Между
Всевышним и Его вечными спутниками всегда существуют
любовные взаимоотношения, и Господь приходит в этот
мир исключительно для того, чтобы явить их миру.
Господь Чайтанья просил преданных отпустить Его
в Южную Индию якобы на поиски Вишварупы, Своего
старшего брата, который принял санньясу задолго до
описываемых событий. Для Джаганнатхи Мишры и Ша-
чиматы разлука с Вишварупой стала настоящим ударом,
но у них оставался Нимай, младший сын, и это примири-
ло их с горем. Нимай был для них дороже жизни, и они
радовались всему, что бы Он ни сделал.
В то время, когда Вишварупа принял отреченный
образ жизни, Нимай был совсем еще мал. Джаганнатха
Мишра очень боялся, что Нимай станет таким же ученым,
как Его старший брат, придет к выводу, что материаль-
ный мир полон иллюзий, и примет санньясу, следуя по Его
стопам. Для отца и матери это было бы концом всего, и
поэтому Джаганнатха Мишра решил, что Нимай должен
бросить учебу. Шачимата возразила ему, что если их сын
вырастет неучем, ни одна девушка не захочет выйти за
Него замуж, и Он так никогда и не станет домохозяином.
Но Джаганнатхе Мишре удалось убедить Шачимату в
своей правоте, и они объявили Нимаю о своем решении.
Джаганнатха Мишра сказал, что Верховная Личность
Бога, Господь Шри Кришна, заботится обо всех: «Я не-
богат, можно даже сказать беден, но, тем не менее, у нас
180
Шри Чайтанья-чаритамрита
в доме есть все необходимое».
Нимай послушался отца, но, поскольку Ему очень
нравилось учиться,—уже в то время Нимай был лучшим
учеником в школе,—Он был недоволен и вернулся к Сво-
им прежним шалостям. Именно в это время Он дал волю
Своему озорству, предупредив заранее Своего отца, что
все Его прежние выходки не будут идти ни в какое сравне-
ние с тем, что Он станет делать отныне. Маленький Нимай
был в точности как Кришна, который тоже очень любил
озорничать. С того дня Нимай и Его друзья делали, что
хотели. Они накрывались тканью и, изображая быков,
забирались по ночам в соседские сады и обрывали бананы.
Они закрывали снаружи двери домов, чтобы соседи не
могли выйти во двор по нужде, а сами стояли неподалеку
и умирали со смеху—шутка казалась им очень забавной.
И так день за днем—шалостям Нимая и Его друзей не
было конца.
Со временем стало ясно, что Нимай проказничает
только потому, что Джаганнатха Мишра запретил Ему
учиться. Как-то раз Нимай забрался на кучу немытых гор-
шков, уселся там и не пожелал слезать. Глиняные горшки
после приготовления пищи считаются оскверненными, и
поэтому тот, кто прикоснётся к ним, тоже оскверняется.
Друзья Нимая рассказали Шачимате, что ее сын сидит на
куче грязных горшков, она побежала во двор и убедилась
в том, что это правда. «Что Ты там делаешь?—восклик-
нула удивленная Шачимата.—Разве Ты не знаешь, что к
грязным горшкам нельзя прикасаться?» В ответ Нимай
изложил ей Свою философию, которая сводилась к тому,
что раз Он сидит на этих горшках, их нельзя назвать
грязными. Но Нимай был для Шачиматы просто сыном,
и она не отнеслась к Его намекам серьезно. Тогда Нимай
181
Шри Чайтанья-чаритамрита
добавил: «Откуда Мне знать, что грязное, а что чистое?
Я же неуч. Вы не разрешаете мне учиться, поэтому для
Меня что чистые горшки, что грязные—все едино!» Со-
седи, которые стояли рядом и слышали Его слова, очень
удивились. Они не могли понять, почему родители Нимая
запрещают Ему учиться: «Какой недоброжелатель дал
вам такой неподходящий совет? Наши оболтусы не хотят
учиться, и мы выбиваемся из сил, заставляя их ходить в
школу, а Ваш сын хочет учиться, но вы Ему запрещаете!
Почему?» В конце концов Джаганнатха Мишра сдался,
и Нимай опять пошел в школу, чему был несказанно рад.
Учеба Его совершенно поглотила. Он был лучшим учени-
ком, и со временем прославился как великий пандит.
Однажды ночью Джаганнатхе Мишре приснился
Нимай в одежде санньяси, с бритой головой. За Ним шли
тысячи Его последователей. Сон привел Джаганнатху
Мишру в смятение, потому что он понял: в ближайшее
время Нимай примет отреченный образ жизни, как и
Его старший брат Вишварупа. Очень скоро после этого
Джаганнатха Мишра оставил этот мир. Сама мысль о
том, что его сын примет отречение и покинет дом была
для него невыносима. Он ушел—а Шачимата осталась
одна с маленьким сыном. Нимай был для нее всем. Шачи-
мата готова была сделать что угодно, выполнить любой
Его каприз—лишь бы Он был доволен. Ее по-прежнему
страшила мысль: вдруг Нимай примет санньясу. Можете
себе представить, что она чувствовала, когда этот день
все же настал.
В «Чайтанья-Бхагавате» Шрила Вриндаван дас Тха-
кур рассказывает о том, как горевала Шачимата, узнав,
что ее сын, Нимай, принял санньясу. Казалось, ее тело
182
Шри Чайтанья-чаритамрита
покинула жизнь. Она всё думала и думала о Нимае—не
могла ни есть, ни пить, ни даже двигаться. Обитатели На-
вадвипы разделяли ее чувства. Адвайта Ачарья и другие
спутники Господа Чайтаньи из Навадвипы и Шантипу-
ра—все сокрушались и печалились. Но на следующий день
преданные услышали голос с небес, который возвестил:
«Хотя Я начал Свое путешествие, вскоре Я вернусь в
Навадвипу, не беспокойтесь. Я вернусь, мы будем вмес-
те, и Я выполню все ваши желания». Этот голос вернул
преданных к жизни, и они стали с нетерпением ждать
возвращения Господа Чайтаньи.
Путешествие в Южную Индию Господь Чайтанья
начал вскоре после описанных выше событий. Господь
шел туда проповедовать, но преданным сказал, что соби-
рается искать Своего старшего брата, Вишварупу. К тому
времени Он еще не раскрыл им Свои подлинные намере-
ния. Разумеется, Шри Чайтанья Махапрабху знал, что
Вишварупа оставил этот мир, вернее, перестал проявлять
Свои игры в теле Вишварупы, но вошел в тело Господа
Нитьянанды (поэтому