Если преданный сосре-
доточен на Кришне, все остальное приложится, и все его
действия будут правильными. Но если человек внешне
делает что-то вроде бы для Господа, но при этом внутрен-
не сосредоточен на удовлетворении собственных чувств,
рассчитывать на милость Господа не приходится.
Чтобы получить милость Кришны, нужно чувство-
вать себя очень падшим, опустившимся, ни на что не
способным, и страстно желать обрести Его милость.
Следует брать пример с Рупы и Санатаны Госвами—они
считали себя недостойными милости Господа, и в то же
время очень хотели ее получить.
Текст 212
гауда-никата асите нахи мора прайоджана
тома-дунха декхите мора джхан агамана
«Я пришел в Бенгалию только для того, чтобы увидеть
вас, двух братьев.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Господь от-
136
Шри Чайтанья-чаритамрита
крывается Рупе и Санатане Госвами, Он сознается, что
они пленили Его, и Он пришел в Бенгалию только ради
них.
Текст 213
эи мора манера катха кеха нахи джане
сабе бале, кене аила рамакели-граме
Все спрашивают, что привело Меня в эту деревушку Ра-
макели, но никто не знает, зачем Я пришел сюда.
Текст 214
бхала хаила, дуи бхаи аила мора стхане
гхаре йаха, бхайа кичху на кариха мане
Так хорошо, что вы пришли повидать Меня. А теперь
ступайте домой и ничего не бойтесь.
Текст 215
джанме джанме туми дуи—кинкара амара
ачирате кришна томайа карибе уддхара
Вы Мои вечные слуги, из жизни в жизнь. Убежден, что
Кришна очень скоро вас освободит».
Текст 216
эта бали дунхара шире дхарила дуи хате
дуи бхаи прабху-пада нила ниджа матхе
Господь возложил на головы Рупы и Санатаны ладони, а
они, в свою очередь, поставили себе на голову Его лотос-
ные стопы.
137
Шри Чайтанья-чаритамрита
Текст 217
донха алингия прабху балила бхакта-гане
сабе крипа кари’ уддхараха дуи джане
Потом Господь обнял их и попросил всех присутствующих
преданных быть милостивыми к ним и благословить их.
Текст 218
дуи джане прабхура крипа декхи’ бхакта-гане
‘хари’ ‘хари’ бале сабе анандита-мане
Преданные были очень милостивы к двум братьям, и те,
обрадованные, стали повторять святое имя Господа: «Хари!
Хари!»
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Все вайшнавы
были счастливы, увидев, что Рупа и Санатана Госвами
получили милость Господа. Истинные вайшнавы неза-
вистливы. Если Господь уполномочивает одного из них
распространять святое имя по всему миру, они только ра-
дуются. В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада
пишет, что преданные должны радоваться, если Господь
проливает Свою милость на какого-нибудь вайшнава и
никогда не должны завидовать. «Вайшнав, который зави-
дует успеху другого вайшнава, на самом деле не вайшнав,
а заурядный материалист. Зачем истинный вайшнав стал
бы завидовать успеху в проповеди? Наоборот, он будет
очень рад выказать свое почтение преданному, который
обрел милость Господа.
Обычный материалист может одеться как вайшнав,
но вести себя как вайшнав он не может. В шастрах го-
ворится, что завистник не заслуживает уважения и его
нужно отвергнуть (упекша). Проповедник должен любить
138
Шри Чайтанья-чаритамрита
Верховную Личность Бога, дружить с вайшнавами, быть
милосердным к невинным, но отвергать завистливых и
избегать их. В Движении сознания Кришны завистников,
переодетых вайшнавами, достаточно много, и с ними не
следует иметь дел. Нет нужды служить тем, кто лишь вы-
рядился в одежды вайшнава, но не является им. Упоминая
о важности служения преданным, Нароттама дас Тхакур
при этом указывает на качества истинного вайшнава,
который заслуживает того, чтобы ему служили: чхадийа
ваишнава сева нистара пейечхе кеба; его слова не относятся
к заурядному завистнику, который лишь притворяется
преданным».
Текст 219
нитйананда, харидаса, шриваса, гададхара
мукунда, джагадананда, мурари, вакрешвара
Присутствовали все близкие спутники Господа: Нитьянан-
да Прабху, Харидас Тхакур, Шривас Тхакур, Гададхара
Пандит, Мукунда, Джагадананда, Мурари и Вакрешвар.
Текст 220
сабара чаране дхари, паде дуи бхаи
сабе бале,—дханйа туми, паиле госани
Два брата, Рупа и Санатана Госвами, прикоснулись к
лотосным стопам вайшнавов, которые от всей души поз-
дравили их с тем, что они получили милость Господа.
??????-????, 4.112-128
???????????, ???? 2000 ???
139
Шри Чайтанья-чаритамрита
Текст 112
ремунате каила гопинатха дарашана
танра рупа декхина хаила вихвала-мана
Добравшись до Южной Индии, Шри Мадхавендра Пури
навестил деревушку Ремуну, где находится Божество Го-
пинатха. Увидев прекрасное Божество, Мадхавендра Пури
не мог сдержать восторга.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Четвертая гла-
ва Мадхья-лилы рассказывает о том, какой возвышенной,
чистой, бескорыстной была преданность Мадхавендры
Пури, и как рад был Господь принимать от него служение.
Он лично являлся к нему несколько раз во снах и просил
его сделать для Него определенное служение.
Однажды Божество Гопала явилось к Мадхавендре
Пури во сне и сказало, что Ему так долго пришлось лежать
под палящими лучами солнца, что тело Его до сих пор
пылает, и понизить этот жар может только сандаловая
паста. Господь Сам, лично попросил Мадхавендру Пури
о служении. И Мадхавендра Пури отправился в Джаган-
натха Пури за сандаловой пастой для Гопала. По пути он
зашел в Ремуну, чтобы увидеть Божество Гопинатха.
Господь Чайтанья раздавал плоды экстатической
любви к Богу—это главная цель, с которой Он пришел
в этот мир. Он хотел распространить по всей земле сов-
местное воспевание святого имени Господа, заставить
людей танцевать от любви к Богу и испытывать вкус
насыщенного любовью преданного служения Господу в
одной из четырех основных рас. Господь посеял семена
любви к Господу, и первым это семя взошло и дало плоды
в сердце Мадхавендры Пури—он чувствовал экстати-
ческую любовь к Господу и проявлял высшие признаки
140
Шри Чайтанья-чаритамрита
этой любви. Он был первым ачарьей со времен Мадхвы,
который испытывал чувство разлуки в супружеской расе,
именно поэтому он ввел поклонение Радха-Кришне, хотя
после Лакшмипати и до Мадхавендры Пури преданные
поклонялись только Кришне, без Шримати Радхарани.
В стихотворении, написанном непосредственно перед
уходом из этого мира, Мадхавендра Пури обращается к
Господу: «Мой Господь, владыка Матхуры, милостивый
повелитель, где Ты теперь? Я не вижу Тебя, и мое неспо-
койное сердце бьется с перебоями. О, мой возлюблен-
ный, что мне делать?»