Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 34 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 34

слово. Пусть он лучше убьет меня, но

не нарушай обещание!» Но Кришна хотел защитить Ард-

жуну—и взялся за оружие; Он хотел, чтобы слово Бхишмы

осталось нерушимым—и Ему пришлось нарушить Свое.

Господь всегда готов сделать все, чтобы защитить честь

Своего чистого преданного. В «Бхагавад-гите» Кришна

говорит Арджуне: каунтейа пратиджанихи на ме бхак-

тах пранашйати—«Смело провозглашай, Арджуна, что

Мой преданный никогда не погибнет» (Б.-г., 9.31). Шрила

Прабхупада объясняет, почему Кришна не сказал об этом

Сам, а попросил Арджуну. Сам Господь не раз нарушал

обещание, и Ему могли не поверить, но слово преданного

Господа нерушимо—Кришна сделает все, чтобы то, что

сказал преданный, было истинным.

Господь нарушает слово, убегает с поля битвы,

ворует—йогурт, сладкий рис и чужих жен; Его поведе-

ние бывает странным и необъяснимым. Миллионы Его

жен—богини процветания, а Он ворует! Господь может

получить все, не утруждая Себя воровством. Но Он все же

поступает так, потому что у Него есть высшая цель.

Господь неподвластен законам этого мира, что и

подтверждает следующий стих:

на мам кармани лимпанти

на ме карма-пхале сприха

ити мам йо ’бхиджанати

кармабхир на са бадхйате

162

Шри Чайтанья-чаритамрита

«Никакая деятельность не в состоянии осквернить Меня, и

Я не стремлюсь к ее плодам. Кто постиг эту тайну, тот, как

и Я, никогда не будет связан последствиями своих дейс-

твий» (Б.-г., 4.14). Кришна—Верховная Личность Бога, и

законы природы действуют так, как Он задумал, Он выше

законов. Господь может действовать независимо, и, что

бы Он ни сделал, это не будет грехом. Могут спросить:

«Зачем же Господь вместо того, чтобы подавать пример

для подражания, совершает неблаговидные поступки?

Ведь Он Сам говорит:

йад йад ачарати шрештхас

тат тад эветаро джанах

са йат праманам куруте

локас тад анувартате

„Что бы ни делал великий человек, обыкновенные люди

следуют его примеру. И какие бы нормы ни устанавли-

вал он своим поведением, их придерживается весь мир“

(Б.-г., 3.21)».

Кришна иногда совершает неблаговидные поступки,

но это не значит, что Он аморален. Его действия, в отличие

от действий обычных людей, не влекут за собой последс-

твий. Мы не можем подражать Ему. Шукадева Госвами

в «Шримад-Бхагаватам», отвечая на вопрос Махараджи

Парикшита, приводит пример с Господом Шивой. После

того, как полубоги вспахтали океан, образовался яд, и

Господь Шива, чтобы спасти обитателей океана, выпил

его. С тех пор его стали звать Нилакантха, что означает

«синяя шея», потому что от яда его шея посинела. Господь

Шива мог выпить океан яда без всякого вреда для себя, но

если обычное живое существо попытается ему подражать,

это приведет его к гибели. Точно так же мы ни в коем слу-

163

Шри Чайтанья-чаритамрита

чае не можем подражать Кришне. Игры Господа—одно

из Его достояний. Он проявил их, чтобы живые существа

поняли, что Он—Верховный Господь. Деяния Господа

разнообразны—Он и учит Своим примером (выполняет

обязанности и следует предписаниям), и танцует темной

ночью с чужими женами. Если бы речь шла об обычном

человеке, полном вожделения, его поступки следовало бы

назвать аморальными, но Кришна свободен от вожделе-

ния, оно Ему несвойственно.

Во Второй песни «Шримад-Бхагаватам» Шрила

Прабхупада рассказывает о том, как Бхригу Муни, желая

испытать терпение Господа, поставил Ему ногу на грудь.

Господь ничуть не рассердился, потому что Он не под-

дается гневу. Шрила Прабхупада напоминает о том, что

гнев—порождение вожделения и намного могущественнее

его, а там, где нет гнева, нет и вожделения.

Порой Господь все же сердится (как это было в

случае с Ашваттхамой), и глаза Его от гнева становятся

красными. И Господь, и живые существа, населяющие

материальный мир, порой гневаются, но по разным

причинам. Гнев обусловленного живого существа по-

рождается неудовлетворенным вожделением—виродха

йукта кродха. Но в Господе нет вожделения, Он транс-

цендентен, не подвержен гневу, вожделению, жадности,

иллюзии и не испытывает материального счастья, как это

происходит с живыми существами, которыми управляют

три гуны материальной природы. Господь подчиняется

любви Своих преданных—только ей, и ничему иному.

Он полностью удовлетворен, Он —пуруша, Верховный

владыка, и наслаждается вечно—всегда. Это единствен-

ное, чем Он занят. В «Шветашватара Упанишад» (6.7-8)

об этом сказано так:

164

Шри Чайтанья-чаритамрита

на тасйа карйам каранам ча видйате

на тат-самаш чабхйадхикаш ча дришйате

парасйа шактир вивидхаива шруйате

свабхавики джнана-бала-крийа ча

«Верховный Господь не обязан делать что бы то ни

было, все происходит само собой по велению Его разно-

образных энергий. Никто не может с Ним сравниться».

Верховному Господу, творцу законов, владыке, нет нуж-

ды утруждать Себя и лично что бы то ни было делать.

Тело Его трансцендентно—не рождается, не умирает, не

болеет и не стареет, Он удовлетворен Сам в Себе. Мы

действуем, потому что несовершенны, потому что у нас

есть потребности и их приходится удовлетворять. «Все

должны работать,—говорит Кришна.—Живое существо

не перестает действовать даже на мгновение». Воплощен-

ная душа вынуждена действовать по своему определению:

раз она получает тело, она действует и пожинает плоды

своих действий.

йаджнартхат кармано ’нйатра

локо ’йам карма-бандханах

«Действие должно быть жертвоприношением Всевышнему

Господу, иначе оно порабощает человека в материальном

мире» (Б.-г., 3.9). Кришна не обязан ничего делать, но с

нами дело обстоит иначе—чтобы жить, мы, например,

должны есть, поддерживать тело. Нам приходится забо-

титься о теле, хотим мы этого или нет, и любая попытка

уклониться от этого чревата пагубными последствиями.

Попробуйте задать себе вопрос: «Что бы я стал де-

лать, если бы обстоятельства надо мной не довлели?» На

165

Шри Чайтанья-чаритамрита

этот вопрос у каждого заготовлен ответ—длинный список

желаний, ожидающих своего осуществления. Если бы нам

не приходилось делать то, что мы должны, мы бы делали

то, что нам хочется. Но у Кришны нет обязанностей—Он

просто наслаждается. Он Верховный наслаждающийся, ни

от кого не зависит и может делать все, что Ему нравится.

Но Господь не любит наслаждаться один, Ему хочется

поделиться с кем-то Своим счастьем. Поэтому Он гово-

рит: «Тот, кто

Навигация:

Страница 36
Страница 35
-- Страница 34 --
Страница 33
Страница 32