачарьи

Стихи 42-93

Есть очень интересная история о том, как Господь Чайтанья

проповедовал одному так называемому санньяси—санньяси-

домохозяину. Пусть вас не шокирует этот титул. Звучит он,

конечно, странно. Возможно ли, чтобы санньяси был домохо-

зяином? Тем не менее, эта история рассказывает о санньяси, у

которого был дом и жена. Однако Господь Чайтанья все-таки

дал ему милость—Он дал ему прекрасные наставления и принял

его подношения.

Господь не так-то просто принимает подношения. Он

склонен принимать только то, что предложено с любовью.

Если непреданный предложит Господу даже миллион под-

ношений—Господь не примет их. В то же время, Господь с

удовольствием принимает то, что предлагают Ему с верой и

любовью преданные. Однако в «Чайтанья-Бхагавате» есть

много примеров того, как Господь Чайтанья проявлял исклю-

чительную милость к падшим душам. Шрила Вриндаван дас

Тхакур особо подчеркивает, что не получили милости Господа

только те люди, которые поносили и критиковали вайшнавов.

Джагай и Мадхай совершили все грехи, которые только можно

себе вообразить, но никогда не поносили вайшнавов, и поэтому

получили милость Господа. Однако оскорбителям не давал

Свою милость даже Господь Чайтанья. Только подумайте:

даже Господь Чайтанья, самое милостивое воплощение, не

давал милость тем, кто оскорбляет вайшнавов. Единственная

возможность для такого оскорбителя—попросить прощения у

преданного, которого он оскорбил.

42-43. На полпути к Шантипуру Господь Чайтанья и Господь

Нитьянанда зашли в деревню Лалитапур, расположенную на

берегу Ганги. В этой деревне, у реки, стояла хижина, в которой

жил санньяси-домохозяин.

Господь Чайтанья и Господь Нитьянанда шли в Шантипур, к

Адвайте Ачарье. Хотя глава называется «Развлечения Господа

в доме Адвайты Ачарьи», почти вся она описывает события,

которые произошли по пути к этому дому.

44. Господь Вишвамбхара спросил Нитьянанду Прабху: «Ты

не знаешь, чей это дом?»

45. «Господь, это жилище санньяси»,—ответил Нитьянанда

Прабху. «Возможно, счастье улыбнется нам,—сказал Господь

Чайтанья,—и мы застанем его дома. Пойдем, навестим его».

46. Улыбаясь и пересмеиваясь, Они направились к дому.

Увидев санньяси, Господь Чайтанья поклонился ему.

47-48. Красота Господа Вишвамбхары, совершенные, изыс-

канные линии Его тела и ослепительное сияние Его улыбки

пленили сердце санньяси. Умиленный, он благословил Его:

«Пусть у Тебя будет богатство, слава, хорошее образование и

красавица жена».

49-50. На что Господь Чайтанья ответил: «Дорогой Госва-

ми, какое же это благословение? Лучше пожелай Мне обрести

милость Кришны. Такое благословение поднимает человека на

уровень преданного служения Господу Вишну, которое вечно и

неисчерпаемо. Человеку твоего сана не приличествует давать

материальные благословения вроде тех, которыми ты Меня

только что осчастливил».

51-54. Принужденно засмеявшись, скорей от досады, чем от

чего-либо другого, санньяси промолвил: «Вот он, наглядный при-

мер общеизвестной истины. Сделай добро человеку, а он только

обижается. Этот мальчик-брахман как раз так и поступает. Он

мне очень понравился, и я пожелал Ему всяческих благ, но Он

повернул мои слова шиворот навыворот, и, вдобавок, еще и

упрекает меня. Скажи мне, мальчик, чем Тебе не нравятся мои

благословения?

55-57. Если человек прожил жизнь, но не наслаждался в

обществе очаровательных женщин и не накопил денег, зачем

он тогда вообще родился на свет? Я пожелал Тебе счастливой

приятной жизни, но Ты почему-то стыдишься этого и отказы-

ваешься понять меня правильно. Ты, должно быть, преданный

Господа Вишну. Ну а как же Ты, скажи на милость, собираешься

жить без денег?»

58. Услышав эти слова, Господь Чайтанья только взялся за

голову, и посмеялся его непонятливости.

59. Господь Чайтанья дал всем урок: не следует желать ни-

чего, кроме преданного служения Верховному Господу.

Господь Чайтанья всегда прославляет преданное служение. В

«Бхагавад-гите» Кришна говорит, что тот, кто занят преданным

служением, без труда обретает результаты изучения всех Вед.

Есть такая поговорка: «То, что можно сделать при помощи ма-

ленького стакана воды, можно сделать и при помощи большого

водоема». Точно так же все благоприятные результаты, которые

человек получает, изучив все Веды от корки до корки, он может

обрести, если просто поймет их цель. Но постичь цель и смысл

Вед не так легко. Большинство людей очарованы Ведами и

уверены, что изучение Вед служит целям, никак не связанным

с преданным служением. Но Господь Чайтанья утверждает, что

не следует желать ничего, кроме преданного служения Господу.

В числе прочего Веды предписывают множество жертвопри-

ношений, при помощи которых можно получить богатство

или наслаждаться общением с женщинами. Поэтому санньяси-

домохозяин (а он изучал Веды) был совершенно сбит с толку.

Многие санньяси изучают Веды, например, санньяси Варанаси

всецело посвящают себя изучению Веданты. Однако у саннья-

си, о котором идет речь в повествовании, в отличии от них, и

в помине не было духа отречения. Шрила Прабхупада часто

говорил: «Чтобы стать санньяси, мало одеться, как санньяси».

Совершенно очевидно, что этот человек чужд отречения, и

Господь Чайтанья понял это, как только услышал его благо-

словения. Настоящий санньяси всегда стремится одарить людей

преданным служением и никогда не стал бы давать мирских

благословений.

60-62. Господь Чайтанья сказал санньяси: «Пожалуйста,

выслушай Меня, о санньяси-госвами. Живое существо ест опре-

деленную пищу и попадает в определенные ситуации именно бла-

годаря своей прошлой карме. Если человек приходит в этот мир

только для того, чтобы наслаждаться богатством и семейными

отношениями, почему же тогда в момент смерти

Навигация:

Страница 82
Страница 81
-- Страница 80 --
Страница 79
Страница 78