хотя находится на очень высоком уровне преданности.
шенство. Когда преданный видится с Кришной после Аша-бандха—он надеется, даже если надеяться,
долгой разлуки, его чувства называются тушти. Когда казалось бы, не на что. Такой преданный считает себя
преданный ни на минуту не разлучается с Кришной, падшим и знает, что не способен достичь совер-
его любовь называется стхити. Такой была любовь шенства в преданном служении благодаря собствен-
мамы Яшоды. Кришна уехал в Матхуру, но она ным усилиям, но, в то же время, он твердо уверен в
чувствовала, что Он всегда рядом с ней, и в то же том, что благодаря Кришне достигнет совершенства.
время она испытывала боль разлуки. Преданному, который находится на уровне спон-
Любовь не застывает неподвижно. Она все танного преданного служения, присущи также
время развивается, ее сопровождают различные качества: самутканта—страстное желание достичь
эмоции, которые углубляются и усиливаются, и совершенства в преданном служении; нама-гане сада
344 345
Милость в наставлениях «Учение царицы Кунти»
ручи—устойчивая привязанность к воспеванию лениями о Кришне и проявляют возвышенные
святых имен Господа; асактис тад-гунакхйане— эмоции любви к ёогу—слезы текут ручьями из их глаз,
привязанность к обсуждению качеств Верховной они меняются в лице, застывают в экстазе или дрожат,
Личности ёога; притис тад-васати-стхале— а порой проявляют пралаю—явление, когда застывает
стремление жить в святой дхаме или в том месте, где неподвижно не только тело, но также ум и чувства.
прославляют Кришну. Мама Яшода проявляла все эти признаки саттвика-
Именно перечисленные выше девять признаков бхавы, когда Кришна уехал в Матхуру. Рупа Госвами
любви к ёогу Рупа Госвами советует использовать в пишет, что когда Яшода, вернувшись домой, увидела
качестве критерия бхавы, потому что их трудно скрыть, на столе косметику Кришны, она почувствовала
невозможно имитировать, и они безошибочно прилив экстатической любви, упала, стала кататься
указывают на то, что преданный достиг бхавы. В по земле и ее тело покрылось ссадинами. Она видела
«ёхакти-расамрита-синдху» описаны и другие Кришну, куда бы ни падал ее взгляд—все, на что она
признаки бхавы: анубхава, саттвика-бхава, вьябхи- смотрела во Вриндаване, напоминало Кришну и
чари-бхава, но по ним трудно судить о том, достиг усиливало ее любовь. Стимулы, усиливающие
преданный бхавы или нет, потому что их легко экстатическую любовь, называются вибхава. Кроме
имитируют материалисты и похожие признаки Самого Кришны, вибхавой могут быть также любые
проявляют демоны. Камса иногда проявлял некоторые предметы, связанные с Ним,—например, отпечатки
признаки, напоминающие саттвика-бхаву, например Его стоп в пыли Вриндаваны. Обитатели Вриндаваны
его лицо густо краснело (изменение цвета тела—один везде видят эти отпечатки, и это усиливает их любовь
из признаков саттвика-бхавы, который называется