стих:
кришна кахе,—‘ама бхадже, маге вишайа-сукха
амрита чхади’ виша маге,—эи бада мукха
ами—виджня, эи муркхе ‘вишайа’ кене диба?
сва-чаранамрита дийа ‘вишайа’ бхулаиба
«Кришна говорит: „Если человек занимается трансцен-
дентным преданным служением Мне, но в то же время
хочет богатства и материального наслаждения, он просто
глуп и похож на того, кто отказывается от нектара, что-
бы выпить яд. Но Я мудр и не стану давать этому глупцу
материальное благосостояние. Вместо этого Я дам ему
попробовать нектар прибежища Моих лотосных стоп
170
Шри Чайтанья-чаритамрита
и заставлю забыть материальное наслаждение“». Пусть
даже у человека есть материальные желания, но если он
приходит с ними к Господу, Господь очистит его сердце.
Есть ли у человека желания, нет ли, или он стремится
к освобождению,—в любом случае нужно поклоняться
Верховному Господу.
Комментарий Шрилы Прабхупады (продолжение): В
«Шримад-Бхагаватам» (10.29.15) сказано, что даже если
человек обращается к Верховному Господу, движимый
вожделением, гневом или страхом (кама кродха бхайам),
он обязательно очистится. Гопи были юные девушки, и
Кришна привлекал их как красивый юноша. На поверх-
ностный взгляд они обратились к Господу, побуждаемые
вожделением. Господь танцевал с ними в полночь, и с
точки зрения светской морали это безнравственно, потому
что ни замужняя, ни незамужняя девушка по ведическим
традициям не имеет права уйти из дома, чтобы развле-
каться и танцевать с молодым юношей. Хотя в глазах
обычных людей поступок гопи выглядит аморальным,
священные писания считают служение девушек Враджа
наивысшей формой поклонения, потому что страстное
желание, побудившее их темной ночью отправится в лес,
было обращено на Кришну.
Однако непреданные не в состоянии осознать это.
Кришну следует понять таким, каков Он есть на самом
деле (таттватах). Следует призвать на помощь здравый
смысл и спросить себя: если человек очищается, просто
повторяя святое имя Кришны, как Кришна может быть,
в таком случае, аморальным? К сожалению, в наше вре-
мя ведущими просветителями общества считают мате-
риалистов-невежд. Им предлагают правительственные
171
Шри Чайтанья-чаритамрита
посты, чтобы они учили народ принципам безбожия. В
«Шримад-Бхагаватам» (7.5.31) об этом сказано так: анд-
ха йатхандхаир упанийаманах—«Слепые ведут слепых».
Такие негодяи не имеют права обсуждать развлечения
Кришны и гопи, потому что их представления о Господе
далеки от действительности. Итак, обычные люди не
должны говорить об этих развлечениях. Непреданным
не стоит обсуждать даже то, как Господь крадет сладкий
рис для Своих преданных. Даже думать о таких играх
Господа для них опасно.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами (продолже-
ние): Непреданным опасно обсуждать сокровенные
игры Господа потому, что они зачастую приходят к вы-
воду, что могут им подражать. Они полагают, что могут
имитировать Господа, хотя это немыслимо, потому что
Господь—Верховный наслаждающийся. Такое желание
возникает у человека из зависти. Именно зависть привела
в материальный мир все обусловленные живые сущест-
ва,—зависть, желание подражать Кришне и наслаждаться
независимо от Него.
Только преданные могут понять, какие побуждения
руководят Господом и к каким целям Он стремится. Не-
преданные осознать этого не могут, и поэтому с ними не
стоит обсуждать сокровенные игры Господа. Знать сокро-
венное можно только о том, с кем вы поддерживаете близ-
кие отношения, кто вам доверяет. Мы не можем подойти
к незнакомому человеку и попросить его: «Не мог бы ты
мне рассказать о себе что-нибудь очень личное?» Поэтому,
пока человек не начинает служить Кришне, он не может
ничего узнать о Его личности. Постичь величие Господа
Кришны можно только, получив каплю милости с Его
172
Шри Чайтанья-чаритамрита
лотосных стоп. Ни умозрительные рассуждения, ни изу-
чение Вед в течение многих жизней, не помогут человеку
понять Господа. Тот, кто хочет узнать о Нем что-нибудь,
должен сначала получить Его милость. Иначе Кришна
так и останется тайной. Кришна говорит об этом так: «Ни
аскезы, ни жертвоприношения, ни благотворительность
не помогут человеку понять Меня. Только благодаря
бескорыстному преданному служению человек может
увидеть Меня таким, как Я стою сейчас перед тобой». Без
преданного служения Кришну понять не удастся.
Комментарий Шрилы Прабхупады (продолжение): Криш-
на наичистейший, но материалисты считают Его пове-
дение безнравственным, и это их оскверняет. Поэтому
Шри Чайтанья Махапрабху никогда не обсуждал игры
Кришны и гопи в присутствии посторонних. Он говорил
о них только с тремя близкими друзьями, но не на людях,
как это делают платные декламаторы, которые не в состо-
янии ни понять Кришну, ни правильно оценить уровень
слушателей. В то же время Шри Чайтанья Махапрабху
воодушевлял всех на совместное воспевание святых имен,
которое доступно каждому и которому можно посвящать
сколько угодно времени.
Комментарий Шрилы Нираджаны Свами (продолжение):
Кришна чистейший, но мирские люди, обсуждая Его со-
кровенные игры и осуждая Господа за «аморальность»,
оскверняются. Шрила Прабхупада предупреждает, что
им не следует не только обсуждать, но и думать об этих
развлечениях Господа. Шрила Прабхупада часто говорил:
«Если змея прикоснется языком к молоку, оно становится
ядовитым». Поэтому не следует слушать об играх Гос-
пода от непреданных и, в особенности, от майавади. Это
173
Шри Чайтанья-чаритамрита
все равно, что пить молоко, к которому прикоснулась
языком змея.
Чтобы понять развлечения Господа, следует служить
Ему с преданностью, повторяя Его святое имя. Шукадева
Госвами говорит об этом Махараджу Парикшиту:
этан нирвидйамананам
иччхатам акуто-бхайам
йогинам нрипа нирнитам
харер наманукиртанам
«О царь, постоянное повторение святого имени Господа
по примеру великих авторитетов, избавляет от страха и
сомнений и приводит к успеху любого—и того, у кого
нет никаких материальных желаний, и того, кто жаждет
материальных наслаждений, и даже того, кто, обладая
трансцендентным знанием, черпает удовлетворение в
самом себе» (Бхаг., 2.1.11). Нужно служить Господу,
повторять Его святое имя, и тогда появится способность
понимать Его игры. Повторение святых имен—главный
процесс, и он должен сопутствовать любому другому пре-
данному служению. Поэтому Шрила Прабхупада говорит
в заключительной части комментария: «Шри Чайтанья
Махапрабху воодушевлял всех на совместное воспевание
святых имен, которое доступно каждому и которому мож-
но посвящать сколько угодно времени». Шри Чайтанья
Махапрабху никогда