не обсуждал на людях развлечения
Кришны и гопи.
Если мы действительно хотим понять славу Верхов-
ной Личности Бога, то слушать о Нем нужно из правиль-
ных источников.
нитйа-сиддха кришна-према ‘садхйа’ кабху найа
шравананди-шуддха-читте карайе удайа
174
Шри Чайтанья-чаритамрита
«Чистая любовь к Кришне вечно находится в сердцах
живых существ, она не появляется извне. Если живое
существо слушает о Кришне, чистая любовь в его сердце
постепенно пробуждается, но важно слушать из правиль-
ного источника» (Ч.-ч., 22.107).
шриниватам сва-катхах кришнах
пунйа-шравана-киртанах
хридй антах стхо хй абхадрани
видхуноти сухрит сатам
«Шри Кришна, Личность Бога—Параматма (Сверхдуша)
в сердце каждого и благодетель чистого преданного, очи-
щает сердце преданного от стремления к материальным
наслаждениям, когда в том развивается потребность
слушать Его послания, которые добродетельны сами по
себе, если их правильно слушают и повторяют» (Бхаг.,
1.2.17).
Шрила Прабхупада написал очень подробный ком-
ментарий к стиху, в котором рассказывается о том, как
Гопинатх украл сладкий рис для Мадхавендры Пури.
Понять этот стих правильно очень важно.
??????-????, 7.2-21
???????????, 6 ?????? 1998 ????
Текст 2
джайа джайа шри-чаитанйа джайа нитйананда
джайадваита-чандра джайа гаура-бхакта-вринда
Слава, слава Господу Шри Чайтанье Махапрабху! Слава,
слава Господу Нитьянанде Прабху! Слава Адвайте Ачарье!
Слава, слава всем преданным Господа Чайтаньи!
175
Шри Чайтанья-чаритамрита
Текст 3
эи-мате сарвабхаумера нистара карила
дакшина-гамане прабхура иччха упаджила
Освободив Сарвабхауму Бхаттачарью, Господь пожелал
отправиться в Южную Индию проповедовать.
Текст 4
магха-шукла-пакше прабху карила саннйаса
пхалгуне асийа каила нилачале васа
Шри Чайтанья Махапрабху принял отречение во второй
половине месяца Магха, когда Луна росла. В следующем
месяце, Пхалгуне, Он отправился в Джаганнатха Пури и
поселился там.
Текст 5
пхалгунера шеше дола-йатра се декхила
премавеше танха баху нритйа-гита каила
В конце месяца Пхалгуна Господь присутствовал на цере-
монии Дола-ятра, и, как всегда, пел и танцевал от любви
к Господу.
Текст 6
чаитре рахи’ каила сарвабхаума-вимочана
ваишакхера пратхаме дакшина йаите хаила мана
Когда наступил месяц Чайтра, Господь освободил Сар-
вабхауму Бхаттачарью, а в начале следующего месяца,
Вайшакхи, Он решил отправиться в Южную Индию.
176
Шри Чайтанья-чаритамрита
Текст 7-8
ниджа-гана ани’ кахе винайа карийа
алингана кари’ сабайа шри-хасте дхарийа
тома-саба джани ами пранадхика кари’
прана чхада йайа, тома-саба чхадите на пари
Шри Чайтанья Махапрабху позвал всех Своих преданных
и, взяв их за руки, смиренно промолвил: «Все вы для Меня
дороже жизни. Я могу отказаться от нее, но оставить вас
Мне тяжело.
Текст 9
туми-саба бандху мора бандху-критйа каиле
ихан ани’ море джаганнатха декхаиле
Все вы Мои друзья. Вы привели Меня сюда, в Джаганнатха
Пури, дали Мне возможность увидеть в храме Господа
Джаганнатху, и, тем самым, выполнили обязанности дру-
зей.
Текст 10
ебе-саба-стхане муни магон эка дане
сабе мели’ аджна деха, йаиба дакшине
А сейчас Я молю вас об одной милости: пожалуйста,
позвольте Мне отправиться в путешествие по Южной
Индии.
