не «Кришна это источник Господа Вишну. Его необхо-
бояться, что он снова даст ростки. Преданное димо всегда помнить и никогда, ни при каких
служение искореняет грех так же быстро, как обстоятельствах, не забывать. Все правила и предпи-
солнечные лучи рассеивают туман» (ёхаг., 6.1.15). сания, содержащиеся в шастрах, служат этим двум
ёескорыстное преданное служение проявляется когда целям» («Падма-пурана» 1.2.8).
ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намас- Правила бывают двух видов: нишедхи (запре-
куру—преданный постоянно помнит о Кришне, как щающие) и видхи (предписывающие). Шрила Прабху-
об единственном объекте любви и преданности. Такое пада упоминает в комментарии, что преданный
памятование—единственная надежная защита. должен следовать правилам нишедхи—оставить
Шрила Прабхупада часто цитирует стих из «Чайтанья- греховную деятельность, иначе он не сможет разви-
чаритамриты»: вать сознание Кришны. И видхи, и нишедхи предна-
340 341
Милость в наставлениях «Учение царицы Кунти»
значены для преданных, которые пока не способны потому что Его присутствие гораздо сильнее ощу-
помнить о Кришне постоянно, и существуют для того, щается в разлуке. Именно тому, как любить Кришну в
чтобы помочь им научиться этому. Вайшнаву высокого разлуке, учил Господь Чайтанья». Преданные такого
уровня, который всегда осознает Кришну, не нужны уровня не перестают думать о Кришне ни на миг, но в
правила, чтобы регулировать жизнь, потому что он разлуке их любовь к Нему достигает вершины.
естественным образом избегает недозволенной Любовь в разлуке бывает нескольких видов.
деятельности и без усилий совершает благоприятную Первый: пурва-рага—предварительное влечение,
для сознания Кришны деятельность. Такой возвы- предшествующее первой встрече. Некоторые девушки-
шенный вайшнав уже развил в себе спонтанную паст/ушки, как рассказывается в «ёхагаватам»,
привязанность к Кришне, он помнит о Кришне влюбились в Кришну, еще ни разу не увидев Его, а
двадцать четыре часа в сутки, его ум и сердце сами просто узнав об Его играх или услышав, как Он играет
по себе устремляются к Господу—ему больше не на флейте, когда идет на пастбище. Гопи все время
нужно этому учиться. испытывают чувство разлуки, потому что их встречи
В выражении ман-мана бхава слово бхава с Кришной перемежаются расставаниями, причем
означает уровень экстатической любви к ёогу. Рупа йога-майа действует на них так, что каждая следующая
Госвами, описывая бхаву в «ёхакти-расамрита- встреча для них как первая. Такова роль йога-майи—
синдху», пишет, что этот уровень соответствует она усиливает и углубляет любовь преданных Голоки
трансцендентному уровню шуддха-саттвы, чистой Вриндаваны к Кришне. Еще одна разновидность
благости. Состояние бхавы сравнивают с солнцем любви в разлуке—мана, и ее испытывают гопи, когда
любви к ёогу, восходящим над горизонтом. Пре- рассердившись на Кришну, бросают Его. Этот гнев
данный, достигший этого уровня, непрерывно тоже усиливает их взаимную любовь. Следующая
испытывает различные вкусы и экстатические эмоции