Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 28 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 28

кшобха

татхапи томара гуне упаджайа лобха

Нас очень огорчает то, что мы не достойны Твоей милости.

Но с тех пор, как мы услышали о Твоих трансцендентных

качествах, нас очень влечет к Тебе.

Текст 205

вамана йаичхе чанда дхарите чахе каре

таичхе эи ванчха мора утхайе антаре

И правда, мы похожи на карлика, который хочет достать

луну. Хотя мы совершенно недостойны Твоей милости, в

нашем сердце пробудилось желание ее получить.

131

Шри Чайтанья-чаритамрита

Текст 206

бхавантам эванучаран нирантарах

прашанта-нихшеша-мано-ратнантарах

кадахам аикантика-нитйа-кинкарах

прахаршайишйами санатха-дживитам

Тот, кто постоянно служит Тебе, освобождается от всех

материальных страданий и обретает спокойствие. Когда

же я стану Твоим неразлучным и вечным слугой и всегда

буду радоваться тому, что у меня такой достойный пове-

литель?»

Текст 207

шуни’ махапрабху кахе,—шуна, дабира-кхаса

туми дуи бхаи,—мора пуратана даса

Выслушав молитвы Дабира Кхаса и Сакары Маллика,

Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Мой дорогой Дабир

Кхас, вы, два брата,—Мои вечные спутники.

Текст 208

аджи хаите дунхара нама ‘рупа’ ‘санатана’

даинйа чхада, томара даинйе пхате мора мана

Мой дорогой Сакара Маллик, с этого дня Я меняю ваши

имена, и отныне вы будете Шрила Рупа и Шрила Санатана.

А сейчас оставьте свое смирение, потому что оно разбивает

Мое сердце.

Текст 209

даинйа-патри ликхи’ море патхале бара бара

сеи патри-двара джани томара вйавахара

132

Шри Чайтанья-чаритамрита

Мне ясно ваше настроение. Вы написали Мне несколько

писем, которые свидетельствуют о вашем смирении.

Текст 210

томара хридайа ами джани патри-дваре

тома шикхаите шлока патхаила томаре

Благодаря вашим письмам Я смог понять, что у вас на

сердце. И в качестве наставления я послал вам следующий

стих:

Текст 211

пара-вйасанини нари

вйахрапи гриха-кармасу

тад эвасвадайатй антар

нава-санга-расайанам

„Если замужняя женщина любит другого мужчину, внешне

будет казаться, что она вся ушла в хлопоты по дому, но

мысленно она всегда будет наслаждаться своими отноше-

ниями с возлюбленным“».

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Рупа и Сана-

тана Госвами писали Господу Чайтанье о своем жела-

нии посвятить свои жизни Ему. Они беспокоились, что

вынуждены служить недостойным людям и искали спо-

соб оставить свою службу. О том, как Рупа и Санатана

Госвами оставили свои посты в правительстве мусульман-

ского царя, рассказывается в «Чайтанья-чаритамрите»:

Санатана Госвами представился больным, и, вместо того,

чтобы пойти на службу, сидел дома и изучал «Шримад-

Бхагаватам» с учеными брахманами. Мусульманскому

царю, никогда не питавшему слабости ни к брахманам,

133

Шри Чайтанья-чаритамрита

ни к шастрам, это не понравилось, и Санатану Госвами

арестовали. Далее подробно описана история о том, как

он сидел в тюрьме, и как ему удалось подкупить стражу

и выйти на волю.

Теперь Господь Чайтанья напоминает им стих,

который Он им послал в ответ на их письма, чтобы они

поняли, как им нужно выполнять свои обязанности.

Замужняя женщина, у которой есть любовник, постоянно

думает о нем, но свои обязанности по дому выполняет

неукоснительно. Они тоже должны были выполнять свои

обязанности, но в глубине души медитировать на Господа,

и тогда Господь со временем устранил бы все препятствия

в их жизни, чтобы они могли вручить себя Ему.

Подобные же указания получил и Рагхунатха дас

Госвами. В свое время он немало натерпелся от членов

своей семьи, которые наотрез отказывались разрешить

ему оставить дом, работу, семью и жену, и принять

прибежище у Господа Чайтаньи. Господь посоветовал

Рагхунатхе вернуться домой, к своей работе, и жить, как

живут обычные домохозяева, в глубине души приняв

прибежище Господа, и тогда Он очень скоро освободит

его из сточной канавы материалистичной жизни. Эти при-

меры помогают нам понять, что отречение должно быть

внутренним, а не внешним. Обезьяны живут в джунглях

и не носят одежды. Внешне это похоже на отречение, но

все, чем они занимаются, это прыгают по деревьям и со-

вокупляются с самками. Господь Чайтанья посоветовал

Рагхунатхе не принимать марката-вайрагью, «обезьянье

отречение».

Рупа и Санатана Госвами очень смиренно говорят о

себе, как о падших и опустившихся людях, которые, в то

же время, очень хотят получить милость Господа. Они рас-

134

Шри Чайтанья-чаритамрита

сказывают Господу о своих сокровенных надеждах: «Нас

очень огорчает то, что мы не достойны Твоей милости.

Но с тех пор, как мы услышали о Твоих трансцендентных

качествах, нас очень влечет к Тебе. Мы похожи на кар-

лика, который хочет достать Луну. Хотя мы совершенно

недостойны Твоей милости, в нашем сердце пробудилось

желание ее получить» (Ч.-ч., Мадхья-лила, 1.204-205). Та-

кова была их медитация. Если преданный действительно

хочет получить милость Господа, внешняя деятельность

не важна—не это привлекает внимание Господа. В «Бха-

гавад-гите» Кришна объясняет, что если человек внешне

сдерживает свои чувства, но ум его привязан к объектам

чувств, он притворщик и сам себя обманывает. Гораздо

лучше, если чувства заняты служением Господу. Именно

внутренняя сосредоточенность привлекает внимание

Господа.

Преданный очень хочет получить милость Господа.

Он медитирует на то, чтобы добиться Его благосклон-

ности, доставив Ему радость. Именно такое отношение

преданного нравится Господу и побуждает Его ответить

ему взаимностью. Бхава грахи джанардана—«Господа

интересует суть—то, как человек к Нему относится». В

«Чайтанья-Бхагавате» говорится, что неграмотный чело-

век говорит вишнайа намах, что с точки зрения грамма-

тики неверно. Образованный же человек скажет вишнаве

намаха. Но Господь отнесется к ним одинаково, потому

что Он, как уже было сказано, смотрит в корень, Его

интересует отношение человека. Даже если преданный

произносит молитву с ошибками, но своей молитвой

хочет доставить Господу радость, Кришна ее примет, не

обратив на ошибки внимания. Молитва не декламация.

В «Хари-бхакти-судходае» (3.11) сказано:

135

Шри Чайтанья-чаритамрита

бхагавад-бхакти-хинасйа

джатих шастрам джапас тапах

«Если человека не интересует преданное служение Гос-

поду, то его умение повторять ведические мантры, бла-

городное происхождение, аскетизм и знание шастр—не

более, чем украшения на теле мертвеца, и предназначено

лишь для того, чтобы угождать прихотям толпы». Нико-

му не удастся пустить пыль в глаза Всевышнему, умело

декламируя ведические мантры,—Господь бхава грахи

джанардана, Его интересует отношение человека к Нему,

то, на чем человек сосредоточен.

Навигация:

Страница 30
Страница 29
-- Страница 28 --
Страница 27
Страница 26