к Нему.
ваиварнйа). Мама Яшода проявляла признак свара- Уехав из Вриндаваны, Кришна пообещал его
бхеда, когда от гнева на Нанду Махараджа за то, что обитателям вернуться, и это обещание поддерживало
тот отправил Кришну в Матхуру, у нее прерывался в них жизнь. ёоль разлуки была такой сильной, что
голос. У Камсы проявлялся похожий признак, когда если бы не надежда на Его возвращение, они бы
его голос дрожал от гнева на Кришну, а это, конечно, умерли. Рупа Госвами пишет, что когда в летнюю пору
вовсе не значило, что он поднялся до уровня бхавы. солнце иссушает озеро, черепахи зарываются в ил и
Но девять качеств, перечисленных Рупой Госвами, живут там до сезона дождей, ожидая когда вода снова
таких как отречение, отсутствие гордости и другие, заполнит озеро. Обитатели Вриндаваны были
нельзя имитировать, и поэтому именно на них нужно подобны этим черепахам, зарывшимся в ил,—они
в первую очередь обращать внимание, если вы хотите сгорали в огне разлуки с Кришной и жили только
определить уровень преданного. благодаря Его обещанию вернуться.
Обитатели Враджа всегда поглощены размыш- Шрила Прабхупада говорил, что Кришна очень
346 347
Милость в наставлениях «Учение царицы Кунти»
привязан к Вриндаване и не покидает ее ни на миг. которым пряталась гопи. Кришна, делая вид, что
Он уехал в Матхуру, но в то же время остался жить во гонится за непослушным теленком, помчался вослед.
Вриндаване в воспоминаниях Своих преданных, Добежав до куста, Он остановился прямо перед гопи
которые все время думали о Нем, плакали в разлуке с и прикоснулся флейтой к ее щеке, а затем вернулся на
Ним, и благодаря этим чувствам все время общались дорогу и вместе с друзьям и телятами, как ни в чем ни
с Ним. Вот что значит ман-мана бхава—постоянно бывало, пошел на пастбище. Гопи же осталась стоять
помнить о Кришне. за кустом, как громом пораженная, почти без сознания,
Объясняя, что значит ман-мана бхава, посто- не в силах сделать ни шагу.
янное памятование о Кришне, ачарьи также рас- Спустя какое-то время свекровь спохватилась,
сказывают историю об одной гопи, которая недавно что невестки в доме нет, стала искать ее, и наконец
вышла замуж, приехала во Вриндавану и еще ни разу нашла за кустами. «Идем домой»,—стала звать она ее,
не видела Кришну. Она испытывала пурва-рагу— но та не двигалась. Тогда свекровь догадалась, что и
любовь в разлуке, которая проявляется еще до первой эту гопи укусила черная змея. Она отвела невестку
встречи. По утрам все гопи во Врадже взбираются на домой и, чтобы вернуть ее к жизни, решила в качестве
крыши домов, выглядывают в окна, прячутся за противоядия занять ее домашними делами. Первым
кустами и вскарабкиваются на деревья, чтобы увидеть делом она дала ей горшок йогурта и мутовку, чтобы та
прекрасного Кришну, когда Он с телятами и маль- сделала пахту. Но юная гопи была так увлечена
чиками-пастушками отправляется на пастбище. Эта Кришной, что вместо йогурта стала пахтать гор-
юная гопи тоже хотела выйти на дорогу, по которой