Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 36 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 36

стих:

кришна кахе,—‘ама бхадже, маге вишайа-сукха

амрита чхади’ виша маге,—эи бада мукха

ами—виджня, эи муркхе ‘вишайа’ кене диба?

сва-чаранамрита дийа ‘вишайа’ бхулаиба

«Кришна говорит: „Если человек занимается трансцен-

дентным преданным служением Мне, но в то же время

хочет богатства и материального наслаждения, он просто

глуп и похож на того, кто отказывается от нектара, что-

бы выпить яд. Но Я мудр и не стану давать этому глупцу

материальное благосостояние. Вместо этого Я дам ему

попробовать нектар прибежища Моих лотосных стоп

170

Шри Чайтанья-чаритамрита

и заставлю забыть материальное наслаждение“». Пусть

даже у человека есть материальные желания, но если он

приходит с ними к Господу, Господь очистит его сердце.

Есть ли у человека желания, нет ли, или он стремится

к освобождению,—в любом случае нужно поклоняться

Верховному Господу.

Комментарий Шрилы Прабхупады (продолжение): В

«Шримад-Бхагаватам» (10.29.15) сказано, что даже если

человек обращается к Верховному Господу, движимый

вожделением, гневом или страхом (кама кродха бхайам),

он обязательно очистится. Гопи были юные девушки, и

Кришна привлекал их как красивый юноша. На поверх-

ностный взгляд они обратились к Господу, побуждаемые

вожделением. Господь танцевал с ними в полночь, и с

точки зрения светской морали это безнравственно, потому

что ни замужняя, ни незамужняя девушка по ведическим

традициям не имеет права уйти из дома, чтобы развле-

каться и танцевать с молодым юношей. Хотя в глазах

обычных людей поступок гопи выглядит аморальным,

священные писания считают служение девушек Враджа

наивысшей формой поклонения, потому что страстное

желание, побудившее их темной ночью отправится в лес,

было обращено на Кришну.

Однако непреданные не в состоянии осознать это.

Кришну следует понять таким, каков Он есть на самом

деле (таттватах). Следует призвать на помощь здравый

смысл и спросить себя: если человек очищается, просто

повторяя святое имя Кришны, как Кришна может быть,

в таком случае, аморальным? К сожалению, в наше вре-

мя ведущими просветителями общества считают мате-

риалистов-невежд. Им предлагают правительственные

171

Шри Чайтанья-чаритамрита

посты, чтобы они учили народ принципам безбожия. В

«Шримад-Бхагаватам» (7.5.31) об этом сказано так: анд-

ха йатхандхаир упанийаманах—«Слепые ведут слепых».

Такие негодяи не имеют права обсуждать развлечения

Кришны и гопи, потому что их представления о Господе

далеки от действительности. Итак, обычные люди не

должны говорить об этих развлечениях. Непреданным

не стоит обсуждать даже то, как Господь крадет сладкий

рис для Своих преданных. Даже думать о таких играх

Господа для них опасно.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами (продолже-

ние): Непреданным опасно обсуждать сокровенные

игры Господа потому, что они зачастую приходят к вы-

воду, что могут им подражать. Они полагают, что могут

имитировать Господа, хотя это немыслимо, потому что

Господь—Верховный наслаждающийся. Такое желание

возникает у человека из зависти. Именно зависть привела

в материальный мир все обусловленные живые сущест-

ва,—зависть, желание подражать Кришне и наслаждаться

независимо от Него.

Только преданные могут понять, какие побуждения

руководят Господом и к каким целям Он стремится. Не-

преданные осознать этого не могут, и поэтому с ними не

стоит обсуждать сокровенные игры Господа. Знать сокро-

венное можно только о том, с кем вы поддерживаете близ-

кие отношения, кто вам доверяет. Мы не можем подойти

к незнакомому человеку и попросить его: «Не мог бы ты

мне рассказать о себе что-нибудь очень личное?» Поэтому,

пока человек не начинает служить Кришне, он не может

ничего узнать о Его личности. Постичь величие Господа

Кришны можно только, получив каплю милости с Его

172

Шри Чайтанья-чаритамрита

лотосных стоп. Ни умозрительные рассуждения, ни изу-

чение Вед в течение многих жизней, не помогут человеку

понять Господа. Тот, кто хочет узнать о Нем что-нибудь,

должен сначала получить Его милость. Иначе Кришна

так и останется тайной. Кришна говорит об этом так: «Ни

аскезы, ни жертвоприношения, ни благотворительность

не помогут человеку понять Меня. Только благодаря

бескорыстному преданному служению человек может

увидеть Меня таким, как Я стою сейчас перед тобой». Без

преданного служения Кришну понять не удастся.

Комментарий Шрилы Прабхупады (продолжение): Криш-

на наичистейший, но материалисты считают Его пове-

дение безнравственным, и это их оскверняет. Поэтому

Шри Чайтанья Махапрабху никогда не обсуждал игры

Кришны и гопи в присутствии посторонних. Он говорил

о них только с тремя близкими друзьями, но не на людях,

как это делают платные декламаторы, которые не в состо-

янии ни понять Кришну, ни правильно оценить уровень

слушателей. В то же время Шри Чайтанья Махапрабху

воодушевлял всех на совместное воспевание святых имен,

которое доступно каждому и которому можно посвящать

сколько угодно времени.

Комментарий Шрилы Нираджаны Свами (продолжение):

Кришна чистейший, но мирские люди, обсуждая Его со-

кровенные игры и осуждая Господа за «аморальность»,

оскверняются. Шрила Прабхупада предупреждает, что

им не следует не только обсуждать, но и думать об этих

развлечениях Господа. Шрила Прабхупада часто говорил:

«Если змея прикоснется языком к молоку, оно становится

ядовитым». Поэтому не следует слушать об играх Гос-

пода от непреданных и, в особенности, от майавади. Это

173

Шри Чайтанья-чаритамрита

все равно, что пить молоко, к которому прикоснулась

языком змея.

Чтобы понять развлечения Господа, следует служить

Ему с преданностью, повторяя Его святое имя. Шукадева

Госвами говорит об этом Махараджу Парикшиту:

этан нирвидйамананам

иччхатам акуто-бхайам

йогинам нрипа нирнитам

харер наманукиртанам

«О царь, постоянное повторение святого имени Господа

по примеру великих авторитетов, избавляет от страха и

сомнений и приводит к успеху любого—и того, у кого

нет никаких материальных желаний, и того, кто жаждет

материальных наслаждений, и даже того, кто, обладая

трансцендентным знанием, черпает удовлетворение в

самом себе» (Бхаг., 2.1.11). Нужно служить Господу,

повторять Его святое имя, и тогда появится способность

понимать Его игры. Повторение святых имен—главный

процесс, и он должен сопутствовать любому другому пре-

данному служению. Поэтому Шрила Прабхупада говорит

в заключительной части комментария: «Шри Чайтанья

Махапрабху воодушевлял всех на совместное воспевание

святых имен, которое доступно каждому и которому мож-

но посвящать сколько угодно времени». Шри Чайтанья

Махапрабху никогда

Навигация:

Страница 38
Страница 37
-- Страница 36 --
Страница 35
Страница 34