Джагай и Мадхай, которых освободил Шри
Чайтанья Махапрабху. Сравнивая себя с ними, Рупа и
Санатана приходят к выводу, что они сами намного хуже.
Господу было легко освободить Джагая и Мадхая. Если
не принимать во внимание склонность совершать грехи,
жизнь двух братьев была замечательной: они принадле-
жали к Навадвипской касте брахманов, которые по своей
природе богобоязненны, и хотя Джагай и Мадхай из-за
плохого общения то и дело грешили, это можно было
легко устранить повторением святого имени Господа.
Следующее преимущество Джагая и Мадхая состояло
в том, что, будучи брахманами, они никогда не шли ни
к кому в услужение. Шастры запрещают брахманам на-
ниматься на работу к кому бы то ни было, потому что
работник ведет себя, подобно собаке. Без хозяина собака
не может жить беззаботно, и поэтому, чтобы хозяин был
доволен, ей приходится досаждать своим лаем ни в чем не
повинным людям. Так же и работник, повинуясь приказу
своего господина, вынужден совершать отвратительные
поступки.
Итак, Дабир Кхас и Сакара Маллик, сравнивая себя
с Джагаем и Мадхаем, приходят к выводу, что положение
двух греховных братьев было все же более завидным.
Джагай и Мадхай никогда не служили недостойным лю-
дям, никогда не совершали низких поступков по приказу
недостойного хозяина. Правда, они, богохульствовали,
повторяя имя Шри Чайтаньи Махпрабху, но поскольку
они все же его повторяли, это освободило их от последс-
122
Шри Чайтанья-чаритамрита
твий совершенных ими грехов, и поэтому они могли
спастись.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Рупа и Са-
натана Госвами объясняют здесь, почему они считают
себя более падшими, чем Джагай и Мадхай. И Рупа, и
Санатана служили мусульманскому царю, в то время
как Джагай и Мадхай были брахманами и ни к кому в
услужение не нанимались. Они были склонны к греху по
своей природе, тогда как Рупа и Санатана считали себя
грешниками, потому что служили опустившимся людям.
Джагай и Мадхай могли полностью освободиться от
последствий своих грехов, просто воспевая святое имя,
но Рупа и Санатана считали, что, поскольку они служат
падшим людям, то, даже если они и будут воспевать святое
имя, это ничего не изменит. Поэтому они говорят: «Тебе
легко было освободить Джагая и Мадхая. Спасти нас
гораздо трудней—мы не только сами падшие и грешные,
но еще и служим опустившимся людям». Иными словами,
их вина состоит еще и в том, что они общаются с недо-
стойными людьми.
Рупа и Санатана Госвами были министрами мусуль-
манского царя и помогали ему советами, как завоевывать
близлежащие государства, кроме того, отправляясь на
войну, царь часто оставлял Санатану Госвами управлять
государством вместо себя. Поскольку их действия при-
несли многим людям страдания и беспокойства, Рупа и
Санатана считают себя грешниками, и молитвы их полны
раскаяния.
Текст 195
томара анма лана томара карила ниндана
сеи нама ха-ила тара муктира карана
123
Шри Чайтанья-чаритамрита
Джагай и Мадхай произносили Твое имя, хотя при этом и
богохульствовали. К счастью, святое имя освободило их.
Текст 196
джагаи-мадхаи хаите коти коти гуна
адхама патита папи ами дуи джана
Мы в миллионы раз хуже Джагая и Мадхая. Мы куда
более падшие, опустившиеся и грешные.
Текст 197
млеччха-джати, млеччха-севи, кари млеччха-арма
го-брахмана-дрохи-санге амара сангама
По сути, мы уже давно принадлежим к касте мясоедов,
потому что служим им. Мы ничем не лучше их. Общаясь
с этими людьми, мы стали враждебно относиться к брах-
манам и коровам».
Комментарий Шрилы Прабхупады: Мясоедами называют
не только тех, кто родился в семье мясоедов, но и тех, кто с
ними общается. Шрила Рупа и Санатана Госвами говорят,
что просто общаясь с мясоедами, человек приобретает
их качества. Хотя в Индии в наши дни государственные
посты занимают люди, называющие себя брахманами, тем
не менее правительство поддерживает бойни, выступая
таким образом против ведической цивилизации, первый
принцип которого состоит в том, что от мясоедения и
одурманивающих средств необходимо воздерживаться.
В настоящее время в Индии и то, и другое поощряют,
поэтому так называемых ученых брахманов, руководящих
государством, согласно определению, данному Рупой и
Санатаной, следует отнести к опустившимся людям. Эти
124
Шри Чайтанья-чаритамрита
«брахманы» настолько озабочены тем, чтобы набить
свой кошелек, что ни бойни, ни другая запрещенная де-
ятельность протеста у них не вызывает. Так, пренебрегая
принципами ведической культуры и поддерживая убийс-
тво коров, они скатываются до уровня млеччх и яванов.
Млеччха означает «мясоед», а явана—«тот, кто оставил
принципы ведической культуры». И такие люди сейчас
находятся у власти. Стоит ли в таком случае ожидать, что
в стране будут царить мир и процветание?
Царь или президент страны должны быть предста-
вителями Верховной Личности Бога. Когда Махарадж
Юдхиштхира принимал правление в Бхарата-варше (ран-
нее Бхарата-варша включала в себя всю нашу планету со
всеми ее материками и океанами), он обратился за разре-
шением к таким авторитетам как Бхишмадев и Господь
Кришна. Во времена правления Махараджа Юдхиштхиры
религиозные принципы никогда не нарушались. Однако
современные главы государств всячески пренебрегают
религиозными принципами. Невежественные люди го-
лосуют за законы, которые противоречат принципам
шастр, и глава государства эти законы принимает, со-
вершая грех.
Оба брата, Санатана и Рупа Госвами, признают
себя виновными в таких действиях, и, несмотря на то,
что родились они в семье брахмана, причисляют себя к
млеччхам.
Текст 198
мора карма, мора хате-галайа бандхийа
ку-вишайа-виштха-гарте дийачхе пхелаийа
Два брата, Сакара Маллик и Дабир Кхас, очень смиренно
125
Шри Чайтанья-чаритамрита
сказали, что из-за своей отвратительной деятельности они
сейчас, связанные по рукам и ногам, брошены в сточную
канаву, наполненную омерзительными, похожими на
испражнения, объектами материального чувственного
наслаждения.
Комментарий Шрилы Прабхупады: Шрила Бхактисид-
дханта Сарасвати Тхакур объясняет слова ку-вишайа
гарта следующим образом: «Идя на поводу у чувств, мы
запутались в попытках всячески их удовлетворять и стали
рабами материальной природы. Это рабство называется
вишая. Когда человек удовлетворяет свои чувства в рам-
ках предписаний шастр, такая деятельность называется
су-вишая. Слово су означает „благость“, а вишая—„объ-
екты