*????-????—????????, ?? ??????? ???????? ????? ? ?????? ??????
?? ???????. ???????? ? ????? ???????? ? ?????? (????-??????).
177
Шри Чайтанья-чаритамрита
Текст 11
вишварупа-уддхеше авашйа ами йаба
экаки йаиба, кахо санге на ла-иба
Я пойду искать Вишварупу. Пожалуйста, простите Меня,
но Я хочу идти один, без спутников.
Текст 12
сетебандха хаите ами на аси йават
нилачале туми саба рахибе тават
До тех пор, пока Я не вернусь из Сетубандхи, вы, Мои
дорогие друзья, оставайтесь в Джаганнатха Пури».
Текст 13
вишварупа-сиддхи-прапти джанена сакала
дакшина-деша уддхарите карена эи чхала
Шри Чайтанья Махапрабху всеведущий, и Он знал, что
Вишварупа оставил этот мир. Но Он сделал вид, что не
знает об этом, чтобы отправиться в Южную Индию и ос-
вободить ее жителей.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: У Господа
Чайтаньи был замысел, в соответствии с которым Он
хотел отправиться в Южную Индию. Произошло это
вскоре после того, как Он принял санньясу и начал дви-
жение санкиртаны. Шри Чайтанья Махапрабху, Вер-
ховная Личность Бога, ни от кого не зависит, но все же
любовь преданных связывает Его настолько, что Он не
может уйти, не спросив их разрешения. Господь просит
преданных отпустить Его в Южную Индию, как просят
178
Шри Чайтанья-чаритамрита
о милости. Это одна из самых привлекательных черт Его
характера. Вся первая часть седьмой главы Мадхья-лилы
рассказывает о том, как любовь к преданным толкает
порой Господа на поступки, которые выглядят на первый
взгляд противоречиво. Преданные знают, что Господь не
зависит ни от кого, поэтому в ответ на Его просьбу они
говорят: «Дорогой Господь, Ты можешь делать все, что
пожелаешь, и мы не вправе распоряжаться Тобой». Но
Господь все же ставит Себя в подчиненное положение по
отношению к ним, Он возражает преданным, что не может
уйти, пока они Ему не позволят. На этом примере мы мо-
жем видеть, как Господь зависит от Своих преданных.
Похожая история произошла, когда Господь Чайта-
нья собрался во Вриндаван и стал просить разрешения у
Своих близких спутников, Сарвабхаумы Бхаттачарьи и
Рамананды Рая, отпустить его на время из Джаганнатха
Пури. «Пожалуйста, отпустите Меня во Вриндаван—про-
сил Господь.—Мне так хочется пойти!» Но Сарвабхаума
Бхаттачарья и Рамананда Рай под разными предлогами
задерживали Его в Пури. Сначала они предложили Ему
подождать, пока начнется праздник Дола-ятра*. Господь
подчинился. После праздника Господь Чайтанья вновь
обратился к ним с той же просьбой, но они не пустили
Его под предлогом того, что вот-вот начнется сезон дож-
дей, время для путешествий не подходящее, и Господу
пришлось остаться и ждать окончания сезона дождей. В
течение двух лет Господь снова и снова просил Сарваб-
хауму Бхаттачарью и Рамананду Рая отпустить Его во
Вриндаван, но разлука с Господом так страшила их, что
они Его не отпускали. Они не представляли себе, как бу-
дут жить, если Господь Чайтанья уйдет. Хотя Господь не
зависит ни от кого, все же Он подчиняется любви Своих
179
Шри Чайтанья-чаритамрита
преданных—таковы их отношения. Господь покоряет
преданных Своей любовью, преданные покоряют своей
любовью Его—в этом суть их любовных взаимоотноше-
ний.
Господь Чайтанья являл здесь Свои игры пятьсот лет
назад, но в духовном мире они проявлены вечно.