Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 26 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 26

Джагай и Мадхай, которых освободил Шри

Чайтанья Махапрабху. Сравнивая себя с ними, Рупа и

Санатана приходят к выводу, что они сами намного хуже.

Господу было легко освободить Джагая и Мадхая. Если

не принимать во внимание склонность совершать грехи,

жизнь двух братьев была замечательной: они принадле-

жали к Навадвипской касте брахманов, которые по своей

природе богобоязненны, и хотя Джагай и Мадхай из-за

плохого общения то и дело грешили, это можно было

легко устранить повторением святого имени Господа.

Следующее преимущество Джагая и Мадхая состояло

в том, что, будучи брахманами, они никогда не шли ни

к кому в услужение. Шастры запрещают брахманам на-

ниматься на работу к кому бы то ни было, потому что

работник ведет себя, подобно собаке. Без хозяина собака

не может жить беззаботно, и поэтому, чтобы хозяин был

доволен, ей приходится досаждать своим лаем ни в чем не

повинным людям. Так же и работник, повинуясь приказу

своего господина, вынужден совершать отвратительные

поступки.

Итак, Дабир Кхас и Сакара Маллик, сравнивая себя

с Джагаем и Мадхаем, приходят к выводу, что положение

двух греховных братьев было все же более завидным.

Джагай и Мадхай никогда не служили недостойным лю-

дям, никогда не совершали низких поступков по приказу

недостойного хозяина. Правда, они, богохульствовали,

повторяя имя Шри Чайтаньи Махпрабху, но поскольку

они все же его повторяли, это освободило их от последс-

122

Шри Чайтанья-чаритамрита

твий совершенных ими грехов, и поэтому они могли

спастись.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Рупа и Са-

натана Госвами объясняют здесь, почему они считают

себя более падшими, чем Джагай и Мадхай. И Рупа, и

Санатана служили мусульманскому царю, в то время

как Джагай и Мадхай были брахманами и ни к кому в

услужение не нанимались. Они были склонны к греху по

своей природе, тогда как Рупа и Санатана считали себя

грешниками, потому что служили опустившимся людям.

Джагай и Мадхай могли полностью освободиться от

последствий своих грехов, просто воспевая святое имя,

но Рупа и Санатана считали, что, поскольку они служат

падшим людям, то, даже если они и будут воспевать святое

имя, это ничего не изменит. Поэтому они говорят: «Тебе

легко было освободить Джагая и Мадхая. Спасти нас

гораздо трудней—мы не только сами падшие и грешные,

но еще и служим опустившимся людям». Иными словами,

их вина состоит еще и в том, что они общаются с недо-

стойными людьми.

Рупа и Санатана Госвами были министрами мусуль-

манского царя и помогали ему советами, как завоевывать

близлежащие государства, кроме того, отправляясь на

войну, царь часто оставлял Санатану Госвами управлять

государством вместо себя. Поскольку их действия при-

несли многим людям страдания и беспокойства, Рупа и

Санатана считают себя грешниками, и молитвы их полны

раскаяния.

Текст 195

томара анма лана томара карила ниндана

сеи нама ха-ила тара муктира карана

123

Шри Чайтанья-чаритамрита

Джагай и Мадхай произносили Твое имя, хотя при этом и

богохульствовали. К счастью, святое имя освободило их.

Текст 196

джагаи-мадхаи хаите коти коти гуна

адхама патита папи ами дуи джана

Мы в миллионы раз хуже Джагая и Мадхая. Мы куда

более падшие, опустившиеся и грешные.

Текст 197

млеччха-джати, млеччха-севи, кари млеччха-арма

го-брахмана-дрохи-санге амара сангама

По сути, мы уже давно принадлежим к касте мясоедов,

потому что служим им. Мы ничем не лучше их. Общаясь

с этими людьми, мы стали враждебно относиться к брах-

манам и коровам».

Комментарий Шрилы Прабхупады: Мясоедами называют

не только тех, кто родился в семье мясоедов, но и тех, кто с

ними общается. Шрила Рупа и Санатана Госвами говорят,

что просто общаясь с мясоедами, человек приобретает

их качества. Хотя в Индии в наши дни государственные

посты занимают люди, называющие себя брахманами, тем

не менее правительство поддерживает бойни, выступая

таким образом против ведической цивилизации, первый

принцип которого состоит в том, что от мясоедения и

одурманивающих средств необходимо воздерживаться.

В настоящее время в Индии и то, и другое поощряют,

поэтому так называемых ученых брахманов, руководящих

государством, согласно определению, данному Рупой и

Санатаной, следует отнести к опустившимся людям. Эти

124

Шри Чайтанья-чаритамрита

«брахманы» настолько озабочены тем, чтобы набить

свой кошелек, что ни бойни, ни другая запрещенная де-

ятельность протеста у них не вызывает. Так, пренебрегая

принципами ведической культуры и поддерживая убийс-

тво коров, они скатываются до уровня млеччх и яванов.

Млеччха означает «мясоед», а явана—«тот, кто оставил

принципы ведической культуры». И такие люди сейчас

находятся у власти. Стоит ли в таком случае ожидать, что

в стране будут царить мир и процветание?

Царь или президент страны должны быть предста-

вителями Верховной Личности Бога. Когда Махарадж

Юдхиштхира принимал правление в Бхарата-варше (ран-

нее Бхарата-варша включала в себя всю нашу планету со

всеми ее материками и океанами), он обратился за разре-

шением к таким авторитетам как Бхишмадев и Господь

Кришна. Во времена правления Махараджа Юдхиштхиры

религиозные принципы никогда не нарушались. Однако

современные главы государств всячески пренебрегают

религиозными принципами. Невежественные люди го-

лосуют за законы, которые противоречат принципам

шастр, и глава государства эти законы принимает, со-

вершая грех.

Оба брата, Санатана и Рупа Госвами, признают

себя виновными в таких действиях, и, несмотря на то,

что родились они в семье брахмана, причисляют себя к

млеччхам.

Текст 198

мора карма, мора хате-галайа бандхийа

ку-вишайа-виштха-гарте дийачхе пхелаийа

Два брата, Сакара Маллик и Дабир Кхас, очень смиренно

125

Шри Чайтанья-чаритамрита

сказали, что из-за своей отвратительной деятельности они

сейчас, связанные по рукам и ногам, брошены в сточную

канаву, наполненную омерзительными, похожими на

испражнения, объектами материального чувственного

наслаждения.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Шрила Бхактисид-

дханта Сарасвати Тхакур объясняет слова ку-вишайа

гарта следующим образом: «Идя на поводу у чувств, мы

запутались в попытках всячески их удовлетворять и стали

рабами материальной природы. Это рабство называется

вишая. Когда человек удовлетворяет свои чувства в рам-

ках предписаний шастр, такая деятельность называется

су-вишая. Слово су означает „благость“, а вишая—„объ-

екты

Навигация:

Страница 28
Страница 27
-- Страница 26 --
Страница 25
Страница 24