Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 30 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 30

(Ч.-ч., Мадхья-лила, 4.197). Такие

экстатические чувства испытывала Шримати Радхарани

в разлуке с Кришной, когда Он оставил Вриндаван и от-

правился в Матхуру, то же самое чувствует и Мадхавендра

Пури. Поэтому он молится: айи дина-дайардра натха хе

матхура-натха кадавалокйасе—«Мой Господь, владыка

Матхуры, милостивый повелитель, где Ты теперь?»

Мадхавендра Пури был первым, в ком семя любви к

Господу дало плоды. Вторым был его преданный ученик,

Ишвара Пури. Ишвара Пури понимал настроение Мад-

хавендры Пури, и когда его духовный учитель испытывал

боль разлуки с Господом, Ишвара Пури читал стихи и

песни, которые были созвучны настроению учителя. У

Мадхавендры Пури был также другой ученик, Рамачанд-

ра Пури, который не мог понять чувство разлуки, которое

испытывал его духовный учитель. Ему казалось, что Мад-

хавендра Пури предается самому обычному отчаянию, и

он стал поучать своего гуру: «Если ты осознал Брахман,

тебе не о чем скорбеть,—и ссылался на шастры.—В „Бха-

гавад-гите“ Кришна говорит:

брахма-бхутах прасаннатма

141

Шри Чайтанья-чаритамрита

на шочати на канкшати

„Тот, кто пребывает в этом трансцендентном состоянии,

постигает Верховный Брахман и исполняется радости.

Он никогда не скорбит и ничего не желает. Он одинаково

расположен ко всем живым существам. Достигнув этого

состояния, человек обретает чистое преданное служение

Мне“».

Такое поведение ученика поразило Мадхавендру

Пури, он отругал его, прогнал и запретил попадаться

на глаза: «Если, оставляя тело, я буду видеть твое лицо,

то, несомненно, никогда не достигну желанной цели».

Поскольку Рамачандра Пури оскорбил своего духовного

учителя, а впоследствии и Господа Чайтанью, в его серд-

це проросли семена материальных желаний. В сердце же

Мадхавендры Пури, благодаря его смиренному служению

духовному учителю, проросло семя экстатической любви

к Господу.

Господь Чайтанья хотел не только распространять се-

мена экстатической любви, но также и вкушать их плоды.

Так и произошло: Он принял инициацию у Ишвары Пури,

ученика Мадхавендры Пури, получив таким образом тот

самый плод, который благодаря Ему некогда созрел в

сердце Мадхавендры.

Служение Мадхавендры Пури было настолько чис-

тым и возвышенным, что Господь жаждал его принять.

Шри Чайтанья Махапрабху говорил, что служение Мад-

хавендры Пури отвечает самым высоким требованиям, и

что Он будет следовать любому стандарту, который уста-

новил Мадхавендра Пури. В свое время с ним произошла

следующая история. Как-то во Вриндаване он прилег

отдохнуть, и вдруг увидел перед собой маленького, удиви-

143

Шри Чайтанья-чаритамрита

тельно красивого пастушка с кувшином молока. «Возьми

это молоко»—произнес мальчик и протянул ему кувшин.

Мадхавендра Пури был совершенно очарован его красо-

той, но все же не узнал своего возлюбленного Господа,

хотя Тот стоял прямо перед ним. «Откуда ты знаешь, что

я постился и голоден?»—удивился Мадхавендра Пури.

«Тебя уже несколько раз видели здесь пастухи, но ты ни

разу не был в деревне и не просил мадхукари. В нашей

деревне всего в достатке: и молока, и риса, и овощей. У

нас никто не постится»—объяснил мальчик, и, отдав ему

молоко, ушел, пообещав вскоре вернуться за кувшином.

Как обычно, Мадхавендра Пури целый день повторял

святые имена Господа; он ждал пастушка, но так и не

дождался, а ночью ему привиделся сон, будто пастушок

вернулся за кувшином и сказал: «Я так долго ждал, когда

ты придешь, чтобы служить Мне». Затем пастушок взял

Мадхавендру Пури за руку, повел в джунгли и показал

место, где находилось Божество Гопала. «Во времена,

когда на деревню часто нападали мусульмане,—сказал

пастушок,—пуджари пришлось спрятать Божество в лесу.

Здесь Оно находится до сих пор». Мальчик объяснил, что

Он и есть Гопал, и попросил Мадхавендру Пури найти

Его, установить и поклоняться Ему.

«Чайтанья-чаритамрита» подробно описывает, как

Мадхавендра Пури достал Божество, установил Его,

и с какой преданностью Ему поклонялся. Поклонение

проводилось по высокому стандарту. Слух о чудесном

появлении Гопала донесся до соседних деревень и их жи-

тели стали приходить к Божеству и приносить Ему что у

кого было—зерно, овощи, рис, гхи. Церемония аннакута

длилась несколько дней, люди потоками стекались к месту

установления Божества и приносили все необходимое для

145

Шри Чайтанья-чаритамрита

церемонии. Мадхавендра Пури дал посвящение брахма-

нам, пришедшим на церемонию, и все они стали его уче-

никами. Двум брахманам из Бенгалии он дал посвящение

и поручил служение Божеству Гопала.

Спустя какое-то время после церемонии установле-

ния Божество Гопала пришло к нему снова и попросило

сандаловой пасты из Джаганнатха Пури: «Будь так добр,

отправляйся туда поскорей. Никто, кроме тебя, не сможет

принести Мне сандаловую пасту». Мадхавендра Пури

обрадовался и тронулся в путь на восток, к Джаганнатха

Пури.

По дороге Мадхавендра Пури зашел в Шантипур и

остановился в доме Адвайты Ачарьи. Увидев, что Мадха-

вендра Пури проявляет признаки экстатической любви к

Богу, Адвайта Ачарья захотел стать его учеником, и Мад-

хавендра Пури дал Ему посвящение. У него было много

учеников. По сути, Господь Нитьянанда тоже принимал

его как Своего духовного учителя. Господь Нитьянанда,

Адвайта Ачарья, Ишвара Пури, Брахмананда Бхарати,

Парамананда Пури—все они были его учениками. Имен-

но поэтому Господь Чайтанья с таким почтением отно-

сился к Брахмананде Бхарати и Парамананде Пури—оба

они были учениками Мадхавендры Пури.

Текст 113

нритйа-гита кари’ джага-мохане васила

‘кйа кйа бхога лаге?’ брахмане пучхила

«Мадхавендра Пури танцевал и пел в храмовой комнате,

в которой обычно получают даршан Божества. Потом он

стал расспрашивать брахмана-пуджари о том, какие ку-

шанья они предлагают Божеству.

146

Шри Чайтанья-чаритамрита

Текст 114

севара сауштхава декхи’ анандита мане

уттама бхога лаге—этха буджхи анумане

Видя великолепие храмового поклонения, Мадхавендра

Пури сделал вывод, что Божеству предлагают только

самые лучшие блюда.

Текст 115

йаичхе иха бхога лаге, сакала-и пучхиба

таичхе бхийане бхога гопале лагаиба

Мадхавендра Пури подумал: «Надо расспросить пуджа-

ри, какие блюда они предлагают Гопинатху, а потом мы

сможем на нашей кухне готовить такие же блюда Шри

Гопалу».

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Поклоняясь

Господу в форме арча-виграхи, пуджари, слуги Господа,

чтобы доставить Ему радость, предлагают Божеству са-

мые изысканные блюда. Так было и

Навигация:

Страница 32
Страница 31
-- Страница 30 --
Страница 29
Страница 28