Он никог-
да не делал ничего, что противоречило бы Его воле. Но
Джагадананда Пандит не понял, что Господь Нитьянанда
имеет в виду, и отправился за разъяснениями к Господу
Чайтанье. Увидев поломанную данду, Господь Чайтанья,
казалось, очень рассердился на Господа Нитьянанду, но
в душе Он был доволен, потому что Нитьянанда Прабху
сделал это из любви к Нему. Иногда Господь скрывает
Свое подлинное отношение к Своему преданному. Сле-
дующий стих—еще одно тому подтверждение.
Текст 21
джагадананда чахе ама вишайа бхунджаите
йеи кахе сеи бхайе чахийе карите
Джагадананда хочет, чтобы Я удовлетворял Свои чувства,
а Я боюсь его и все делаю, как он Мне велит.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: У Джага-
дананды Пандита совершенно особенные отношения
с Господом Чайтаньей. Ему было невыносимо больно
смотреть, как Господь Чайтанья совершает аскезы. Сер-
дце Джагадананды Пандита сжималось, когда он видел,
как Господь отдыхает на голой земле, и поэтому однажды
он смастерил что-то вроде матраца, набитого лоскутками
ткани, и передал его Говинде, слуге Господа Чайтаньи.
«Когда Господь Чайтанья захочет отдохнуть,—просил
его Джагадананда Пандит,—пусть Он ляжет на матрац».
Господь Чайтанья считал Своим долгом жить аскетично и
показывать пример тем, кто принял отречение. Поэтому,
увидев матрац, Он встревоженно спросил Говинду, кто
его сделал. Узнав, что матрац принес Джагадананда Пан-
188
Шри Чайтанья-чаритамрита
дит, Господь Чайтанья испугался: «Только не это! Если
матрац сделал Джагадананда Пандит, я знаю, что Меня
ждет, если Я на него не лягу!» Все же Господь отважился
отказаться от матраца и попросил Говинду унести его.
Но Сварупа Дамодара знал, что Джагадананда Пандит
очень расстроится и поэтому он набрал опавших листьев,
разорвал каждый из них на мелкие кусочки и положил
под накидку Господа Чайтаньи, чтобы получилось что-то
вроде матраца. Господь согласился-таки на него лечь, и
Джагадананда Пандит остался доволен.
Другой подобный случай произошел, когда Джага-
дананда Пандит принес Господу Чайтанье сандаловое
масло. У Шивананды Сены было много сандалового
масла, и Джагадананда Пандит взял у него один горшок
и принес Говинде, чтобы тот использовал его для Госпо-
да. Когда об этом узнал Господь Чайтанья, Он пришел
в смятение: «Джагадананда Пандит, верно, хочет, чтобы
я потакал Своим чувствам,—сказал Он Говинде.—Но
ведь Я санньяси. Если люди на улице почувствуют, что
от Меня пахнет сандаловым маслом, они решат, что Я
общаюсь с женщинами и умащиваю Себя сандаловым
маслом, чтобы казаться для них привлекательнее. Как
тогда Я смогу проповедовать? Это подорвет Мою репу-
тацию. Поэтому, чтобы старания Джагадананды Пандита
не пропали даром, отнеси-ка ты горшок с маслом в храм
Господа Джаганнатхи. Пусть используют его для арома-
тических лампад. Так оно, по крайней мере, пригодится
для служения Господу».
Говинда рассказал о решении Господа Чайтаньи
Джагадананде Пандиту, но тот стал уговаривать его пред-
ложить сандаловое масло Господу Чайтанье еще раз. Го-
190
Шри Чайтанья-чаритамрита
винда послушался, однако все было напрасно—Господь
наотрез отказался. Тогда рассерженный Джагадананда
Пандит сам отправился к Господу Чайтанье. «Я распо-
рядился отдать твое масло в храм Господа Джаганнат-
хи…»—начал было Господь, но Джагадананда Пандит со
словами: «Какое масло?! Я не приносил Тебе никакого
масла! Кто Тебе такое сказал?» схватил горшок в охапку,
выскочил во двор и бросил его оземь, разбив вдребезги.
Сердитый, он вернулся к себе домой, запер дверь, лег и
стал поститься.
Прошло три дня, и Господь Чайтанья, понимая, что
чувствует Джагадананда Пандит, решил пойти к нему
домой. Он постучал в дверь и сказал: «Джагадананда, ты
дома? Я хочу есть. Ты не мог бы приготовить для Меня
что-нибудь?» Услышав это, Джагадананда Пандит не-
медленно вскочил, и, хотя у него самого три дня крошки
во рту не было, он, страстно желая послужить Господу,
побежал за продуктами.
Джагадананда Пандит приготовил Господу Чайтанье
роскошный пир, усадил Его и стал наполнять тарелки.
Господь попробовал рис, и он Ему очень понравился:
«Джагадананда, несмотря на то, что ты зол на Меня, ты
так вкусно все приготовил! Я знаю: Кришна лично поп-
робовал все эти блюда». «Я ничего не готовил,—ответил
Джагадананда Пандит.—Этот пир—дело рук Того, кто
его сейчас ест, а я лишь инструмент в Его руках». С эти-
ми словами Джагадананда Пандит стал подкладывать
на тарелки добавку. Господь уже утолил голод, но, тем
не менее, отказаться от добавки не решился. Господь
очень боялся опять рассердить Джагадананду Пандита,
и поэтому ел все, что тот Ему предлагал. В конце концов
Он не выдержал: «Я съел столько, что хватило бы деся-
191
Шри Чайтанья-чаритамрита
терым, и не могу больше! Я санньяси и не имею права
есть изысканную пищу!» Однако Джагадананда Пандит
благодаря своей любви к Господу Чайтанье, вынудил Его
есть еще. Господь не хотел есть, а отказаться боялся. Он
опасался, что Джагадананда Пандит опять рассердится
и продолжит пост, чего Господу совсем не хотелось. Он
стал уговаривать Джагадананду Пандита поесть: «Пожа-
луйста, садись и возьми себе прасад». Но Джагадананда
Пандит отказался: «Мой Господь, многие преданные
помогали мне готовить. Позволь мне сначала накормить
их. Я дам им остатков Твоей пищи, а потом уж поем сам».
Господь Чайтанья вернулся домой и попросил Своего
слугу, Говинду, пойти к Джагадананде Пандиту и просле-
дить, чтобы тот поел. Господу очень не хотелось, чтобы
он постился. Собственно поэтому Господь Чайтанья и
попросил Джагадананду Пандита приготовить для Него
пир—Он боялся, что иначе Джагадананда Пандит будет
поститься неизвестно сколько.
Когда Господь Чайтанья говорит, что Джагаданан-
да Пандит заставляет Его удовлетворять чувства, Он не
упрекает его, а прославляет, хотя на первый взгляд это и
выглядит как упрек.
Особые отношения с Господом Чайтаньей были и у
Дамодары Пандита, прославившегося тем, как он отчи-
тывал Господа Чайтанью. Порой Дамодара Пандит вел
себя очень смело, полагая, что он вправе ругать Господа,
и Господь считал его в этом деле большим мастером.
Он отправил Дамодару Пандита в Навадвипу,