Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 35 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 35

знает эту истину обо Мне, никогда не будет

связан последствиями своих действий» (Б.-г., 4.14). Живое

существо тоже может наслаждаться трансцендентным

счастьем.

мач-читта мад-гата-прана

бодхайантах параспарам

катхайанташ ча мам нитйам

тушйанти ча раманти ча

«Все мысли Моих преданных поглощены Мной, и вся

их жизнь посвящена Мне. Всегда делясь друг с другом

знанием и беседуя обо Мне, они испытывают огромное

удовлетворение и блаженство» (Б.-г., 10.9).

Шрила Прабхупада говорит в своем комментарии,

что может возникнуть вопрос: «Мыслимо ли очиститься,

прославляя Кришну, если учесть, что Он порой совершает

неэтичные поступки?» Однако этот вопрос следует задать

несколько иначе: «Раз уж преданные, прославляя Господа,

очищаются, правомерно ли называть Его поступки неэ-

тичными?» О какой аморальности Верховного Господа

может идти речь, если сердца преданных, прославляющих

Его деяния, развлечения, святое имя, очищаются! Если они

не только освобождаются от последствий своих прошлых

166

Шри Чайтанья-чаритамрита

грехов, но и уничтожают их исконную причину—грехо-

вные желания?

Преданные испытывают огромное удовольствие и

блаженство, слушая о прекрасных деяниях Верховного

Господа, о том, как Он наслаждается Своими играми.

В свою очередь Кришна ворует сладкий рис и йогурт

только потому, что такие развлечения в обществе чистых

преданных доставляют Ему наслаждение.

Мадхавендра Пури хотел попробовать амрита-кели,

сладкий рис, чтобы готовить такой же своему Господу

Гопалу, но устыдился своего желания, рассудив, что он

совершил оскорбление, поскольку рис еще не был пред-

ложен Божеству Гопинатха. Кришна, однако, счел, что

побуждения Мадхавендры Пури безупречно чисты, и,

поскольку Ему нравится, когда преданные Им управляют,

Он украл горшок со сладким рисом для Мадхавендры

Пури, чтобы выполнить его желание.

Кришна очень любит повиноваться Своим чистым

преданным—это доставляет Ему ни с чем не сравнимое

наслаждение. Подчиняя Свои действия желанию чисто-

го преданного, Господь может нарушить слово, украсть

что-нибудь или сбежать с поля боя. Кришна всегда стре-

мится выполнять желания Своих преданных, и именно

это стремление руководит Его поступками. Гопи покло-

нялись Катьяяни, потому что мечтали получить Кришну

в мужья. Их любовь была так чиста и бескорыстна, что

Кришной овладело желание осуществить их мечту. В Его

желании не было ничего от мирского вожделения. Но,

как Шрила Прабхупада говорит в комментарии, есть не-

годяи, которые не понимают трансцендентные поступки

Верховного Господа и возмущенно допытываются: «Как

Он мог украсть одежду у юных гопи?!» У них в голове не

167

Шри Чайтанья-чаритамрита

укладывается, как можно было украсть у гопи одежду,

пока они купались в реке, спрятать ее, а потом вынудить

их по одной выходить из реки и подходить к Нему за

своими сари и чоли. Но ведь Кришна просто выполнил их

желание, потому что женщины могут появляться в таком

виде, в каком гопи вышли из реки, только перед мужем.

Он не потакал Своему вожделению, а удовлетворял их

сокровенное желание.

Энергия Господа, йога-майа, которая всегда к услугам

Господа, устраивает все таким образом, чтобы желания

преданных были удовлетворены. Но негодяи, у которых

нет веры в Верховную Личность Бога, не могут понять Его

игры—трансцендентные развлечения Господа остаются

для них тайной за семью печатями. Они не в состоянии

постичь, какую цель преследует Господь.

Преданные никогда не пытаются подражать Госпо-

ду, они просто служат Ему и следуют Его наставлениям.

Шрила Прабхупада часто высказывался против сахад-

жий, которые имитируют раса-лилу Кришны. Это так

же пагубно, как пытаться выпить океан яда, подражая

Господу Шиве. «Они рвутся играть роль Кришны в тан-

це раса, но могут ли они поднять холм Говардхана, как

это сделал Господь? Им хочется подражать раса-лиле,

пусть тогда и холм поднимают!» Сахаджиям не терпится

войти в танец раса, и они жаждут слушать о нем просто

потому, что ими движет похоть. Они мечтают: «Если я

буду слушать об этих развлечениях Кришны, то научусь

им подражать и смогу наслаждаться с чужими женами».

Такой образ мыслей гибелен, потому что подражать де-

яниям Верховного Господа не в силах никто. Таких людей

Шрила Прабхупада называет негодяями.

168

Шри Чайтанья-чаритамрита

Комментарий Шрилы Прабхупады (продолжение): Не-

верующие негодяи, которые не в состоянии понять аб-

солютную природу Верховной Личности Бога, иногда

называют Господа Шри Кришну аморальным, но они не

знают, какое наслаждение доставляют преданным Его,

на первый взгляд идущие вразрез с правилами этики,

деяния. Не понимая трансцендентное поведение Верхов-

ной Личности Бога, эти негодяи клеймят Его позором и

поэтому заслуживают того, чтобы их назвали нечестив-

цами (негодяями, низшими из людей, демонами и теми,

чье знание похитила энергия иллюзии). Кришна говорит

в «Бхагавад-гите» (7.15):

на мам душкритино мудхах

прападйанте нарадхамах

майайапахрита-джнана

асурам бхавам ашритах

«Невежественные и глупые грешники, низшие из людей,

безбожники, а также те, чье знание украдено иллюзией,

никогда не предаются Мне». Неверующие негодяи не мо-

гут постичь, что Кришна абсолютен по природе, и любое

Его деяние суть благо».

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами (продолжение):

Об этом качестве Господа говорится в «Шримад-Бхагава-

там» (10.33.29). Личность, наделенная верховной властью,

может совершить действие по мирским понятиям непри-

глядное, но подходить к его поступкам с обычной меркой

нельзя. Солнце выпаривает воду не только из моря, но и

из сточных канав, в которых есть и моча, и другие нечис-

тоты, но само при этом не оскверняется. Наоборот, оно

очищает грязное место. Что бы вы ни бросили в огонь,

он поглотит все, не оскверняясь при этом, даже если в

169

Шри Чайтанья-чаритамрита

него положили что-то нечистое. Поэтому, когда человек

обращается к Господу с неподобающими намерениями,

желая достичь цели, которая противоречит морали, Гос-

пода это не осквернит, а человека—очистит. В «Шримад-

Бхагаватам» сказано:

акамах сарва-камо ва

мокша-кама удара-дхих

тиврена бхакти-йогена

йаджета пурушам парам

«Человек с возвышенным складом ума—исполнен ли он

материальных желаний, свободен от них или стремится

к освобождению—должен, во что бы то ни стало, покло-

няться высшему целому—Личности Бога» (Бхаг., 2.3.10).

Даже если у человека много материальных желаний,

Верховный Господь очистит его сердце, Сам при этом не

оскверняясь.

В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 22.38-39) есть

такой

Навигация:

Страница 37
Страница 36
-- Страница 35 --
Страница 34
Страница 33