Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 33 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 33

каила чури

С горшком сладкого риса в руках пуджари звал: «Саннья-

си по имени Мадхавендра Пури, подойди и возьми у меня

горшок сладкого риса. Гопинатх украл его для тебя!»

Комментарий Шрилы Прабхупады: Здесь раскрыта разни-

ца между абсолютной и относительной истиной. Господь

Гопинатх открыто называет Себя вором. Он украл гор-

шок сладкого риса и не скрывал этого, потому что Его

воровство—источник трансцендентного блаженства. В

материальном мире воровство наказуемо, но в духовном

мире, если Господь крадет что-нибудь, это доставляет

всем трансцендентное наслаждение. Негодяи-материалис-

ты, будучи не в состоянии постичь абсолютную природу

Личности Бога, порой обвиняют Господа Шри Кришну

в том, что Он аморален. Они не понимают, что Его, на

первый взгляд аморальные поступки (из которых Он,

кстати, не делает тайны), доставляют преданным удо-

вольствие. Эти поборники светской морали, не понимая

трансцендентного поведения Верховной Личности Бога,

стараются очернить Господа и поэтому сразу попадают

в разряд злодеев (негодяев, низших из людей, демонов,

и тех, чье знание похитила энергия иллюзии). Кришна

объясняет в «Бхагавад-гите» (7.15):

на мам душкритино мудхах

158

Шри Чайтанья-чаритамрита

прападйанте нарадхамах

майайапахрита-джнана

асурам бхавам ашритах

«Невежественные и глупые грешники, низшие из людей,

безбожники, а также те, чье знание украдено иллюзией,

никогда не вручают себя Мне».

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Господь не

таясь называет Себя вором. В комментарии Шрила Праб-

хупада объясняет, что между абсолютной и относительной

истиной есть разница. Все, что делает Господь, является

абсолютным духовным благом. Когда он крадет, Ему

нет нужды скрывать это, подобно ворам в материальном

мире. В материальном мире вор подлежит наказанию,

потому что присвоить вещь, которая принадлежит дру-

гому человеку,—преступление. В «Шримад-Бхагаватам»

приведено следующее определение вора:

йавад бхрийета джатхарам

тават сватвам хи дехинам

адхикам йо ’бхиманйета

са стено дандам архати

«Человек имеет право желать столько, сколько нужно,

чтобы поддерживать душу в теле, но тот, кто хочет

больше, чем необходимо, считается вором и подлежит

наказанию со стороны законов природы» (Бхаг., 7.14.8).

В «Бхагавад-гите» Кришна говорит также, что тех, кто

пользуются дарами полубогов, ничего не предлагая вза-

мен, тоже ждет наказание. В соответствии с шастрами

воровство наказуемо, поэтому воры обычно стараются

не афишировать свою деятельность. Однако, когда во-

рует Верховный Господь, Он не делает из этого тайны.

159

Шри Чайтанья-чаритамрита

Господь, воруя, руководствуется совершенно иными со-

ображениями, чем обычные воры в материальном мире,

и поэтому преданные, когда слушают о том, как Господь

что-нибудь украл, испытывают трансцендентное блаженс-

тво. Заурядным вором движет вожделение—желание за-

получить вещь, которая ему не принадлежит. Но Кришне

чуждо вожделение, Он атмарама, полностью удовлетво-

рен Собой и ни в чем не нуждается. Зачем же Он в таком

случае ворует? Почему совершает поступки, идущие

вразрез с правилами морали и этики? Почему нарушает

слово, как это некогда случилось на Курукшетре? Почему

склоняет Арджуну сражаться и убивать (что, кстати, тоже

неэтично)? Почему Господь Нрисимха убивает Хирань-

якашипу на глазах у его сына, Прахлады, а Прахлад, как

Шрила Прабхупада говорил в одной лекции, вместо того,

чтобы горевать, надевает на Него гирлянду и обращается

к Нему со словами «Мой дорогой Господь-убийца, святой

человек счастлив, когда видит, что скорпиона или змею

убивают»? Скорпионы и змеи—завистливые и злобные

создания, и Прахлад Махарадж относит своего отца к

той же породе злобных существ. Получается, что предан-

ные прославляют Господа за безнравственные поступки.

Кришна сбежал с поля битвы, когда на Него напал Джара-

сандха, а так поступает только трус. Но преданные знают,

что трусость здесь ни при чем—Кришна разбивал армию

Джарасандхи семнадцать раз и мог с легкостью разде-

латься с ним в восемнадцатый раз. У Господа была дру-

гая забота—Он получил письмо от Рукмини с просьбой

украсть ее, и не счел нужным терять время на сражение.

Со свойственным Ему отречением Господь пожертвовал

Своей воинской славой и оставил поле боя. Джарасандха

гнался за Господом до самых гор, и, чтобы избавиться от

160

Шри Чайтанья-чаритамрита

преследователя, Господь взобрался на одну из вершин,

устроил пожар и прыгнул в пропасть. Джарасандха счел,

что Кришна погиб, а Господь тем временем отправился

за Рукмини.

Кшатрий, который сбежал с поля боя, считается

трусом и подлежит наказанию. Кришна Сам в свое вре-

мя призывал Арджуну на Курукшетре вести себя, как

подобает кшатрию, и принять бой. Он говорил: «Если

ты оставишь поле битвы, тебя сочтут трусом, а это хуже

смерти». Тем не менее, Сам Он сбежал от Джарасандхи

вместо того, чтобы сражаться, и преданные прославляют

Его за это. В Индии есть много храмов Ранчорджи, где

Господу поклоняются как трусу, сбежавшему с поля боя.

Такова трансцендентная природа Верховного Господа.

Почему же преданным так нравятся поступки Госпо-

да, независимо от того, соответствуют они общепринятым

нормам морали и этики или нет? Потому что любое Его

деяние приносит абсолютное благо. Господь хочет выпол-

нить желание Своего преданного, и эту цель Он считает

главной—такова трансцендентная причина Его поступ-

ков. Например, он нарушил обещание не участвовать в

сражении на поле битвы Курукшетра, чтобы мог сдержать

свое слово Бхишмадев. Дурьйодхана обвинил Бхишму

(который был в войне на стороне Кауравов) в том, что

тот не сражается в полную силу и намеренно уступает

Пандавам. И Бхишма дал обет убить Пандавов, в том

числе и Арджуну. Он сказал: «Остановить меня сможет

только Кришна, но Он обещал в этой битве не браться за

оружие. Он колесничий Арджуны, не более». На следую-

щий день Бхишма сражался так яростно и беспощадно,

что судьба Арджуны была, казалось бы, предрешена. И

тогда Кришна сошел с колесницы, поднял колесо и бро-

161

Шри Чайтанья-чаритамрита

сился к Бхишме, чтобы остановить его. Господь нарушил

слово, вступив в бой и взявшись за оружие. Есть картина,

на которой мы видим, как Арджуна пытается схватить

Кришну, удержать Его. Он кричит: «Кришна, остано-

вись! Не делай этого! Ты олицетворение религии. Ты не

можешь нарушить

Навигация:

Страница 35
Страница 34
-- Страница 33 --
Страница 32
Страница 31