разновидность любви в разлуке—праваса, страстное
любви к Кришне, и от этого его сердце смягчается. желание увидеть Кришну снова. Когда Кришна уехал
ёхаву называют преддверием премы, любви к ёогу. в Матхуру, гопи, мама Яшода, Нанда Махарадж и
Ум такого преданного постоянно сосредоточен на мальчики-пастушки остро переживали разлуку с Ним
размышлениях об объекте его любви. и жили только надеждой на Его возвращение. Разлуку
Шрила Прабхупада описывает в комментарии другого вида они испытывали еще до отъезда
признаки любви к ёогу, которые проявляются в Кришны, предчувствуя скорое расставание, сама
сердцах преданных Вриндаваны: «Мама Яшода, мысль о котором разбивала их сердца. Когда Кришна
Нанда Махарадж, Радхарани, гопи, коровы, телята, садился в колесницу и они видели, как Он уезжает,
пастушки только и делали, что плакали о Кришне, и они испытывали разлуку еще одного вида. Шрила
это позволяло им всегда чувствовать Его присутствие, Прабхупада пишет, что благодаря чувству разлуки,
342 343
Милость в наставлениях «Учение царицы Кунти»
которое переживали обитатели Враджа, Кришна которым невозможно подражать, небрежно обронив:
проявлялся в их сердцах, и поэтому они никогда с Ним «Конечно, я люблю Кришну». Люди порой пытаются
не расставались. Рупа Госвами объясняет в «ёхакти- подражать духовным чувствам, и, чтобы мы могли
расамрита-синдху», что хотя Кришна уехал в Матхуру отличить подлинные чувства от притворных, Рупа
и жил там сорок четыре года, любовь мамы Яшоды Госвами подробно описывает их проявления в
была такой же сильной, как в тот день, когда Он уехал, «ёхакти-расамрита-синдху».
и так же, как в тот день, молоко текло из ее груди. Рупа Госвами приводит девять качеств, прису-
Любовь, которую испытывают преданные, щих преданному на уровне бхавы. Он пишет, что, с
встречаясь с Кришной, тоже бывает разных видов. одной стороны, этим признакам невозможно под-
Еще ни разу не повстречавшись с Кришной, Шримати ражать, с другой стороны, их трудно скрыть, и поэтому
Радхарани уже знала о Нем и слышала, как Он играет они могут служить критерием того, достиг преданный
на флейте. Ей хотелось увидеть, как Кришна выглядит, бхавы или нет. Первый называется авйартха-
и Лалита и Вишакха нарисовали Его портрет. Взглянув калатвам, и указывает на то, что преданный не теряет
на портрет, Шримати Радхарани почувствовала времени зря и двадцать четыре часа в сутки служит
присутствие Кришны в изображении, смутилась, Кришне не только телом и речью, но также и умом.
потупилась и прикрыла лицо краешком сари. Еще до Качество кшанти означает, что преданный не
первой встречи Она испытывала любовь в разлуке, отступает перед трудностями и терпеливо их сносит.
пурва-рагу, а потом Она встретилась с Кришной, Виракти (отречение)—преданный равнодушен к
увидев Его на изображении. Когда преданный после объектам чувственного наслаждения, даже стал-
долгого ожидания, которое он так остро переживал, киваясь с ними непосредственно. Мана-шунйата—в
впервые видит Кришну воочию, чувство, которое он нем нет гордыни, он скромный и считает себя падшим,
испытывает при встрече, называется сиддхи, совер-