каила чури
С горшком сладкого риса в руках пуджари звал: «Саннья-
си по имени Мадхавендра Пури, подойди и возьми у меня
горшок сладкого риса. Гопинатх украл его для тебя!»
Комментарий Шрилы Прабхупады: Здесь раскрыта разни-
ца между абсолютной и относительной истиной. Господь
Гопинатх открыто называет Себя вором. Он украл гор-
шок сладкого риса и не скрывал этого, потому что Его
воровство—источник трансцендентного блаженства. В
материальном мире воровство наказуемо, но в духовном
мире, если Господь крадет что-нибудь, это доставляет
всем трансцендентное наслаждение. Негодяи-материалис-
ты, будучи не в состоянии постичь абсолютную природу
Личности Бога, порой обвиняют Господа Шри Кришну
в том, что Он аморален. Они не понимают, что Его, на
первый взгляд аморальные поступки (из которых Он,
кстати, не делает тайны), доставляют преданным удо-
вольствие. Эти поборники светской морали, не понимая
трансцендентного поведения Верховной Личности Бога,
стараются очернить Господа и поэтому сразу попадают
в разряд злодеев (негодяев, низших из людей, демонов,
и тех, чье знание похитила энергия иллюзии). Кришна
объясняет в «Бхагавад-гите» (7.15):
на мам душкритино мудхах
158
Шри Чайтанья-чаритамрита
прападйанте нарадхамах
майайапахрита-джнана
асурам бхавам ашритах
«Невежественные и глупые грешники, низшие из людей,
безбожники, а также те, чье знание украдено иллюзией,
никогда не вручают себя Мне».
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Господь не
таясь называет Себя вором. В комментарии Шрила Праб-
хупада объясняет, что между абсолютной и относительной
истиной есть разница. Все, что делает Господь, является
абсолютным духовным благом. Когда он крадет, Ему
нет нужды скрывать это, подобно ворам в материальном
мире. В материальном мире вор подлежит наказанию,
потому что присвоить вещь, которая принадлежит дру-
гому человеку,—преступление. В «Шримад-Бхагаватам»
приведено следующее определение вора:
йавад бхрийета джатхарам
тават сватвам хи дехинам
адхикам йо ’бхиманйета
са стено дандам архати
«Человек имеет право желать столько, сколько нужно,
чтобы поддерживать душу в теле, но тот, кто хочет
больше, чем необходимо, считается вором и подлежит
наказанию со стороны законов природы» (Бхаг., 7.14.8).
В «Бхагавад-гите» Кришна говорит также, что тех, кто
пользуются дарами полубогов, ничего не предлагая вза-
мен, тоже ждет наказание. В соответствии с шастрами
воровство наказуемо, поэтому воры обычно стараются
не афишировать свою деятельность. Однако, когда во-
рует Верховный Господь, Он не делает из этого тайны.
159
Шри Чайтанья-чаритамрита
Господь, воруя, руководствуется совершенно иными со-
ображениями, чем обычные воры в материальном мире,
и поэтому преданные, когда слушают о том, как Господь
что-нибудь украл, испытывают трансцендентное блаженс-
тво. Заурядным вором движет вожделение—желание за-
получить вещь, которая ему не принадлежит. Но Кришне
чуждо вожделение, Он атмарама, полностью удовлетво-
рен Собой и ни в чем не нуждается. Зачем же Он в таком
случае ворует? Почему совершает поступки, идущие
вразрез с правилами морали и этики? Почему нарушает
слово, как это некогда случилось на Курукшетре? Почему
склоняет Арджуну сражаться и убивать (что, кстати, тоже
неэтично)? Почему Господь Нрисимха убивает Хирань-
якашипу на глазах у его сына, Прахлады, а Прахлад, как
Шрила Прабхупада говорил в одной лекции, вместо того,
чтобы горевать, надевает на Него гирлянду и обращается
к Нему со словами «Мой дорогой Господь-убийца, святой
человек счастлив, когда видит, что скорпиона или змею
убивают»? Скорпионы и змеи—завистливые и злобные
создания, и Прахлад Махарадж относит своего отца к
той же породе злобных существ. Получается, что предан-
ные прославляют Господа за безнравственные поступки.
Кришна сбежал с поля битвы, когда на Него напал Джара-
сандха, а так поступает только трус. Но преданные знают,
что трусость здесь ни при чем—Кришна разбивал армию
Джарасандхи семнадцать раз и мог с легкостью разде-
латься с ним в восемнадцатый раз. У Господа была дру-
гая забота—Он получил письмо от Рукмини с просьбой
украсть ее, и не счел нужным терять время на сражение.
Со свойственным Ему отречением Господь пожертвовал
Своей воинской славой и оставил поле боя. Джарасандха
гнался за Господом до самых гор, и, чтобы избавиться от
160
Шри Чайтанья-чаритамрита
преследователя, Господь взобрался на одну из вершин,
устроил пожар и прыгнул в пропасть. Джарасандха счел,
что Кришна погиб, а Господь тем временем отправился
за Рукмини.
Кшатрий, который сбежал с поля боя, считается
трусом и подлежит наказанию. Кришна Сам в свое вре-
мя призывал Арджуну на Курукшетре вести себя, как
подобает кшатрию, и принять бой. Он говорил: «Если
ты оставишь поле битвы, тебя сочтут трусом, а это хуже
смерти». Тем не менее, Сам Он сбежал от Джарасандхи
вместо того, чтобы сражаться, и преданные прославляют
Его за это. В Индии есть много храмов Ранчорджи, где
Господу поклоняются как трусу, сбежавшему с поля боя.
Такова трансцендентная природа Верховного Господа.
Почему же преданным так нравятся поступки Госпо-
да, независимо от того, соответствуют они общепринятым
нормам морали и этики или нет? Потому что любое Его
деяние приносит абсолютное благо. Господь хочет выпол-
нить желание Своего преданного, и эту цель Он считает
главной—такова трансцендентная причина Его поступ-
ков. Например, он нарушил обещание не участвовать в
сражении на поле битвы Курукшетра, чтобы мог сдержать
свое слово Бхишмадев. Дурьйодхана обвинил Бхишму
(который был в войне на стороне Кауравов) в том, что
тот не сражается в полную силу и намеренно уступает
Пандавам. И Бхишма дал обет убить Пандавов, в том
числе и Арджуну. Он сказал: «Остановить меня сможет
только Кришна, но Он обещал в этой битве не браться за
оружие. Он колесничий Арджуны, не более». На следую-
щий день Бхишма сражался так яростно и беспощадно,
что судьба Арджуны была, казалось бы, предрешена. И
тогда Кришна сошел с колесницы, поднял колесо и бро-
161
Шри Чайтанья-чаритамрита
сился к Бхишме, чтобы остановить его. Господь нарушил
слово, вступив в бой и взявшись за оружие. Есть картина,
на которой мы видим, как Арджуна пытается схватить
Кришну, удержать Его. Он кричит: «Кришна, остано-
вись! Не делай этого! Ты олицетворение религии. Ты не
можешь нарушить