в храме Гопинатха,
где, как заметил Мадхавендра Пури, Господу готовили
превосходные кушанья.
Есть история о том, как Рагхава Пандит предлагал
своему Божеству кокосы. Кокосы в тех краях растут
повсюду, но Рагхава Пандит обошел всю округу, чтобы
найти место, где растут самые сладкие, и каждый день
проходил около тридцати километров, чтобы принести
десять самых лучших кокосов для своего Божества. Он мог
принести сразу сто и не ходить за ними каждый день, но
он хотел, чтобы кокосы были свежими, и поэтому прино-
сил десять—ровно столько, сколько было нужно на один
147
Шри Чайтанья-чаритамрита
день. В те времена это было не так легко, как в наши дни,
когда можно сесть в машину, отправиться в супермаркет и
купить все, что нужно. Но те, кто посвятил себя служению
Господу, хотят предлагать Ему только лучшее. Поэтому
Рагхава Пандит каждый день отправлялся в дорогу за
десятью кокосами, а вернувшись домой, клал их в воду,
чтобы остудить. Рагхава Пандит предлагал их Божеству
с такой любовью и преданностью, что Кришна лично
приходил и выпивал кокосовое молоко из всех орехов.
Господь был так им доволен! Когда Рагхава Пандит воз-
вращался и видел, что кокосы пусты, он разбивал орехи,
извлекал мякоть и предлагал ее Господу. А когда Господь
ее съедал, Рагхава Пандит предлагал Ему еще. Эти отно-
шения взаимной любви доставляли необычайную радость
и Рагхаве Пандиту, и Господу, который с огромным удо-
вольствием принимает подношения преданных.
Мадхавендре Пури захотелось узнать, какие блюда
пуджари предлагают Гопинатхе и по каким рецептам
они их готовят, чтобы потом, вернувшись домой, гото-
вить такие же блюда Гопалу. Устанавливая Божества в
храмах, Шрила Прабхупада старался научить преданных
поклоняться Господу, используя тот же подход. Он про-
сил всех пуджари приезжать в храм Лос-Анджелеса, где
были высокие стандарты поклонения, и учиться у них,
чтобы потом вернуться и повысить уровень поклонения
Божествам в своих храмах.
Преданные должны понять, что такое правильный
стандарт поклонения Божеству: нужно предлагать Бо-
жеству лучшее из того, что у нас есть, и, чтобы доставить
Господу удовольствие, добровольно жертвовать личными
удобствами. Мадхавендра Пури оставил Вриндаван и
отправился в Пури пешком, чтобы принести для Госпо-
148
Шри Чайтанья-чаритамрита
да сандаловую пасту и камфору. Именно таким должен
быть стандарт: нужно мириться с неудобствами для того,
чтобы поклонение Господу поддерживалось на высоком
уровне.
Пуджари должен встать рано утром, даже если ему
накануне удалось лечь спать только поздно ночью, и
все подготовить к тому времени, когда Божество при-
выкло просыпаться. Это касается не только пуджари,
но и других слуг. Стандарт, установленный однажды,
нужно поддерживать. Если преданные хотят доставить
Господу радость и терпят личные неудобства, Господь
будет очень доволен таким преданным служением. Наша
жизнь должна быть подчинена служению Божеству, а не
наоборот. До тех пор, пока мы не поднялись до уровня
спонтанного преданного служения, мы обязаны строго
следовать правилам и предписаниям. Именно поэтому
Шрила Прабхупада установил стандарт поклонения
Божествам и хотел, чтобы все преданные научились пра-
вильно следовать ему.
Текст 116
эи лаги’ пучхилена брахманера стхане
брахмана кахила саба бхога-виваране
Он спросил об этом у брахмана-пуджари, и тот подробно
объяснил ему, какие кушанья они готовят Божеству Го-
пинатха.
Текст 177
сандхйайа бхога лаге кшира—‘амрита-кели’-нама
двадаша мрит-патре бхари’ амрита-самана
149
Шри Чайтанья-чаритамрита
Брахман-пуджари сказал: «Вечером мы предлагаем Божес-
тву двенадцать горшков сладкого риса. По вкусу он как
нектар [амрита], и называется амрита-кели.
Текст 118
‘гопинатхера кшира’ бали’ прасиддха нама йара
притхивите аичхе бхога кахан нахи ара
Он славится на весь мир как гопинатха-кшира. Больше
нигде в мире не предлагают такой сладкий рис».
Текст 119
хена-кале сеи бхога тхакуре лагила
шуни’ пури-госани кичху мане вичарила
Пока Мадхавендра Пури говорил с брахманом-пуджари,
Божеству принесли сладкий рис. Узнав об этом, Мадха-
вендра подумал:
Текст 120
айачита кшира прасада алпа йади паи
свада джани’ таичхе кшира гопале лагаи
«Если бы они сами, без моей просьбы дали мне попробовать
немного сладкого риса, я мог бы приготовить такой же для
моего Господа Гопала».
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Мадхавендра
Пури не хотел и не стал бы просить. Он всего лишь по-
думал о том, что хорошо бы попробовать этот сладкий
рис. Но Господь узнал об этом сразу. Мадхавендра Пури
просил не для себя, а для Господа. Господь любит удов-
летворять сокровенные желания Своих преданных. Пре-
150
Шри Чайтанья-чаритамрита
данный ничего не хочет просить у Господа, но поскольку
желание существует и Господь о нем знает, это все равно,
как если бы он попросил Господа его выполнить.
Есть история о том, как Адвайта Ачарья пригласил
к себе Господа Чайтанью, чтобы накормить Его обедом.
Адвайте Ачарье очень хотелось попробовать остатков
пищи Господа, но Он беспокоился, удастся ли Ему по-
лучить хоть немного маха-прасада, если Господь Чай-
танья, как обычно, придет в сопровождении нескольких
санньяси.
Адвайта Ачарья готовил на кухне замечательный
пир, когда внезапно грозовые тучи затянули небо и на
Навадвипу обрушился ливень. Шел град, дул сильный
ветер, и только вокруг дома Адвайты Ачарьи было спо-
койно. Адвайта Ачарья готовил на кухне, а за окном
накрапывал дождик. Приготовив угощение, Он стал в
медитации предлагать его Господу, когда на пороге,
чтобы лично принять Его подношение, появился Сам
Господь Чайтанья—один, без сопровождающих. Ни один
санньяси не решился выйти на улицу в такую непогоду.
Господь сел, а Адвайта Ачарья стал Ему прислуживать.
Шри Чайтанья отведал все кушанья, но на каждой тарелке
почему-то оставлял немного пищи. «Почему Ты не ешь
все?»—спросил Адвайта Ачарья. «Адвайта, где Ты на-
учился так хорошо готовить?»—ушел от ответа Господь
Чайтанья. Господь знал, что у Адвайты Ачарьи на сердце.
Он хотел удовлетворить Его желание, и поэтому оставил
на каждой тарелке понемногу маха-прасада. Господь знает
все желания Своих преданных. Если у преданного есть
сокровенное желание и оно имеет отношение к Господу,
Господь будет рад его выполнить. Как в