Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 38 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 38

Между

Всевышним и Его вечными спутниками всегда существуют

любовные взаимоотношения, и Господь приходит в этот

мир исключительно для того, чтобы явить их миру.

Господь Чайтанья просил преданных отпустить Его

в Южную Индию якобы на поиски Вишварупы, Своего

старшего брата, который принял санньясу задолго до

описываемых событий. Для Джаганнатхи Мишры и Ша-

чиматы разлука с Вишварупой стала настоящим ударом,

но у них оставался Нимай, младший сын, и это примири-

ло их с горем. Нимай был для них дороже жизни, и они

радовались всему, что бы Он ни сделал.

В то время, когда Вишварупа принял отреченный

образ жизни, Нимай был совсем еще мал. Джаганнатха

Мишра очень боялся, что Нимай станет таким же ученым,

как Его старший брат, придет к выводу, что материаль-

ный мир полон иллюзий, и примет санньясу, следуя по Его

стопам. Для отца и матери это было бы концом всего, и

поэтому Джаганнатха Мишра решил, что Нимай должен

бросить учебу. Шачимата возразила ему, что если их сын

вырастет неучем, ни одна девушка не захочет выйти за

Него замуж, и Он так никогда и не станет домохозяином.

Но Джаганнатхе Мишре удалось убедить Шачимату в

своей правоте, и они объявили Нимаю о своем решении.

Джаганнатха Мишра сказал, что Верховная Личность

Бога, Господь Шри Кришна, заботится обо всех: «Я не-

богат, можно даже сказать беден, но, тем не менее, у нас

180

Шри Чайтанья-чаритамрита

в доме есть все необходимое».

Нимай послушался отца, но, поскольку Ему очень

нравилось учиться,—уже в то время Нимай был лучшим

учеником в школе,—Он был недоволен и вернулся к Сво-

им прежним шалостям. Именно в это время Он дал волю

Своему озорству, предупредив заранее Своего отца, что

все Его прежние выходки не будут идти ни в какое сравне-

ние с тем, что Он станет делать отныне. Маленький Нимай

был в точности как Кришна, который тоже очень любил

озорничать. С того дня Нимай и Его друзья делали, что

хотели. Они накрывались тканью и, изображая быков,

забирались по ночам в соседские сады и обрывали бананы.

Они закрывали снаружи двери домов, чтобы соседи не

могли выйти во двор по нужде, а сами стояли неподалеку

и умирали со смеху—шутка казалась им очень забавной.

И так день за днем—шалостям Нимая и Его друзей не

было конца.

Со временем стало ясно, что Нимай проказничает

только потому, что Джаганнатха Мишра запретил Ему

учиться. Как-то раз Нимай забрался на кучу немытых гор-

шков, уселся там и не пожелал слезать. Глиняные горшки

после приготовления пищи считаются оскверненными, и

поэтому тот, кто прикоснётся к ним, тоже оскверняется.

Друзья Нимая рассказали Шачимате, что ее сын сидит на

куче грязных горшков, она побежала во двор и убедилась

в том, что это правда. «Что Ты там делаешь?—восклик-

нула удивленная Шачимата.—Разве Ты не знаешь, что к

грязным горшкам нельзя прикасаться?» В ответ Нимай

изложил ей Свою философию, которая сводилась к тому,

что раз Он сидит на этих горшках, их нельзя назвать

грязными. Но Нимай был для Шачиматы просто сыном,

и она не отнеслась к Его намекам серьезно. Тогда Нимай

181

Шри Чайтанья-чаритамрита

добавил: «Откуда Мне знать, что грязное, а что чистое?

Я же неуч. Вы не разрешаете мне учиться, поэтому для

Меня что чистые горшки, что грязные—все едино!» Со-

седи, которые стояли рядом и слышали Его слова, очень

удивились. Они не могли понять, почему родители Нимая

запрещают Ему учиться: «Какой недоброжелатель дал

вам такой неподходящий совет? Наши оболтусы не хотят

учиться, и мы выбиваемся из сил, заставляя их ходить в

школу, а Ваш сын хочет учиться, но вы Ему запрещаете!

Почему?» В конце концов Джаганнатха Мишра сдался,

и Нимай опять пошел в школу, чему был несказанно рад.

Учеба Его совершенно поглотила. Он был лучшим учени-

ком, и со временем прославился как великий пандит.

Однажды ночью Джаганнатхе Мишре приснился

Нимай в одежде санньяси, с бритой головой. За Ним шли

тысячи Его последователей. Сон привел Джаганнатху

Мишру в смятение, потому что он понял: в ближайшее

время Нимай примет отреченный образ жизни, как и

Его старший брат Вишварупа. Очень скоро после этого

Джаганнатха Мишра оставил этот мир. Сама мысль о

том, что его сын примет отречение и покинет дом была

для него невыносима. Он ушел—а Шачимата осталась

одна с маленьким сыном. Нимай был для нее всем. Шачи-

мата готова была сделать что угодно, выполнить любой

Его каприз—лишь бы Он был доволен. Ее по-прежнему

страшила мысль: вдруг Нимай примет санньясу. Можете

себе представить, что она чувствовала, когда этот день

все же настал.

В «Чайтанья-Бхагавате» Шрила Вриндаван дас Тха-

кур рассказывает о том, как горевала Шачимата, узнав,

что ее сын, Нимай, принял санньясу. Казалось, ее тело

182

Шри Чайтанья-чаритамрита

покинула жизнь. Она всё думала и думала о Нимае—не

могла ни есть, ни пить, ни даже двигаться. Обитатели На-

вадвипы разделяли ее чувства. Адвайта Ачарья и другие

спутники Господа Чайтаньи из Навадвипы и Шантипу-

ра—все сокрушались и печалились. Но на следующий день

преданные услышали голос с небес, который возвестил:

«Хотя Я начал Свое путешествие, вскоре Я вернусь в

Навадвипу, не беспокойтесь. Я вернусь, мы будем вмес-

те, и Я выполню все ваши желания». Этот голос вернул

преданных к жизни, и они стали с нетерпением ждать

возвращения Господа Чайтаньи.

Путешествие в Южную Индию Господь Чайтанья

начал вскоре после описанных выше событий. Господь

шел туда проповедовать, но преданным сказал, что соби-

рается искать Своего старшего брата, Вишварупу. К тому

времени Он еще не раскрыл им Свои подлинные намере-

ния. Разумеется, Шри Чайтанья Махапрабху знал, что

Вишварупа оставил этот мир, вернее, перестал проявлять

Свои игры в теле Вишварупы, но вошел в тело Господа

Нитьянанды (поэтому

Навигация:

Страница 40
Страница 39
-- Страница 38 --
Страница 37
Страница 36