кшобха
татхапи томара гуне упаджайа лобха
Нас очень огорчает то, что мы не достойны Твоей милости.
Но с тех пор, как мы услышали о Твоих трансцендентных
качествах, нас очень влечет к Тебе.
Текст 205
вамана йаичхе чанда дхарите чахе каре
таичхе эи ванчха мора утхайе антаре
И правда, мы похожи на карлика, который хочет достать
луну. Хотя мы совершенно недостойны Твоей милости, в
нашем сердце пробудилось желание ее получить.
131
Шри Чайтанья-чаритамрита
Текст 206
бхавантам эванучаран нирантарах
прашанта-нихшеша-мано-ратнантарах
кадахам аикантика-нитйа-кинкарах
прахаршайишйами санатха-дживитам
Тот, кто постоянно служит Тебе, освобождается от всех
материальных страданий и обретает спокойствие. Когда
же я стану Твоим неразлучным и вечным слугой и всегда
буду радоваться тому, что у меня такой достойный пове-
литель?»
Текст 207
шуни’ махапрабху кахе,—шуна, дабира-кхаса
туми дуи бхаи,—мора пуратана даса
Выслушав молитвы Дабира Кхаса и Сакары Маллика,
Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Мой дорогой Дабир
Кхас, вы, два брата,—Мои вечные спутники.
Текст 208
аджи хаите дунхара нама ‘рупа’ ‘санатана’
даинйа чхада, томара даинйе пхате мора мана
Мой дорогой Сакара Маллик, с этого дня Я меняю ваши
имена, и отныне вы будете Шрила Рупа и Шрила Санатана.
А сейчас оставьте свое смирение, потому что оно разбивает
Мое сердце.
Текст 209
даинйа-патри ликхи’ море патхале бара бара
сеи патри-двара джани томара вйавахара
132
Шри Чайтанья-чаритамрита
Мне ясно ваше настроение. Вы написали Мне несколько
писем, которые свидетельствуют о вашем смирении.
Текст 210
томара хридайа ами джани патри-дваре
тома шикхаите шлока патхаила томаре
Благодаря вашим письмам Я смог понять, что у вас на
сердце. И в качестве наставления я послал вам следующий
стих:
Текст 211
пара-вйасанини нари
вйахрапи гриха-кармасу
тад эвасвадайатй антар
нава-санга-расайанам
„Если замужняя женщина любит другого мужчину, внешне
будет казаться, что она вся ушла в хлопоты по дому, но
мысленно она всегда будет наслаждаться своими отноше-
ниями с возлюбленным“».
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Рупа и Сана-
тана Госвами писали Господу Чайтанье о своем жела-
нии посвятить свои жизни Ему. Они беспокоились, что
вынуждены служить недостойным людям и искали спо-
соб оставить свою службу. О том, как Рупа и Санатана
Госвами оставили свои посты в правительстве мусульман-
ского царя, рассказывается в «Чайтанья-чаритамрите»:
Санатана Госвами представился больным, и, вместо того,
чтобы пойти на службу, сидел дома и изучал «Шримад-
Бхагаватам» с учеными брахманами. Мусульманскому
царю, никогда не питавшему слабости ни к брахманам,
133
Шри Чайтанья-чаритамрита
ни к шастрам, это не понравилось, и Санатану Госвами
арестовали. Далее подробно описана история о том, как
он сидел в тюрьме, и как ему удалось подкупить стражу
и выйти на волю.
Теперь Господь Чайтанья напоминает им стих,
который Он им послал в ответ на их письма, чтобы они
поняли, как им нужно выполнять свои обязанности.
Замужняя женщина, у которой есть любовник, постоянно
думает о нем, но свои обязанности по дому выполняет
неукоснительно. Они тоже должны были выполнять свои
обязанности, но в глубине души медитировать на Господа,
и тогда Господь со временем устранил бы все препятствия
в их жизни, чтобы они могли вручить себя Ему.
Подобные же указания получил и Рагхунатха дас
Госвами. В свое время он немало натерпелся от членов
своей семьи, которые наотрез отказывались разрешить
ему оставить дом, работу, семью и жену, и принять
прибежище у Господа Чайтаньи. Господь посоветовал
Рагхунатхе вернуться домой, к своей работе, и жить, как
живут обычные домохозяева, в глубине души приняв
прибежище Господа, и тогда Он очень скоро освободит
его из сточной канавы материалистичной жизни. Эти при-
меры помогают нам понять, что отречение должно быть
внутренним, а не внешним. Обезьяны живут в джунглях
и не носят одежды. Внешне это похоже на отречение, но
все, чем они занимаются, это прыгают по деревьям и со-
вокупляются с самками. Господь Чайтанья посоветовал
Рагхунатхе не принимать марката-вайрагью, «обезьянье
отречение».
Рупа и Санатана Госвами очень смиренно говорят о
себе, как о падших и опустившихся людях, которые, в то
же время, очень хотят получить милость Господа. Они рас-
134
Шри Чайтанья-чаритамрита
сказывают Господу о своих сокровенных надеждах: «Нас
очень огорчает то, что мы не достойны Твоей милости.
Но с тех пор, как мы услышали о Твоих трансцендентных
качествах, нас очень влечет к Тебе. Мы похожи на кар-
лика, который хочет достать Луну. Хотя мы совершенно
недостойны Твоей милости, в нашем сердце пробудилось
желание ее получить» (Ч.-ч., Мадхья-лила, 1.204-205). Та-
кова была их медитация. Если преданный действительно
хочет получить милость Господа, внешняя деятельность
не важна—не это привлекает внимание Господа. В «Бха-
гавад-гите» Кришна объясняет, что если человек внешне
сдерживает свои чувства, но ум его привязан к объектам
чувств, он притворщик и сам себя обманывает. Гораздо
лучше, если чувства заняты служением Господу. Именно
внутренняя сосредоточенность привлекает внимание
Господа.
Преданный очень хочет получить милость Господа.
Он медитирует на то, чтобы добиться Его благосклон-
ности, доставив Ему радость. Именно такое отношение
преданного нравится Господу и побуждает Его ответить
ему взаимностью. Бхава грахи джанардана—«Господа
интересует суть—то, как человек к Нему относится». В
«Чайтанья-Бхагавате» говорится, что неграмотный чело-
век говорит вишнайа намах, что с точки зрения грамма-
тики неверно. Образованный же человек скажет вишнаве
намаха. Но Господь отнесется к ним одинаково, потому
что Он, как уже было сказано, смотрит в корень, Его
интересует отношение человека. Даже если преданный
произносит молитву с ошибками, но своей молитвой
хочет доставить Господу радость, Кришна ее примет, не
обратив на ошибки внимания. Молитва не декламация.
В «Хари-бхакти-судходае» (3.11) сказано:
135
Шри Чайтанья-чаритамрита
бхагавад-бхакти-хинасйа
джатих шастрам джапас тапах
«Если человека не интересует преданное служение Гос-
поду, то его умение повторять ведические мантры, бла-
городное происхождение, аскетизм и знание шастр—не
более, чем украшения на теле мертвеца, и предназначено
лишь для того, чтобы угождать прихотям толпы». Нико-
му не удастся пустить пыль в глаза Всевышнему, умело
декламируя ведические мантры,—Господь бхава грахи
джанардана, Его интересует отношение человека к Нему,
то, на чем человек сосредоточен.